Найти в Дзене
artjockey

Проваленная мобилизация (часть 2\2

Проваленная мобилизация (часть 2\2)

В итоге получается странная система, когда человека ловят на улице, избивают, не дают собрать вещи, нарушают все его права на ВЛК, отправляют на войну против его воли. А потом ему за это начинают платить по 3 тысячи долларов ежемесячно. Но зачем в этой схеме нужна денежная выплата? Те, кто хочет воевать — воюют и без выплат в 100 тысяч. Те, кто не хочет — бегут из армии и так, и будут бежать, даже если вместо 100 тысяч будет 200 или 300, так как это лишь разные категории «много». Какой-то незначительный процент остаётся и идёт из-за денег, но ради удержания этого процента платить приходится всей армии. А всё потому, что когда в марте 22-го эти выплаты вводились, то никто не думал, что война продлится более трёх лет, казалось, что это на несколько месяцев.

Также к системе с обязательной мобилизацией нельзя нормально «прикрутить» подписной бонус. Вот куда его? Тебя насильно отправили в армию, а потом дали за это денег? К тому же Украина уже провела эксперимент с бонусом в виде контракта за миллион для категории от 18 до 24 лет и он провалился. За полтора месяца всего 500 человек заключило такие контракты. То есть даже за бонусом украинцы в ВСУ не пойдут.

Так что увеличение выплат вряд ли серьёзно скажется на темпах мобилизации. Всё указывает на то, что проблема с личным составом для Украины не решаема, это следствие совокупности факторов, почему население просто не хочет воевать, и эти факторы объективны и неустранимы. Часть из них — ошибочные решения в прошлом, хотя тогда казалось, что это правильные шаги, а другая часть — просто следствие длительности войны, объективных рисков для солдат (украинцы уже не верят в то, что война идёт почти без потерь) и отсутствия у населения страха перед завоевателем больше, чем страха перед смертью или инвалидностью. А ненависть не равна страху, от оккупантов в конце концов можно уехать, а то, что в России открыты границы, особенно на выезд, все украинцы прекрасно знают.

Но признать эту проблему объективно для Украины будет означать, что нужно искать мира с Россией до того, как на фронте кончатся солдаты. Всей картины мы не знаем, но может быть и такое, что этот момент уже наступил.

В то же время проблему можно признавать, но замалчивать. И это, похоже, не вариант Киева. Я считаю, что Зеленский и его окружение неверно оценивают потенциал воли к сопротивлению у собственного населения, то есть украинская власть не может поверить, что желающие воевать украинцы в основном закончились и на это невозможно повлиять финансовыми выплатами. Зеленский поглядывает на Россию, видит, как эта проблема решается там, и получает удобный повод спихнуть её на Европу.

С точки зрения Зеленского проблема не в нём и его ошибках, не в украинцах, а в европейцах, которые не дают денег столько, чтобы можно было платить солдатам так же, как платят в ВС РФ. Но даже если ЕС согласится на такие выплаты (что вряд ли), проблему это, я уверен, не решит.

А решения, как я уже сказал, у неё нормального нет, если не изобрести машину времени и не вернуться в 2022-й год со знанием, что война продлится как минимум до середины 2025-го. Вот тогда, уверен, в Киеве совершенно иначе подходили бы к вопросу, и страну бы переводили на военные рельсы, и населению бы внушали, что воевать должны все, и мобилизацию бы сразу если не с 18, то с 21 года бы объявили. Но 2022-й не вернуть и Украине нужно воевать уже так, как есть.

В итоге пока единственная надежда Украины — это тотальная оборона, та самая «стена дронов», в надежде, что оставшийся оборонительный потенциал сможет перемолоть российский наступательный. При этом Трамп надавит на Путина, а Путин не решится объявлять вторую волну мобилизации и согласится заключить мир на условиях некого компромисса. Потому что личный состав Украине взять уже неоткуда, чем больше будет мобилизация — тем больше из армии будут бежать, а без личного состава перехватить инициативу не получится.