Найти в Дзене
Мир русского фарфора

Киево-Межигорская фаянсовая фабрика

После обнаружения в 1796 году месторождения каолина на землях сгоревшего в 1787 году Межигорского Спасо-Преображенского монастыря, 5 июля 1798 года указом императора Павла І была создана Казенная фаянсовая мануфактура. Это предприятие возникло в 20 верстах от Киева, в живописном месте на берегу Днепра.

Рабочими на предприятии стали крестьяне деревень Валки и Новые Петровцы, имевшие опыт гончарства, а также выходцы из киевских мещан. Всего на фабрике было занято 380 человек, ей принадлежали лесные и земельные угодья с залежами высококачественных глин.

Для своего времени фабрика считалась крупным керамическим производством. Изготовление тонкого фаянса английского типа, хорошо известного в России, казалось, сулило немалые выгоды и могло обеспечить россиян удобной и недорогой посудой повседневного пользования. Предполагалось, что Казенная фаянсовая фабрика станет коммерческим предприятием: для реализации ее продукции в городах были открыты магазины, комиссионеры развозили ее изделия по ярмаркам, выполняли многочисленные частные заказы, в том числе императорской семьи. Но производство оказалось убыточным и все то время, что фабрика существовала, она нуждалась в финансовой поддержке правительства.

До 1804 года она находилась в ведении Киевского магистрата, потом подчинялась киевскому губернатору, а с 1822 года ею стал управлять Кабинет Его Императорского Высочества в Петербурге.

Первые успехи фабрики в XlX веке связаны с именами братьев Карла и Христиана Вимеров. Их направили на работу в Межигорье по рекомендации князя Н.Б. Юсупова, директора Императорского фарфорового завода.

Ранее Карл владел фарфоровой фабрикой под Петербургом, а Христиан работал модельмейстером на ИФЗ, затем— на фабрике брата. Вимеры, усовершенствовав массу фаянса, выпускали простой белый фаянс и мраморный. Первые изделия фабрики не сохранились, так как были недостаточно красивы и не представляли интереса для коллекционеров.

В 1810 году на фабрике произошел крупный пожар, после которого полный цикл производства удалось восстановить только к 1815 —1816 годам. К тому времени на предприятии сложился штат из высокопрофессиональных мастеров. Технологи И.И.Ермоленко и П.П. Беденко выходцы из киевских мещан, разрабатывали рецептуры массы фаянса и глазури, технологию обжига, декорировку предметов. Форму изделий создавал Христиан Вимер.

На фабрике производили сервизы и отдельные предметы из белой, мраморной и бланжевой (с кремовым оттенком) массы фаянса. В 1811 году Ермоленко и Вимер были награждены золотыми медалями с надписью «За полезное» на Анненской ленте. Именно этим мастерам завод обязан своими успехами до 1825 года.

Среди первых заказных сервизов, выполненных в новой технике печатного рисунка, и сервиз с гербом Матвея Ивановича Платова — героя Отечественной войны 1812 года и заграничных кампаний 1813 —1814 годов. В архивах фабрики нет полного реестра на сервиз, но известно, что он не был отправлен самому Платову. После его смерти заказ оплатил сын, полковник Платов. Герб Платова на зеркале тарелки выполнен в технике черного печатного рисунка.

С 1811 года мастера этого производства работали над освоением техники печатного рисунка. Этот экономичный способ изобрел Холдшип в Англии в 1756 году, впервые его применили на фарфоре в Вустере. Гравер создавал изображение на камне, рисунок заполняли краской путем оттиска, наносили на лист бумаги (лепок). Затем лист закрепляли на изделии, которое обжигали, и рисунок переносился на предмет. В России эту технику впервые применили в 1814 году.

Изготовление печатного рисунка на фаянсе имеет свою специфику, на фабрике в Межигорье в 1815 —1816 годах ее разработали эмпирическим путем мастера Вимер и Ермоленко. Технической стороной дела занимался Л. Бегуновский. По распоряжению правительства секрет сохраняли в тайне. До 1817 года в Петербурге гравюры исполняли Кулибин, Воробьев, Шелковников. Готовые лепки привозили на фабрику и переносили на изделия.

В 1817 году на заводе начал работать гравер Дмитрий Иванович Степанов (1799 —1853), окончивший Академию художеств в Петербурге. На фабрике он трудился 35 лет. С 1826 года в школе при фабрике Степанов обучал рисунку и гравированию. Он был единственным известным профессиональным гравером отечественного фаянсового производства, кто составлял оригинальные композиции. Именно ему фабрика будет обязана тем, что печатный рисунок на изделиях считался лучшим в России и был ближе всего к английским оригиналам.

