Здравствуйте дорогое читатели канала «Назад в СССР»! 🎥✨
Есть особая магия у слов, сказанных с экрана. Они проникают в наш быт, становятся шутками на кухне, паролями дружбы и тёплыми маячками памяти.
Советский кинематограф — это национальная энциклопедия чувств: радости, тревоги, веры в человечность. Он подарил нам сотни крылатых выражений: трогательных, задорных, полных мудрости. Мы повторяли их сотни раз, не задумываясь об истоках, и лишь спустя годы понимаем: каждая реплика — маленькая капсула времени, в которой хранится эпоха.
В этом тесте вас ждут 20 знаменитых цитат из любимых кинолент СССР. Каждая из них — как маленькая история, которая сразу переносит нас в атмосферу того времени. «Кавказская пленница», «Ирония судьбы», «Операция «Ы»… — сможете ли вы безошибочно определить, откуда та или иная фраза?
Михаил Жаров: Необыкновенная судьба легенды советского экрана
Михаил Жаров — актёр, чья жизнь напоминает увлекательный роман, полный взлётов, падений и неожиданных поворотов. Обладатель трёх Сталинских премий, он вошёл в историю не только как выдающийся мастер перевоплощения, но и как любимец публики, создавший один из самых трогательных образов в советском кино — деревенского участкового Анискина.
Будущий артист родился в 1899 году. Его отец, Иван Жаров, сам был воспитанником детского дома. Фамилию ему придумали в приюте, куда младенца подбросили, завернув в пелёнку с запиской: «Назовите Иваном». Испытав всю суровость приютской жизни, Иван мечтал о тепле большого дома, о крепкой семье. Так оно и вышло: вскоре в семье уже было семеро детей. Сам он трудился в типографии Бахмана и позднее устроил туда и подросшего Михаила. Мальчику поручили работу наборщика и платили всего по 50 копеек в день, но даже эта скромная сумма была важна для многодетной семьи, жившей впроголодь.
С юных лет Михаил тянулся не к станкам и набору шрифтов, а к сцене. Высокий, худощавый, с растрёпанными волосами, он мечтал о театре. Первым его пристанищем стала «Опера С. И. Зимина», но не как актёра, а в роли посыльного: он разносил письма, доставлял билеты, бегал по поручениям. Попытки перейти в театр-кабаре «Летучая мышь» оказались безуспешными. Неудачей завершилась и попытка поступления в училище Малого театра – комиссия признала его речь слишком невнятной. Отказала и студия МХАТ.
В вихре 1917 года Михаил, как и многие, на время забыл о сцене: он записался в народную дружину и с гордостью сообщил об этом семье. Но бабушка не пустила его на революционные марши: «Обойдутся и без тебя», – решительно сказала она.
Вернувшись в театр Зимина, Жаров начинал с эпизодов: его появление ограничивалось молчаливыми сценами. Однажды ему пришлось изображать человека, получающего удар по голове – первый же выход завершился настоящим обмороком.
Тем не менее именно за кулисами Михаил получил бесценные уроки. Здесь он наблюдал за Фёдором Шаляпиным, исполнявшим Мефистофеля. Юноша так увлёкся, что, глядя на артиста, непроизвольно копировал его мимику, мешая самому певцу. За это его отчитали, но Шаляпин, узнав правду, подарил Михаилу фото с надписью: «Мише Жарову, который, верю, не строил мне рожи!».
Когда студии закрылись, Жаров отправился на фронт с Первым передвижным театром Красной армии. Вернувшись, он уже не был один: его супругой стала Дина. Мать артиста поначалу восприняла брак неодобрительно — невеста оказалась старше Михаила, что тогда считалось неприличным. Но любовь победила. А позже, когда Жаров оставил Дину ради актрисы Людмилы Полянской, мать заявила: «Дина останется со мной, я позабочусь о ней и твоём сыне».
