В XX веке журнальные иллюстраторы и модельеры диктовали миру, как выглядит красота. И одна женщина, непохожая на других, сумела вписать себя в историю моды. Историю иллюстратора Гордон Конвей рассказывает Хизер Радке в книге «Взгляд назад: культурная история женских ягодиц».
«Гибсоновская девушка»
В начале XX века был популярен образ красавицы Прекрасной эпохи — женский образ с полной грудью, пышными бедрами и большой копной волос, уложенных в свободный пучок. Его создал иллюстратор Harper’s Weekly и Collier’s Чарльз Гибсон.
В 1890-х американский художник Чарльз Дан Гибсон опубликовал серию графических портретов, которые изображали девушек, попавших в различные бытовые ситуации. Они плавали, читали, катались на велосипедах, работали в саду, при этом оставались женственными и привлекательными.
Благодаря идеалу красоты менялась мода — жесткие корсеты и турнюры сменились гибкими конструкциями, леди могли позволить себе большую свободу движений и были раскованнее, чем женщины Викторианской эпохи. Но в образе главным элементом оставалась подчеркнутая женственность.
Кто такая Гордон Конвей?
Женщина, которая изменила идеал красоты на десятилетия вперед, родилась в Далласе. Ее звали Гордон Конвей. Вместе с матерью, вдовой лесопильного магната, она блистала в высшем обществе. Гордон отличалась от девушек из модных журналов: она была высокой и худой, с выступающим подбородком и ярко-рыжими волосами.
В детстве Гордон переживала из-за того, что не похожа на свою мать, Томми, которая была близка к идеалу гибсоновской девушки. Девочка-подросток так расстраивалась, что даже вырезала себя из всех семейных фотографий. Когда Гордон повзрослела, она научилась одеваться и подавать себя так, что нетипичная внешность ей не мешала. Но она хотела, чтобы ее образ стал модным.
В 19 лет Гордон Конвей приехала в Нью-Йорк, чтобы стать иллюстратором Vanity Fair или Harper’s Weekly. Она хотела не следовать моде, а определять ее. Через год ее наставником стал иллюстратор Хейворт Кэмпбелл, первый арт-директор издательства Condé Nast.
«Конвей <...> хотела создавать модные иллюстрации, которые будут хорошо продаваться, но при этом для нее важно было найти собственный неповторимый голос и стиль. Именно в этом ей помог Кэмпбелл. Он подыскивал для нее заказы в ведущих изданиях вроде Vogue, Harper’s Bazaar и Vanity Fair», — пишет Хизер Радке.
За 15 лет Гордрон Конвей создала более 5000 иллюстраций и навсегда изменила моду.
Свободные городские девушки
Гордон Конвей создала новый идеал красоты — худые и гибкие европейки, по типажу похожие на саму Гордон. Их тела лишены пышных форм. Ее модели всегда в движении — танцуют или играют в теннис. Или же отдыхают, вальяжно развалившись на диванах.
«Художница гордо демонстрировала окружающему миру новую женственность, буквально врисовывая себя в историю моды», — подчеркивает Хизер Радке.
Женщины на иллюстрациях Конвей носили короткие платья с заниженной талией, шляпки-колокола. Они были светскими львицами и тусовщицами. А еще — «олицетворяли новое поколение женщин: мятежных и энергичных городских жительниц, занимающихся спортом, умеющих водить машину и свободно встречающихся с мужчинами».
Девушек Конвей прозвали флэпперами. Они обрели известность благодаря журнальным иллюстраторам — Гордон Конвей и Джону Хелду младшему, а также модельерам — Коко Шанель и Полю Пуаре.
XIX век был эпохой пышных фигур. XX век предложил радикальную смену концепции. Буквально за несколько лет полногрудые дамы с широкими бедрами надолго исчезли со страниц женских журналов. Образ, созданный Конвей, стал модным и популярным как минимум на столетие вперед.