Какие музыкальные инструменты приходят вам на ум, когда речь идёт о Древней Руси? Наверняка это будут гусли с тематических картин XIX века и какие-нибудь сопилки. Но на чём играли в те времена на самом деле?
Сегодня я расскажу Вам о музыке средневекового Новгорода, ведь знаменитый новгородский мокрый слой сохранил для нас не только берестяные грамоты, но и останки древних музыкальных инструментов. Это позволяет нам представить, каков был музыкальный мир Древней Руси, по крайней мере, её северо-запада.
Здравствуйте! Меня зовут Очагова Анастасия и в этно-культурном проекте «По России, танцуя» я освещаю культуру Новгородской области, города Старая Русса, нам, собирателям этно-культурных особенностей, есть что Вам рассказать! Добро пожаловать на канал проекта «По России, танцуя», а информация, содержащаяся в лекции получена благодаря историческому журналу «Прошлое».
Древнерусский варган
Удивительно, но первым музыкальным инструментом, найденным в 1951 году на территории Новгорода, были не гусли, или что-нибудь в таком роде, а варган. Сейчас этот инструмент ассоциируется с народами севера, но в прошлом это был по-настоящему мультикультурный инструмент. Варганы известны от Англии до Японии. Но к началу ХХ века варган во многих местах исчез. В том числе и в России.
Варган XIV века найден во время археологических исследований на территории Владычного двора в кремле Новгородским отрядом архитектурно-археологической экспедиции СПбГУ под руководством кандидата искусствоведения Ильи Антипова.
Древнерусский варган – это рамка, к которой приклёпан металлический язычок. Древнерусские варганы были металлическими. По своей конструкции они мало отличались от современных якутских.
В те же 50-е годы были найдены и более привычные для нас древнерусские инструменты: гудки и гусли.
Гудки
Гудок – это трёхструнная скрипка, которую держали вертикально, упирая в колено или между колен.
Для того, чтобы менять высоту звучания, струну не прижимали к грифу, а касались её пальцами или ногтями.
Все три струны расположены были в одной плоскости, и во время игры звучали одновременно. Одна струна была мелодической, а две другие создавали фон. Можно было отключить две струны, чтобы играла только одна. Впрочем, есть находки чуть-чуть выгнутых подставок: возможно, были более развитые варианты, позволявшие играть на каждой струне отдельно.
Скорее всего, гудок так не назывался в Средние века. Сам этот термин более характерен для этнографических инструментов XIX века. Древнерусские гудки, вероятно, тоже назывались «гуслями».
Гусли
Собственно гусли появляются в XI веке. Но они выглядели не так, как их изображали художники XIX столетия. Это были лирообразные гусли, внешне похожие на лиру. У них было игровое окно, через которое музыкант левой рукой касался струн, а правой – бряцал или перебирал их. Чаще всего у таких гуслей было пять струн.
Среди лирообразных гуслей выделяется находка с надписью «СЛОВИША». Учёные до сих пор гадают, имя ли это музыканта или самого инструмента. У этих гуслей серьёзно повреждён корпус, но целиком сохранилась дека. Это большая удача для археологов, ведь дека – очень хрупкая деталь. Древнерусские гусли тоже сильно отличались от того инструмента, который мы себе представляем. В дубовой деке гуслей «СЛОВИША» не было резонаторного отверстия. Они были очень лёгкими, и это позволяло струнам отзываться во всём корпусе. И корпус звучал.
Привычные нам гусли появились только в XIV веке. У них не было игрового окна и их клали на колени. Но принцип действия был такой же: музыкант глушил струны левой рукой, правой бряцал. Либо он одновременно мог и правой и левой рукой манипулировать струнами.
Бубны и барабаны
По письменным и археологическим источникам мы знаем, что бубны и барабаны были популярны на Руси. Но археологи их не находят. Есть только колотушки, которые могли бы использоваться в качестве ударного инструмента. Причина такой неудачи может быть в том, что эти инструменты были одновременно просто устроенными и хрупкими.
Древнерусские аэрофоны
Аэрофоны – это музыкальные инструменты, в которых звучит столб воздуха. В Новгороде такие тоже находят. Самый простой такой «инструмент» - косточка на верёвке, которая жужжала, когда её раскручивали. Подобные инструменты до сих пор известны у австралийских аборигенов. Были бронзовые и костяные свистки, похожие на современные боцманские дудки. Находят и керамические свистульки, которые даже сохранили своё звучание, а также сопели – продольные флейты.
Волынка
А в 2015 году в слоях второй половины XIV века Старой Руссы нашли деталь волынки, причём это одна из самых древних подобных находок в Европе.
Кто заказывает музыку
Находки музыкальных инструментов раннего времени очень часто сопровождаются комплексом находок, который можно связать с боярскими усадьбами. Это значит, что музыка пользовалась высоким статусом, на инструментах играли в домах элиты. Но, судя по всему, к XIII-XIV векам социальный статус музицирования и вообще музыки понижается. Само отношение к музыке в обществе поменялось. Это, возможно, связано с развитием древнерусского общества. Возможно, это связано с распространением христианства. Игра на музыкальных инструментах и чрезмерное веселье осуждалось.
Откуда мы знаем, как звучала древнерусская музыка?
Мы не знаем. Древнерусская инструментальная музыка – традиция бесписьменная, потому она до нас не дошла. Если предположить, что она до нас дошла в виде народных наигрышей, то всё равно очень сложно представить, как сильно изменились эти наигрыши с древних времён. Поэтому вопрос лада, строя древнерусских музыкальных инструментов и музыки открыт, и, судя по всему, будет открыт очень долго.