Детективные фильмы – это особый вид захватывающих событий. По своей природе их сюжеты призваны возбуждать любопытство и интриговать, и лучшие из них делают это стильно. Даже при повторном просмотре, когда зрители уже знают ответы на главные тайны, детективные фильмы неизменно остаются захватывающими. На более напряжённом конце детективного спектра, вдали от нежных и уютных детективов вроде Агаты Кристи, есть детективные триллеры, которые в равной степени вызывают учащённое сердцебиение и недоумение.
От классики, снятой мастерами жанра, до ошеломляющих режиссёрских дебютов – эти фильмы держат зрителя в напряжении, заставляя его сидеть на краю кресла, с захватывающими дух боевыми сценами, головокружительными поворотами сюжета и леденящими душу ужасами. Из всех великолепных детективных фильмов, которые стоит посмотреть, эти десять – самые захватывающие.
____________________________
На север через северо-запад / 'North by Northwest' (1959)
Альфред Хичкок не зря заслужил прозвище «Мастер саспенса». Карьера режиссёра изобиловала фильмами с классическими сценами, которые входят в число самых захватывающих из когда-либо снятых. Хичкок также был известен своим дьявольским удовольствием, которое он получал от создания сцен детектива, нагнетая напряжение, зная, когда оставить зрителя в неведении, а когда раскрыть тайну. Мастерство режиссёра в этом деле наиболее очевидно в его бессмертной классике «На север через северо-запад».
В фильме, где главную роль играет Кэри Грант, постоянный соавтор Хичкока, в классическом сюжете «не тот человек». Рекламный агент Роджер Торнхилл, которого принимают за агента разведки, невольно оказывается втянутым в авантюры плаща и кинжала. Этот классический шпионский триллер Хичкока, оказавший большое влияние на франшизу о Джеймсе Бонде, раскрывает свою тайну благодаря одним из лучших боевых сцен режиссёра, в частности, погоне на кукурузнике и кульминации на горе Рашмор, которая придаёт буквальное значение термину «клиффхэнгер».
____________________________
Три дня Кондора / 'Three Days of the Condor' (1975)
Если и есть жанр детектива, который зрители, похоже, обожают в кино так же, как и в реальной жизни, так это триллеры о заговорах , в которых таинственные сюжетные линии дополняются изрядной порцией правительственного недоверия. Такие триллеры были особенно популярны в 70-х после Уотергейта, и Роберт Редфорд был одной из крупнейших звезд этого поджанра; самым захватывающим его фильмом стал параноидальный шпионский триллер «Три дня Кондора». Играя безвольного аналитика ЦРУ, обнаружившего, что все в его нью-йоркском офисе убиты, Редфорд пускается в бега. От кого именно, он не знает, но все еще пытается разгадать тайну, прежде чем присоединиться к своим незадачливым коллегам.
Фильм, снятый по роману « Шесть дней Кондора» и уверенно снятый Сидни Поллаком, наполнен политическими интригами, романтикой и рождественскими декорациями, которые легли в основу параноидального сюжета. Редфорд связывается с ничего не подозревающей сообщницей, которую играет Фэй Данауэй, и пытается скрыться от поддерживаемого правительством убийцы, роль которого с ледяным хладнокровием исполняет Макс фон Сюдов. Этот холодный, расчётливый триллер оказал такое влияние, что вдохновил КГБ создать разведывательное управление по образцу показанного в фильме.
____________________________
Прокол / 'Blow Out' (1981)
Брайан Де Пальма на протяжении своей карьеры снял множество фильмов с запутанным сюжетом, включая оригинальный фильм «Миссия невыполнима». Режиссёра часто сравнивали с Хичкоком из-за явных отсылок к нему. Это влияние особенно заметно в самом захватывающем фильме Де Пальмы «Прокол». Этот неонуарный триллер, являющийся прямым ремейком классического фильма Микеланджело Антониони «Фотоувеличение», переносит действие в Филадельфию. Джон Траволта играет звукооператора, чья работа над малобюджетным фильмом ужасов приводит к тому, что он, сам того не подозревая, записывается на видео убийство.