-6

В 1815 году Межигорская фабрика выполнила большое количество частных заказов (для графов Кочубея и Румянцева, Бетанкура и других). В 1816 году сервиз заказал великий князь Николай Павлович. Фабрика выполняла и доделки к английским сервизам императорских дворцов. Однако фаянс Межигорья был очень дорогим.

Кроме белого и бланжевого фаянса мастера первой четверти XIX века изготавливали предметы из цветных масс: красной, черной, мраморной.

-7

Первые три десятилетия были самыми трудными для мастеров Киево-Межигорской фабрики - они осваивали неизвестное производство и вырабатывали свой стиль. Успех к ним пришел на первой выставке российских мануфактурных изделий в Петербурге в 1829 году — изделия их фабрики были признаны лучшими. На протяжении 1830-х годов фабрика участвовала во всех промышленных выставках в Москве, Петербурге и Киеве.

Технически предметы 30—40-х годов XVIII века выполнены безукоризненно: прекрасны масса и глазурь, печатный рисунок, соразмерный форме предмета, четко проработанные рельефные детали, тщательно выверенные пропорции. Предметы в целом отличаются благородной простотой и элегантностью.

-8

В то время заказчиками фабрики были дворяне и чиновники. Во второй трети ХХ века вкусы «состоятельных покупщиков» изменились. Как никогда возросло влияние моды, началось производство разнообразных предметов в «исторических стилях».

Большим спросом у покупателей в 1830—1850-е годы пользовались изделия из цветных масс фаянса или покрытые цветными глазурями, сделанные мастерами, следовавшими английским образцам.

-9

Так, для Александры Федоровны, супруги императора Николая І, в 1832 году был выполнен чайный сервиз на 40 персон из голубого фаянса, декорированный мелким рельефным цветочным орнаментом, получившим название «гипюрового». В создании сервизов участвовал Н.Ф. Филиппов.

Необычайно популярными были сухарницы с рельефными виноградными листьями и листьями хмеля. Следует отметить, что в 1830-е годы поливы на изделиях были более насыщенных тонов, глазурь на них всегда лежит ровным слоем в отличие от изделий более позднего времени.

-10

Киево-Межигорский завод выполнял заказы императорской семьи. Для Никольского домика в Петергофе завод выполнил два сервиза — чайный из голубого фаянса в «готическом вкусе» и столовый с изображением «итальянских видов» в английской манере.

В 1844 году Кабинет Ее Императорского Высочества назначил единого директора для Киево-Межигорского завода и ИФ3. После отмены в 1841 году запретительного тарифа предприятие начало испытывать острую конкуренцию со стороны иностранного фаянса и фарфора российских частных заводов.

-11

Дирекция фабрики, стремясь исправить положение, часть продукции «старых фасонов» продала по более низким ценам, пригласила на работу иностранных мастеров, ввезла машины, построила новые здания. Но все было тщетно.

Окончательно разорило производство введение тарифа 1857 года, разрешившего свободный ввоз иностранных товаров, в том числе европейского фаянса. В 1858 году правительство предложило арендовать предприятие А.А. Ауэрбаху- владельцу известной частной фаянсовой фабрики в Тверской губернии. Осмотрев завод, Ауэрбах отказался.

-12

В 1858 — 1864-х годах фабрику получили в аренду братья Барские, в 1863 году аренда Барских была прекращена и фабрику в 1866 году продали на публичных торгах Шишкову. Но в 1870 г. она была взята обратно, т.к. Шишков не мог выплатить всей ее стоимости.

-13

В ноябре 1871 года фабрика была продана Говорову за 85 тысяч рублей, а в 1874 году отобрана у него и передана местной полиции, а в 1875 году – Киевской удельной конторе. В это время она уже бездействовала и, по-видимому, так и была ликвидирована, не возобновив работы.

-14

Один из посетителей первой выставки российских мануфактурных изделий 1829 года дал оценку экспонатам выставки: «Лучшим фаянсом по справедливости почитается киевский.» И действительно, изделия этой фабрики всегда отличались прекрасным качеством исполнения, соотношение формы и деталей — выверены и гармоничны, печатный рисунок выполнен высоко профессонально. Предметы, выполненные в классическом стиле или в стиле историзма, полностью соответствуют лучшим европейским образцам фаянсового производства.

-15

Еда
6,93 млн интересуются