Найти в Дзене
Internet of Energy

Локальные рынки электроэнергии в Великобритании

Оглавление

Наш канал продолжает серию материалов, посвященных вопросам развития локальных энергетических рынков. Сегодня мы рассмотрим объёмный аналитический обзор, подготовленный Центром анализа европейской политики (CEPA) по заказу Департамента по энергетической безопасности и углеродной нейтральности Великобритании (DESNZ) и содержащий оценку нескольких моделей таких локальных рынков, которые могут повысить эффективность интеграции распределённых энергетических ресурсов (DER) и улучшить управление распределительными электрическими сетями на фоне энергоперехода и децентрализации энергетики.

Термин «локальный рынок» трактуется как рыночный механизм балансировки спроса и предложения электроэнергии на уровне распределительной сети – в отличие от рынка электроэнергии уровня энергосистем с магистральными передающими сетями и подключенных к ним участников. Великобритания является одним из лидеров в развитии локальных рынков электроэнергии, разрабатывая подход к активному управлению распределительной сетью. В обзоре изложены выводы о потенциале разработки и внедрения моделей локального рынка в условиях Великобритании, а также о связанных с ними преимуществах и рисках.

Предпосылки внедрения и модели локальных рынков

Авторы выделяют ряд причин для внедрения локальных энергетических рынков. Во-первых, это необходимость активного управления ограничениями в распределительных сетях на фоне роста объёмов DER. Во-вторых, текущие рыночные механизмы плохо учитывают потребности и возможности DER, поскольку ориентированы на участников, подключённых к магистральной сети. Третье – локальные рынки способны дать лучшие ценовые и инвестиционные сигналы, более точно отражающие ограничения и ценность ресурсов в конкретных местах и моментах времени.

В обзоре выделены три модели локальных рынков, эффективная реализация которых поможет решить проблемы существующей модели энергорынка (Status quo). Сравнение этих моделей показано на рис. 1.

Рис. 1. Структура модели местного рынка в сравнении со Status quo. TMO – оператор оптового рынка (NGESO – оператор национальной электросетевой системы электроснабжения), DMO – оператор розничного рынка
Рис. 1. Структура модели местного рынка в сравнении со Status quo. TMO – оператор оптового рынка (NGESO – оператор национальной электросетевой системы электроснабжения), DMO – оператор розничного рынка

Модель 0: Status quo

Механика функционирования существующего энергетического рынка следующая. Участники рынка подают заявки (для увеличения спроса или сокращения выработки) и/или оферты (для снижения спроса или увеличения выработки). При закрытии торгов подаются заявки на механизм балансировки. TMO выбирает комбинацию балансирующих ставок и системных услуг, которая наиболее эффективно уравновешивает спрос и предложение, соблюдая при этом ограничения на передачу. Согласованные с механизмом балансирования ставки/оферты получают свою цену (оплата по факту предложения). Механизмы этого рынка не учитывают такие значимые факторы, как особенности локации и тайминга конкретных рынков (в части инвестиций и особенностей эксплуатации), и, что важнее, не учитывают производство и спрос на уровне распределительной сети.

Модель 1: Централизованный рынок

В этой модели ресурсы как на уровне передачи, так и распределения координируются и оптимизируются единым оператором. Все ресурсы участвуют в едином процессе согласования заявок и клиринга с учётом ограничений обеих сетей (магистральной и распределительной). К преимуществам модели относятся оптимальное использование ресурсов, конкуренция на равных и масштабируемость. К недостаткам – высокие требования к вычислительным и информационным мощностям для мониторинга, администрирования, проверки и постоянного обновления данных о распределительных сетях, ограничениях, ресурсах и спросе.

Модель 2: Многоуровневый рынок

Эта модель направлена на решение вычислительных и информационных задач путем разделения ответственности за балансировку поставок и спроса между отдельными рынками на уровне распределения и передачи данных и разделения задач между операторами рынка с итеративной координацией между ними (двусторонний обмен информацией и предложениями между уровнями). Преимущества модели – гибкость и масштабируемость, возможность учета локальных особенностей, снятие части нагрузок с централизованных алгоритмов, повышение приватности. К минусам отнесены риск неоптимальных решений из-за итераций, необходимость согласованной работы многих операторов и требование быстрой сходимости итерационного процесса.

Модель 3: Двухступенчатый рынок

Эта модель также отражает разделение рынков и/или операторов на уровне распределения и передачи. В данной модели действует поэтапный клиринг: сначала на уровне распределения, затем на уровне передачи; взаимодействие одностороннее. Преимущества модели – простая реализация, малый объем информационных требований. Минусы: нет совместной оптимизации всех ресурсов, есть риск неэффективного распределения ресурсов и клиринга, снижения конкуренции между ресурсами разных уровней.