Сочетая хичкоковские острые моменты со стилем итальянских «джалло» и идеальной долей фривольности начала 80-х, Де Пальма в этом классическом триллере чувствует себя как рыба в воде. Прославленный режиссёр создаёт максимальное напряжение, используя технические тонкости звукового сопровождения, пока Траволта пытается уловить мотивы, скрывающиеся за звуками его убийств, что также делает его объектом внимания ужасающего посредника Джона Литгоу.
____________________________
Беглец / 'The Fugitive' (1993)
Классический телесериал 60-х годов «Беглец» на протяжении четырёх сезонов раскрывал тайну однорукого убийцы жены доктора Ричарда Кимбла, прежде чем привести её к убедительному завершению. Для высокобюджетной экранизации режиссёр Эндрю Дэвис сжал эту тайну до двухчасового боевика, который на удивление безупречен от начала до конца.
С Харрисоном Фордом в очередной культовой главной роли несправедливо осуждённого Кимбла и Томми Ли Джонсом, удостоенным премии «Оскар», в роли упрямого федерального маршала США, решившего привлечь его к ответственности, фильм полон напряжения и захватывающего экшена. После двух потрясающих сцен, включающих столкновение автобуса и поезда и последующее падение с плотины, фильм переходит к расследованию, в котором Форд пытается выследить убийцу своей жены, используя все преимущества чикагских локаций и великолепного актёрского состава.
____________________________
Семь / 'Se7en' (1995)
Дэвид Финчер явно тяготеет к мрачным и загадочным триллерам, сняв три поистине шедевральных детективных фильма, самым леденящим душу и захватывающим из которых стал его второй фильм, «Семь». После проблемного производства «Чужого 3», из-за которого он хотел уйти из кинопроизводства, Финчер вложил всю свою творческую энергию в свой триллер о серийном убийце, требуя от студии разрешения снять его так, как он задумал, а именно сохранить шокирующий финал.
Сценарий фильма написал Эндрю Кевин Уокер. Запутанная история двух детективов, расследующих жестокие убийства, основанные на семи смертных грехах, в руках менее опытного автора могла бы легко показаться пошлой и надуманной. К счастью, Финчер облагородил материал, создав бескомпромиссную классику, повлиявшую на многие фильмы и сериалы. Увы, ни один из них не смог сравниться с мрачной и суровой атмосферой «Семи».
____________________________
Крик / 'Scream' (1996)
Несмотря на то, что в нём достаточно крови и убийств, чтобы быть одним из самых страшных слэшеров, классический фильм Уэса Крейвена 90 -х годов «Крик» также является захватывающим детективом. В отличие от Джейсона Вурхиза и Фредди Крюгера, у культового убийцы Призрачного Лица нет чётко определённой личности, что делает всех подростков в актёрском составе подозреваемыми. Половина удовольствия от франшизы «Крик» заключается в её загадке и попытках выяснить, кто убийца, в постоянном ожидании следующего потрошения.
Каждый фильм серии пытается превзойти предшественника новыми поворотами сюжета. Однако классика с участием Крэйвена по-прежнему остаётся лучшей: два убийцы-призрака по цене одного, которые мгновенно становятся культовыми благодаря своему психотическому расстройству. Что делает эту загадку ещё более захватывающей, так это то, как Крэйвен с удовольствием расставляет ложные ориентиры и, особенно, как он разыгрывает финальную сцену своей затянутой домашней вечеринки, словно современная, пропитанная кровью Агата Кристи.
____________________________
Мементо / 'Memento' (2000)
Шедевр детектива Кристофера Нолана «Мементо» предлагает одну из самых остроумных схем повествования: повествование идёт туда-сюда, оставляя зрителя таким же неосведомлённым о произошедшем, как и его главный герой. Леонард Гая Пирса — классический герой нуара, собирающий улики и допрашивающий подозреваемых, чтобы раскрыть убийство своей жены. Задача, которая усложняется тем, что он страдает амнезией и не может формировать новые воспоминания.
