Найти в Дзене
Никита Моисеев

Обзор фильма «Мой сосед Тоторо»

Даже если вы никогда не смотрели фильм «Мой сосед Тоторо», вы, вероятно, всё равно узнаете главного героя, который является общеизвестным лицом в культурном духе времени. За образом этого милого создания скрывается мучительная и прекрасная история о семье и утешении, рассказывающая о двух сёстрах: мудрой для своих лет Сацуки (Норико Хидака) и ангельской Мэй (Тика Сакамото). Пока их мать восстанавливается в больнице, они переезжают в старый дом за городом. Вместо привычной спокойной жизни, здесь начинают происходить по-настоящему чудесные вещи. Сестры находят в лесу гигантского, мягкого и безмятежного духа - Тоторо. Несмотря на свой детский оптимизм, Сацуки и Мэй испытывают трудности, но неожиданно получают помощь от Тоторо и его лесных друзей в этом, по сути, идеальном фильме. В фильме мастерски сочетаются лёгкая причудливость и глубокая печаль. Если начать читать, ничего не зная о сюжете, то сцена, в которой Сацуки, жизнерадостно сообщающая о поездке к матери в больницу, на самом деле
Оглавление

Даже если вы никогда не смотрели фильм «Мой сосед Тоторо», вы, вероятно, всё равно узнаете главного героя, который является общеизвестным лицом в культурном духе времени. За образом этого милого создания скрывается мучительная и прекрасная история о семье и утешении, рассказывающая о двух сёстрах: мудрой для своих лет Сацуки (Норико Хидака) и ангельской Мэй (Тика Сакамото).

Пока их мать восстанавливается в больнице, они переезжают в старый дом за городом. Вместо привычной спокойной жизни, здесь начинают происходить по-настоящему чудесные вещи. Сестры находят в лесу гигантского, мягкого и безмятежного духа - Тоторо. Несмотря на свой детский оптимизм, Сацуки и Мэй испытывают трудности, но неожиданно получают помощь от Тоторо и его лесных друзей в этом, по сути, идеальном фильме.

«Мой сосед Тоторо» рассказывает душераздирающую семейную историю, полную магии

-2

В фильме мастерски сочетаются лёгкая причудливость и глубокая печаль. Если начать читать, ничего не зная о сюжете, то сцена, в которой Сацуки, жизнерадостно сообщающая о поездке к матери в больницу, на самом деле - достаточно резкий поворот сюжета после продолжительного, весёлого вступления, в котором нет ни намёка на причину переезда семьи.

Это мог бы быть просто детский приключенческий фильм в уютной сельской обстановке, где девочки подружились с милыми лесными существами и спасли их от всеобщего зла. Но реальный конфликт в «Моем соседе Тоторо» гораздо сильнее, изображая реалистично ужасающую ситуацию, где продолжительные эпизоды чистой радости и веселья сменяются драмой.

Кадр из фильма Сацуки и её матерью
Кадр из фильма Сацуки и её матерью

Болезнь матери сестёр символизирует глубинный страх утраты, с которым сталкиваются дети - это одна из главных тем фильма. Её выздоровление происходит параллельно с возвращением Мэй после тревожного исчезновения, словно Тоторо «исцеляет» всю семью.

Хаяо Миядзаки намеренно избегает конкретных медицинских деталей: это история о диагнозах, а о чувствах. Такой подход позволяет сохранить атмосферу волшебства и делает фильм понятным и близким всем детям, которые переживают за здоровье своих родителей. Вместо акцента на болезни - внимание на эмоциональном опыте, на том, как ребёнок воспринимает мир в период тревоги и неизвестности.

Кадр из фильма с Сацуки и Мэй
Кадр из фильма с Сацуки и Мэй

Уже с первых сцен мы видим, что девочки отлично ладят друг с другом во время игр. При этом Сацуки старается проводить больше времени с матерью, пока отец работает.

У Сацуки своя жизнь. Она общается с соседскими детьми и вдумчиво учится в школе. Однако Мэй не всегда ладит с сестрой и хочет видеть Сацуки только в том случае, если не сможет остаться с кем-то из родителей. Через несколько неловких, душераздирающих сцен фильм показывает, как это начинает давить на старшую сестру.

Кадр из фильма с Сацуки и Мэй
Кадр из фильма с Сацуки и Мэй

Сцены, где Мэй остаётся наедине с Тоторо и другими существами, характеризуются захватывающим чувством открытия, например, когда она впервые натыкается на логово Тоторо. Но Сацуки впервые видит Тоторо на автобусной остановке; постер «Моего соседа Тоторо» - один из самых культовых в истории кино, и он отражает абсолютную простоту этого фильма.

Кадр из фильма с Сацуки и Тоторо
Кадр из фильма с Сацуки и Тоторо

В результате этой истории на автобусной остановке Сацуки попадает в тревожную ситуацию, которая ощущается именно так, как если бы ребёнок с добрыми намерениями пытался помочь. И тут появляется Тоторо. Всё, что Сацуки действительно нужно, - это кто-то, кто поддержит её под дождём и не позволит ей в одиночку пройти по грани между сестрой и матерью.

Мэй нужен мягкий друг, чтобы просто улыбнуться, а Сацуки нужен кто-то, кто придёт ей на помощь, когда она почувствует, что подвела Мэй, и напомнит ей, что она тоже ребёнок. Но своими более волшебными проявлениями Тоторо питает надежду и воображение девочек, и крошечные семена, которые он сеет, оказывают ощутимое положительное влияние на семью.

Кадр из фильма, где Мэй и Сацуки сажали деревья вместе с Тоторо
Кадр из фильма, где Мэй и Сацуки сажали деревья вместе с Тоторо

Даже спустя столько лет «Мой сосед Тоторо» обладает одним из лучших дизайнов студии Ghibli

Утонченный, очаровательный, гостеприимный и слегка зловещий мир «Моего соседа Тоторо» - это анимация, подобную которой вы найдете только в фильмах студии Ghibli.

Достаточно сказать, что анимация прошла долгий путь с первых дней существования студии Ghibli, а акварельный стиль 2D «Моего соседа Тоторо» до сих пор производит на зрителей яркое впечатление.

«Мой сосед Тоторо» по-прежнему может похвастаться одним из лучших дизайнов существ среди всех фильмов студии Ghibli, сочетая в себе идеи из японского фольклора и оригинальные идеи. Недаром Тоторо знаком практически всем на планете, а чёрные духи стали синонимом студии Ghibli (именно в фильме «Мой сосед Тоторо» они появились впервые).

Кадр из фильма с Мэй и чёрными чернушками
Кадр из фильма с Мэй и чёрными чернушками

Особенно поражает звуковое оформление, которое эффективно перекликается с несколькими повторяющимися фрагментами, помогая направлять повествование. От таинственной тишины до бодрых маршевых мелодий и нарастающей главной темы, передающей загадочное присутствие Тоторо, это настоящий шедевр.

Однозначно, этот фильм - шедевр анимации и по сей день! А вы смотрели Тоторо?