В 1875 году Сахалин вошел в состав Российской империи. На всем Дальнем Востоке, включая Сахалин, до 1909 году действовал режим порто-франко (беспошлинный).
В 1905 году после поражения в русско-японской войне Россия уступила южную половину острова. Сухопутная граница прошла по 50-й параллели.
В 1909 году на Дальнем Востоке был отменен режим порто-франко и в силу вступили общероссийские нормы таможенного устава и тарифов, что потребовало формирование таможенной службы на Сахалине.
3 августа 1910 года Распоряжение Министерства Финансов «Об открытии в Приамурском таможенном округе Петропавловской и Александровской таможенных застав» от 03 августа 1910 года (Собрание узаконений и распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате, С.Петербург 1919 г. ст.1446) был внесен для опубликования.
В 1910 г. когда в г. Александровск-Сахалинский был основан таможенный пост, в 1912 г. в заливе Чайво была образована погранично - таможенная застава.
После Октябрьской революции Сахалин полностью оккупировали японцы. Весной 1925 года север острова был освобожден, и 16 мая Александровская портовая таможня возобновила работу. С введением государственной монополии на внешнюю торговлю советские таможенники занимались регистрацией и «клеймением» товаров иностранного происхождения.
Но, в связи с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР № 60 от 5 февраля 1938 года было ликвидировано дальневосточное отделение Главного таможенного управления, а руководство таможенными учреждениями и постами было возложено на Владивостокскую таможню, в состав которой вошли таможни и таможенные посты, в числе которых упомянуты:
1. Александровская на Сахалине с постами в Агнево. Владимировке, Дуэ, Пильво.
2. Охинская на Сахалине с постами в Даги, Катангли, Колнги-Монги, Ныйво, Пильтун, Чайво.
После освобождения Южного Сахалина от японцев в 1945 году, первым таможенным органом стала Корсаковская таможня, образованная Приказом Народного Комиссариата Внешней Торговли СССР от 17 декабря 1945 года № 339.
В середине декабря 1985 года в городе Холмск была создана самостоятельная таможня с таможенным постом в Невельске, который в 1989 году стал полноценной Невельской таможней.
В 1989 году в связи с планируемым открытием в следующем году Южно-Сахалинского международного аэропорта при Корсаковской таможне создан Южно-Сахалинский таможенный пост.
В 1991 году на базе Южно-Сахалинского таможенного поста была создана Сахалинская региональная таможня, включая Южно-Курильский и Крабозаводской таможенные посты.
В 1993 году Региональная таможня преобразована в Южно-Сахалинскую таможню с вновь созданными постами в городах Александровске- Сахалинском и Поронайске. Из «старых» остался Южно-Курильский таможенный пост. Через год случилась трагедия на Южных Курилах - сильное землетрясение разрушило многие здания, в том числе и Крабозаводского таможенного поста, поэтому его упразднили.
В последующие годы система таможенных органов на Сахалине развивалась и совершенствовалась, на сегодняшний день Сахалинская таможня – это крупнейшая таможня Дальнего Востока, создана 05.05.1998 в соответствии с Приказом ГТК России от 22.04.1998 года № 245 «О создании Сахалинской таможни» в результате реорганизации и слияния Южно-Сахалинской, Корсаковской, Холмской, Невельской таможен.
Наверно, это своеобразные рекорд среди "обычных регионов"на острове действовали 4 таможни.
В состав таможни входили Южно-Сахалинский, Корсаковский, Невельский, Холмский, Александровск - Сахалинский, Южно- Курильский таможенные посты и Де-Кастринский таможенный пост, который в 2013 году был переподчинен Хабаровской таможне. Де-Кастринский таможенный пост Амурской таможни, расположенный в Хабаровском крае, был присоединен к Сахалинской таможне в сентябре 2007 года. Это объяснялось тем, что порядка 98% товаров, декларируемых в Де-Кастри, составляла нефть, добываемая в рамках проекта «Сахалин-2».
С апреля 2011 года таможенное оформление нефти стало осуществляться централизованно – в Центральной энергетической таможне. Учитывая материковую удаленность Де-Кастринского таможенного поста от Сахалина, возникла целесообразность переподчинения поста Хабаровской таможне.
Эмблема Сахалинской таможни представляет собой четырехугольный геральдический щит с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности. Снизу до половины щит закрывает золотого двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья, увенчанного двумя малыми коронами и над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. Высота видимой части орла, включая большую корону, равна высоте щита. В изумрудной (зелёной), снизу тонко окаймлённой золотом главе щита расположены золотые перекрещенные факел и кадуцей. В нижнем поле щита - фрагмент герба Сахалинской области. Щит обрамлён по сторонам выходящей из-под крыльев орла изумрудной (зелёной), тонко окантованной золотом лентой. Под щитом золотыми литерами в две строки написана надпись: «САХАЛИНСКАЯ//ТАМОЖНЯ». Ширина ленты равна высоте главы щита.