Нолан склонен к построению сюжета-головоломки, даже в самых прямолинейных своих фильмах. Этот подход уместен для этого криминального триллера, который, казалось бы, раскрывает карты с первого кадра, но затем снова и снова выбивает почву из-под ног зрителя, подобно тому, как реальность вырывается из-под ног Леонарда. Этот подход вознаграждает за многократное просмотры и лишь усиливает захватывающую тайну, лежащую в основе его нуарного сюжета, делая «Мементо» одним из величайших детективных фильмов всех времен.
____________________________
Олдбой / 'Oldboy' (2003)
Задолго до того, как фильм достигает своей душераздирающей развязки , безумный боевик-триллер Пак Чхан Ука «Олдбой» предлагает больше интригующих тайн и кровавых сражений, чем большинство американских аналогов, вышедших в тот же период. Фильм рассказывает о мужчине, который, казалось бы, без всякой причины, провел в тюрьме пятнадцать лет, но затем набирает обороты после того, как он выходит на свободу и отправляется мстить.
Повороты сюжета происходят так же стремительно, как и убийства, когда О Дэ Су в исполнении Чхве Мин Сика пробирается сквозь южнокорейский преступный мир в поисках ответов. Благодаря интенсивной хореографии каждый удар производит глубокое впечатление, но это всего лишь любовные прикосновения по сравнению с тем мощным ударом под дых, который ждёт его и зрителей в конце этого сумасшедшего путешествия в ад.
____________________________
Прощай, детка, прощай / 'Gone Baby Gone' (2007)
Бен Аффлек начал вторую фазу своей режиссёрской карьеры с фильмом «Прощай, детка, прощай», экранизацией бостонского детективного романа Денниса Лихейна, которая сенсационно увенчалась успехом. Кейси Аффлек и Мишель Монаган великолепно сыграли пару молодых детективов, нанятых для поиска пропавшей девочки из бедного района. Сюжет становится всё более запутанным, а тайны — всё более туманными по мере того, как персонажи всё глубже погружаются в недра города, и Аффлек рисует довольно мрачный портрет своего родного города.
Проницательные персонажи, за которыми наблюдают, формируют повествование фильма, исследующего серые зоны, где, как правило, обитают люди, оказавшиеся на грани добра и зла. Актёрский состав одинаково великолепен, но Эми Райан затмевает всех остальных, номинированной на премию «Оскар» игрой в роли матери пропавшего ребёнка, чьи грехи, по-видимому, искупает её невинная дочь. В Бостоне всё не совсем так, как кажется, в этом закрученном триллере Аффлека, который то и дело заставляет зрителя нервничать.
____________________________
Остров проклятых / 'Shutter Island' (2010)
Ещё одна экранизация произведения Лихэйна, непредсказуемый триллер Мартина Скорсезе «Остров проклятых», сочетает элементы психологического ужаса с детективным сюжетом. Леонардо Ди Каприо играет федерального маршала, который ищет пропавшего пациента психиатрической клиники на одноименном острове. Вместе с напарником он попадает в бушующий шторм и оказывается втянутым в потенциальный заговор. Чем глубже персонаж Ди Каприо копает, тем меньше он понимает, что такое здравый смысл, а визуальные эффекты и классическая музыкальная партитура только усиливают напряжение.
Сочетание фантастики и реальности выделяет «Остров проклятых» среди фильмов Скорсезе, чей преувеличенный стиль режиссуры прекрасно сочетается с исторической обстановкой и жанровыми интригами. Неожиданный поворот сюжета также добавляет новый уровень детективной интриги при повторном просмотре, позволяя зрителям всматриваться в каждый уголок кадра в поисках дополнительных подсказок и предзнаменований. «Остров проклятых» — мастерский детективный фильм, который неизменно захватывает.