Сменив несколько театров, Жаров в итоге обосновался в Малом театре, которому был верен до конца жизни. В 1930-е его кинематографическая слава достигла пика: после фильма «Путёвка в жизнь» режиссёры наперебой предлагали ему роли. Всесоюзную известность принёс образ Дымбы в картинах «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона». Песня его героя «Цыплёнок жареный» мгновенно стала народной. С этого времени прохожие на улицах с улыбкой показывали на него: «Смотри, цыплёнок жареный!» – что, по слухам, самого актёра ужасно раздражало.
Однажды на юге Жаров случайно встретился со Сталиным. Вождь подошёл и сказал: «Я вас знаю!» На что актёр сдержанно ответил: «Меня все знают».
Во время Великой Отечественной войны Жаров снимался в патриотических фильмах и даже попробовал себя в режиссуре. Он поставил комедию «Беспокойное хозяйство» специально для своей третьей жены, Людмилы Целиковской. Фильм снимался все военные годы и имел огромный успех у зрителей, хотя критики сочли его «безыдейным».
Последней и самой любимой ролью Жарова стал участковый Анискин. После выхода фильма «Деревенский детектив» его перестали называть «цыплёнком» — теперь он навсегда стал для зрителей Анискиным. И, в отличие от Дымбы, на эту роль актёр не обижался.
«На Анискина я и правда похож», — с улыбкой говорил он.
Михаил Жаров и Майя Гельштейн: история позднего счастья
Четвёртой и последней супругой Михаила Жарова стала Майя Гельштейн — дочь известного кардиолога, чьё появление в жизни актёра изменило его представление о семейном счастье. Их союз, казавшийся многим странным из-за 32-летней разницы в возрасте, оказался удивительно крепким и наполненным взаимной нежностью.
Когда 50-летний Жаров сделал предложение Майе, её отец, уважаемый врач, поначалу воспринял это скептически. Разница в возрасте, вызывала у родителей девушки закономерные опасения. Однако искренность чувств молодой супруги и твёрдая позиция Жарова постепенно смягчили их сопротивление.
Их брак, заключённый в начале 1950-х, вскоре перестал быть поводом для пересудов. Супруги доказали, что настоящая привязанность не зависит от количества прожитых лет.
Майя подарила Жарову двух дочерей — Анну и Лизу, которые впоследствии, как и отец, связали свою жизнь с актёрской профессией. Рождение детей окончательно примирило родителей Майи с зятем, и семья зажила в атмосфере взаимного уважения и заботы.
Анна Жарова в одном из интервью вспоминала отца как человека противоречивого, но бесконечно любящего:
«Он был вспыльчивым, мог разозлиться из-за пустяка, но при этом оставался снисходительным родителем. Вопреки стереотипам об актёрской богеме, мы никогда не видели его нетрезвым. Он не приносил домой шумных застолий — для нас он был просто папой».
Когда Жарову перевалило за 80, врачи, обеспокоенные состоянием его сердца, настояли на госпитализации. Однако во время обследования кардиологи не заметили развивающегося перитонита — именно это осложнение стало роковым для актёра. Его неожиданная кончина в больничных стенах стала тяжёлым ударом для семьи.
Майя Гельштейн, потеряв мужа, посвятила себя воспитанию дочерей. Она сумела сохранить память о Жарове, при этом дав детям достойное образование и поддержку. Пережив супруга на 16 лет, она ушла из жизни, завершив земной путь рядом с тем, кто подарил ей столько светлых лет.
Так закончилась история мальчика из бедной семьи, который прошёл через неудачи, насмешки и войны, но всё же стал одним из самых любимых актёров советского кино.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
Вам предстоит ответить на 20 вопросов, в каждом из которых будет известная цитата из советского фильма и три варианта ответа с названиями кинолент. Ваша задача — выбрать фильм, где прозвучала эта фраза. Тест проверит не только вашу память, но и знание культовых кинокартин СССР. Если какая-то цитата покажется вам незнакомой — не переживайте! Возможно, это повод пересмотреть классику. Готовы? Тогда начинаем! 🎬
Не забывайте: канал развлекательный — воспринимайте викторины как весёлую игру, а не экзамен. 😉