Первая попытка выпустить знак не получилась из-за низкого качества знака.
Сохранилось несколько пробных знаков.
Первым знаком Сахалинской таможни можно считать:
Встречается похожий знак, но фабрики Челзнак.
Первый полноценный знак, выпущенный в 2010 г., фабрикой Брегет. Знак изготовлен из латуни с эмалевым покрытием и винтовой закруткой.
Также в 2010 году выпускается знак ф-ка Брегет на 100-летие таможни.
Также встречается разновидность данного знака с белой эмалью.
Фрачный знак, с неизвестной историей.
В связи с двойным исчислением периода деятельности таможенной службы на Сахалине выпускаются юбилейные медали с датой отчета советского периода.
На аверсе медали изображен герб города с указанием памятной даты, на реверсе схематичное изображение острова с указанием названия постов. Все медали выпускались с удостоверением. Медали номерные, лучше с номером до 150, последующие использовались для сувениров. Также есть медали без номера.
Юбилeйнaя медaль нa пятиугoльнoй колодке "20 лет Сaхaлинскoй тамoжне" с муаровой лентой (номерная, удостоверение). Двуcтoронняя штaмпoвкa с эмалью. Диaмeтр 32 мм., ширина 2 мм.
К сожалению, кроме Сахалинской таможни, только Корсаковская таможня отметилась выпуском юбилейной медали.
На 110-летие таможни выпускается двухуровневый знак в виде креста.
Производитель: Челябинская художественная фабрика «Брегет» (г.Челябинск), размер Диаметр: 43х45. Материал: латунь/нейзильбер
Как мы видим история Сахалинской таможни состоит из двух частей: царской и советско-российской, что нашло свое отражение в знаках, которые использовали двойное исчисление появление таможенной службы на Сахалине. Но, в 2020 году по инициативе начальника таможни приказом Дальневосточного таможенного управления была утверждена важная для ведомства историческая дата 3 августа 1910 года признана датой образования Сахалинской таможни.
Также был выпущен должностной знак Таможенная охрана. Его можно посмотреть здесь.
Сахалинская таможня - одна из немногих в России, которая имеет в своем распоряжении большие морские суда проекта 14232 шифр «Меркурий» — тип морских быстроходных катеров на воздушной каверне. На Сахалине морской отдел был образован в 1996 году – за год до создания морской службы таможенных органов Российской Федерации и за два года до образования Сахалинской таможни.
С Сахалинской таможней связаны три судна: Петр Матвеев, Павел Верещагин, Виталий Кирсанов.
Большое таможенное судно «Петр Матвеев» было построено на Хабаровском судостроительном заводе по заказу Государственного таможенного комитета. Судно вступило в строй в 1998 году и поступило на вооружение объединённой Сахалинской таможни, и было названо в честь легендарного таможенника Петра Фроловича Матвеева, который был одним из зачинателей таможенного дела в послевоенной истории. Матвеев участвовал в Великой Отечественной войне, был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За Победу над Японией». Петр Фролов Матвеев был награждён почётными знаками «Знак отличия МВТ» (1973) и «Отличник таможенной службы СССР» (1988).
БТС «Пётр Матвеев» восемь лет работало в сахалинских водах, участвовало в различных спецоперациях и поимке контрабандистов. В 2006 году судно пополнило флот Владивостокской таможни.
Большое таможенное судно «Павел Верещагин» входит в состав Сахалинского морского отдела Дальневосточного таможенного управления. Было построено на Хабаровском судостроительном заводе и введено в эксплуатацию в 2000 году. Патрульный корабль назван в честь киногероя из популярного фильма «Белое солнце пустыни».
2 ноября 2001 года быстроходный таможенный судно «Виталий Кирсанов» принят в состав Сахалинского морского отдела Дальневосточного таможенного управления ФТС России, порт приписки - Холмск. Судно построено на Хабаровском судостроительном заводе и названо в честь бывшего начальника Дальневосточного таможенного управления генерал-лейтенанта Виталия Кирсанова.
Рекомендую к посещению сайт Фалеристика Сахалинской области. Там можно увидеть знак с белой эмалью, а также пример "изумительного" деревянного зодчества в виде знака, якобы выпущенного на 10-летие таможни.
Не забывайте ставить лайки :), оставлять комментарии и подписываться на канал, чтобы не пропустить интересное. И присылайте материал для публикации.