Издание «Ведомости» сообщает, что регионы не торопятся с предметом «Семьеведение». Эксперты считают, что влияние этого курса на демографическую политику недооценено. По сути, очередной благородный посыл проигнорирован. Только в трех из 89 регионов РФ – Самарской, Тверской и Херсонской областях – во всех школах преподается «Семьеведение», в некоторых субъектах курс называется «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ). Об этом говорится в буклете, подготовленном Комиссией по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Общественной палаты. Об этом говорили и мы в прямом эфире: обсуждали, насколько это важно и нужно, но…
Сергей Михеев: Всё очевидно. Здесь речь идет о нематериальном факторе, который влияет на демографическую ситуацию, как и на любую другую. Странное дело: в других сферах все признают влияние нематериального фактора. Например, берем бизнес, торговлю: реклама везде и во всём. Что такое реклама? Это пропаганда, продвижение вашего товара, чтобы его купили. Здесь ни у кого не вызывает вопросов…
Что должен потратить деньги.
Сергей Михеев: Потратить деньги на эту вещь, и это важно. Первое: если вы меняете предпочтения людей, значит, вы получаете пользу. Второе: благородный повод - патриотизм, любовь к родине. Ни у кого сейчас не вызывает сомнения (раньше вызывало), что нужна пропаганда патриотических ценностей (фильмы, песни). Поняли, что нематериальное воздействие на убеждения, идеалы и ценности важно и потом будет иметь материальные последствия. А здесь разговоры только про одно: «Какой размер пособий» и т.п. Размер пособий важен, но если вы с головой не работаете, то никакие пособия не помогут. Если молодой человек (девушка) считает, что семья – это обуза и об этом лучше не думать, вы никакими пособиями их не заманите.
Поэтому: а. пример в самой семье; б. воспитание дома; в. учитывая, что дома и в семье бывает по-разному, то это вопрос общества, массовой культуры, образования. Всё это очевидно, но в качестве доброго пожелания не срабатывает или срабатывает только в случае прямого указания (разработки, методики, снабжение соответствующими материалами, выделение учебных часов и т.д.). Видите: в качестве доброго пожелания из 89 субъектов сработало только в трех. Если не будет прямого указания на уровне государственной политики, наверное, никто шевелиться не будет. Видимо, есть еще и материальный момент: как это будет оплачиваться? Кто этим будет заниматься? Как человек подготовлен и может ли он обо всём этом говорить, учитывая его собственное состояние? Это такая вещь, которая требует нравственного отношения и личного примера, и в этом смысле физику, математику и химию преподавать легче; с литературой и историей уже сложнее; а здесь ещё сложнее, и далеко не все на это способны. С одной стороны, это надо; а с другой стороны, есть объективные трудности.
Еще и родители пока не очень понимают, зачем нужны эти внеурочные занятия. Был опрос, и результаты публикует агентство ТАСС: лишь каждый третий россиянин поддерживает предложение сделать курс «Семьеведение» обязательным для учеников 5-9 классов; каждый четвертый считает, что это приведет к дополнительной нагрузке на детей: «И так много занимаются! А еще будете учить, как семью строить. Не нужно это!»
Сергей Михеев: Да, конечно: «Не нужно! Я три раза развелся, и он пусть не женится». Я считаю, что на родителей в этом смысле не надо ориентироваться, потому что, к сожалению, многие из них такие же шалопаи, как и их дети, особенно современные. Кто родители сегодняшних школьников? Люди из конца 1980-х - 1990-х годов. Они сами серьезно травмированы, и, чтобы это признать, нужны мужество, мудрость, а это такие качества, которые не так часто встречаются. Если выстраивать учебную программу исключительно из пожеланий родителей и, не дай Бог, из пожеланий учеников, то всё образование полностью развалится. Потому что это будет:«кто в лес, кто по дрова»; каждый «сам себе академик по педагогике»; каждый будет говорить, что «моему ребенку нужна только химия», «а моему - только физика», «а моему ничего не нужно», «а на моего мне наплевать - пусть в школу не ходит».
Это американский подход.
Сергей Михеев: Да, американский подход. А посмотрите, какие у них проблемы: они со всего мира вытягивают образованных людей! У них добиваются успехов мигранты, которых они вытягивают по всевозможным программам из разных стран мира, но в итоге это ведет к деградации. Может быть, у кого-то нет проблем с демографией, но исходить надо из реальной ситуации. У нас сейчас ситуация такая;несколько лет назад была другая; может быть, через какое-то время будет третья - тогда и будем корректировать эти вещи. Когда не будет проблем, тогда не надо будет никого этому учить, а сейчас, на данном историческом этапе, надо. Если бы мы исходили из приоритетов родителей, то в стране остались бы только экономические и юридические вузы! Почему? Потому что «большинство так считает», «опрос показал». Это недостаточный инструмент для формирования стратегии.
Комментарий: «Уроки по семейным ценностям могут проводить многодетные мамы после обучения на соответствующих курсах». Пишет многодетная мама, которая в одном браке, сторонник традиционных ценностей, и она категорически против «Семьеведения»: «В текущих условиях этот предмет будет скрытым внедрением секспросвета, что нехорошо; традиционным ценностям надо учить через предметное учение, в первую очередь - гуманитарного цикла, классической литературы. В каждой благополучной семье по-своему устроено решение бытовых вопросов, и навязывание в школах всегда воспринимается в штыки. И школьная нагрузка сейчас реально бешеная».
Сергей Михеев: Бешеная или не бешеная нагрузка, но на данном этапе стоит демографическая проблема и её надо решать разными способами, в том числе в школе. По-другому не получится. Если в школе (и вообще нигде) про это никто ничего не будет говорить, то надежды на благополучные семьи будут совершенно беспочвенными.
Уважаемой многодетной маме, которая говорит, что в каждой благополучной семье это решается по-своему, отвечаю. Во-первых: у нас большинство семей неблагополучные.
Вряд ли большинство.
Сергей Михеев: Да, неблагополучные по целому ряду вопросов. Второе: может быть, у Вас всё идеально, но и в благополучных семьях с этим не всё благополучно. Каждый, кто живет реальной жизнью, это прекрасно знает. Даже в многодетных семьях один думает так, другой по-другому, а третий как-то еще. Особенно это важно говорить на раннем этапе.
Что касается секспросвета: да, есть такая опасность, но она легко устраняется через контроль методических материалов, а так секспросвет можно сделать из уроков биологии.
Интернет тоже много выдает про секспросвет. Пишут, что дети сидят по 7-8 уроков и любые дополнительные предметы вызовут тошнотворную реакцию в силу перегрузки.
Сергей Михеев: У них любые предметы вызывают тошнотворную реакцию, поэтому с нагрузкой что-то надо поделать, но полностью отвергать такую идею я не считаю правильным.