В столице накануне, 28 июля, провели демонтаж одного из самых скандальных монументов города. Установленная в 2021-м скульптура была причиной, по которой, фигурально выражаясь, часть москвичей бросала на вентилятор известную субстанцию, объясняя, что им от памятника «пахнет» тем самым неназванным материалом.
Как иностранец «подкинул» москвичам своё… интимное
Спорное произведение называется «Большая глина №4» и, как можно догадаться из наименования, оно является частью целого цикла швейцарского скульптора и художника Урса Фишера, живущего в Лос-Анджелесе. Автор работал над этим творением в 2013-2014 годах. До Москвы оно успело покататься по миру: экспонировалось в Нью-Йорке и Флоренции.
На Болотной набережной творение «заземлилось» в 2021 году. Скульптуру установили в преддверии открытия центра современного искусства «ГЭС-2» в Москве, как бы дополняя замысел автора – работа Фишера по задумке отображает материал в руках творца. Если совсем углубляться в идею, то она и правда очень красивая:
– Хорошо помню, как моя первая дочь родилась и её вынесли ко мне. Вот она и её маленькие ручки. И я протягиваю ей палец, вкладываю в её маленькую ладошку, а она так – оп! – и хватается за мой палец. Сильная! Этот голод. Это желание схватить. Это жест, первобытный, первородный, жест хватания – «Большая глина» это, если угодно, своего рода запись этого жеста. <…> Это не какое-то политическое или религиозное высказывание. Это не какой-то социальный комментарий. Когда я делал «Глину», то думал про этот первый жест, объединяющий всех нас. Моя работа немонументальна. Это очень личный, интимный жест, сделанный в публичном месте, – публиковало издание РБК ответы Фишера на вопросы.
Московские комментаторы идею с «интимным жестом в публичном месте» уловили прекрасно, но, скажем так, неверно предположили, что речь о чём-то куда более вульгарном.
«Сознание лоха» против «да посмотри ты на неё!»
Внешний вид произведения стал поводом для издёвок, возмущения и даже «социального конфликта» россиян с Ксенией Собчак. Что москвичам увиделось в «Глине», догадаться несложно – выданное местными народное клеймо «гигантской какашки» даже за несколько лет так и не «отлипло». Скульптуру продолжали вносить в списки «самых страшных в Москве» рядом с памятником Петру I от Зураба Церетели (император, кстати, меньше чем в километре от набережной с «Глиной» стоит).
При этом дискуссия, связанная с конкретным монументом, в моменте стала более масштабной об искусстве. В рамках этой заочной беседы произошла вещь, которая сегодня выглядит абсолютно невероятно: россияне оказались по одну сторону с Максимом Галкиным*. Тот обозвал произведение «кучей не очень аккуратного д.....» и, надо сказать, сделал это вслед за сотнями комментаторов.
В защиту же монумента выступала Ксения Собчак, чью позицию легко суммировать до «у кого что болит, тот о том и говорит», но с гораздо большим налётом элитарности:
– Есть такая революционная мысль у меня, что если ты вокруг видишь говно, и во всем видишь говно, и во всех видишь говно, то это проблема явно имеет какое-то отношение к тебе. <…> Что видят в этой работе люди? Что пишут об этом в сети? Хорошие вопросы, но у меня есть ещё лучше: что они не видят в себе? А не видят они своё сознание лоха, или, если мягче, «ненасмотренного человека». Когда всё, что непонятно, всё, что мало изучено, надо тут же облить помоями и с ними же сравнить, – отчитала Собчак тогда россиян.
В ответ на это жители Москвы, узнав, что у них «сознание лохов», предлагали просто посмотреть на произведение и честно назвать первые три-четыре ассоциации.
Где всплывёт «Большая глина»
Сейчас возникающие в голове слова активно вспоминают в комментариях под новостями об исчезновении «Большой глины №4» с набережной. Судя по сообщениям, москвичи любовью к этому произведению так и не прониклись:
Роман: Кусок говна, других нет вариантов;
Александр: Как вообще согласовали кусок д***** в центре Москвы?
Тащусь От Linux!: Вот если бы ещё это произведение и аромат соответствующий издавало, тогда бы можно было поплакать на потерей шыдэвра...
Nati Karpo: Это как в фильме «О чём говорят мужчины» о современном искусстве: «Это туалет не работает, или это произведение искусства под названием «Туалет не работает»?
Алексей Зиминов: Ну скульптура то оф*генная. Правда, пока не сказали, что это скульптура, я бы и не понял, что это скульптура. Но я не эстет, но на глину похоже;
Крошка Цахес Циннобер: Начали разбирать – звучит трагически. Надо радостней: начали вычищать.
Ольга Разумова: Наконец-то гору каках разбирают. Позорище какое выставили!
Как уточнил портал Mash, скульптуру из России не вышлют – далее она направится в Чехов. Руки чешутся пошутить про «сознание лохов» и сейчас. Мы не про жителей подмосковного города, которым придётся самостоятельно отвечать на вопрос, что перед ними – искусство или дичь какая-то. Скорее уж про москвичей, которым анонсировали новую скульптуру на месте старой:
– А что происходит после первого творческого импульса? Ответом на этот вопрос станет художественная работа, которая заменит «Большую глину №4». Подготовка к её появлению уже началась на Спуске. Смена объекта – это часть запланированной ротации произведений искусства в городской среде и развития территории, прилегающей к Дому культуры, – сообщили в публикации выставочной площадки «ГЭС-2».
* признан иностранным агентом