Выгоды и риски локальных рынков

В обзоре описаны следующие выгоды от внедрения локальных рынков электроэнергии:

  • Более эффективная интеграция DER. Местные рынки позволяют учитывать локальные ограничения и ценность гибкости DER, что приводит к более точному балансированию спроса и предложения на уровне распределительных сетей.
  • Оптимизация использования существующих ресурсов. Совместная оптимизация работы ресурсов магистрального и распределительного уровней сети может снизить системные издержки за счет лучшего использования потенциала DER.
  • Передача более точных ценовых сигналов. При условии применения распределенных маржинальных цен (DLMP), местные рынки могут формировать значительно более актуальные и точные локальные ценовые сигналы для инвестиций и принятия решений при эксплуатации DER.
  • Повышение прозрачности и конкурентоспособности. Местные рынки способствуют вовлечению большего числа участников благодаря более открытому доступу и возможности агрегирования предложений DER.
  • Снижение затрат на инвестиции и эксплуатацию сети. Некоторые исследования показывают потенциальную экономию от развития локальных рынков на уровне миллиардов фунтов стерлингов в долгосрочной перспективе – в зависимости от сценариев проникновения DER и выбранной модели рынка.
  • Технологическая нейтральность. Подход местных рынков не выделяет конкретные технологии, что обеспечивает равные условия для различных видов решений, в том числе низкоуглеродных.

Основные риски внедрения локальных энергетических рынков таковы:

  • Неопределенность материальности выгод. Есть опасения относительно масштабов потенциальной экономической выгоды и срока, за который они могут быть реализованы, особенно на фоне высоких затрат на разработку и модернизацию мониторинговых и ИТ-систем.
  • Высокая стоимость внедрения. Необходимы значительные инвестиции в оснащение распределительных сетей средствами мониторинга, цифровизации, обеспечения кибербезопасности и новым программным обеспечением для комплексной оптимизации.
  • Риски ликвидности и конкуренции. Возможна недостаточная ликвидность локальных рынков по сравнению с национальными, особенно если рынок ограничен отдельной зоной или сетью, что может привести к неэффективным или нестабильным ценам и ограниченному числу продавцов.
  • Сложность управления данными и кибер-риски. Масштаб сбора и обработки данных от миллионов участников увеличивает требования к информационной инфраструктуре и создает вызовы по обеспечению конфиденциальности и защите информации.
  • Общественное восприятие и принятие. Механизмы распределения ограниченной пропускной способности сети по рыночным принципам могут вызвать вопросы о справедливости цен на электроэнергию и снизить социальную поддержку реформ среди отдельных категорий потребителей.
  • Правоприменение и защита потребителей. Большое число участников затрудняет контроль за соблюдением рыночных правил и проведение расследований по нарушениям, а структуру потребительской защиты предстоит адаптировать для новых моделей рынка.

Условия внедрения локальных рынков

Выявлены следующие необходимые условия для создания локальных энергетических рынков:

  • Развитие цифровой и измерительной инфраструктуры. Местные рынки зависят от высокого уровня визуализации состояния распределительных сетей, автоматизации сбора данных и мониторинга в реальном времени, что требует дооснащения существующих сетей.
  • Стандартизация и интеграция ИТ-систем. Необходимы общие стандарты для обмена данными, протоколов связи и управления между DER, сетями и операторами.
  • Готовность регулирующих органов и рынка. Для постепенного перехода рекомендована поэтапная проработка моделей местных рынков с учетом взаимодействия с другими реформами (например, внедрение узловых тарифов или «зелёных» пулов).
  • Разработка и апробация справедливых алгоритмов клиринга. Требуется создание таких рыночных механизмов, которые одновременно будут учитывать ограничения сети, ценовые сигналы, вопросы конкуренции и интересы разных участников.
  • Пилотные проекты и международный опыт. Возможность масштабирования зависит от успешности текущих испытаний и пилотов, как в Великобритании, так и в других странах, адаптации лучших практик и методов.
  • Гибкость и этапность внедрения. Рекомендуется постепенное развитие, для того чтобы минимизировать технологические, экономические и социальные риски и избежать фрагментации вследствие разных подходов распределительных сетевых компаний.

Выводы

Основной вывод в обзоре состоит в том, что локальные рынки электроэнергии способны повысить эффективность работы распределительных сетей и интеграцию DER. Наиболее перспективными названы модель централизованного рынка (для достижения максимальной эффективности) и модель многоуровневого рынка (для соблюдения баланса между сложностью и гибкостью). Однако, построение рынков этого типа осложняется низкой определенностью выгод, высокими инвестиционными и организационными издержками, а также социальными и техническими рисками. Для успешной реализации таких проектов необходимы развитие инфраструктуры, поэтапное проектирование, адекватная оценка выгод и рисков, а также тщательная интеграция с параллельными реформами и инициативами в энергосекторе.

Подробнее читайте в DESNZ research paper № 52 за 2023 год

Подготовлено АНО «Центр «Энерджинет» при поддержке Фонда НТИ и Минобрнауки России