Найти в Дзене
🌚ДРЕВНИЕ БОГИ🌝

БАСТЕТ

БАСТЕТ БОГИНЯ ДОМАШНЕГО УЮТА И ПЛОДОРОДИЯ Согласно мифологии, ее отцом было Солнце, матерью Луна, сестрой – Нут, а братом египетский бог луны Хонсу. Чаще всего богиню изображали в виде силуэта женщины, но с кошачьей головой. В таком виде ее можно видеть на различных барельефах. Богиня держала в руках систр – музыкальный инструмент. На некоторых изображениях у ее ног лежало четыре котенка, таким образом, египтяне символизировали плодородие. Сыном богини был Махес. Он представлял собой зооморфную фигуру – человека с головой льва. В период Древнего царства эту богиню отождествляли с Сехмет и Тефнут. Они обе имели головы кошачьих, например, вторая считалась нубийской кошкой. В период Нового царства, то есть во второй половине II тыс. н.э. ее стали отождествлять с богиней Хатхор. Культ богини Храмы богини Бастет пользовались уважением. В них совершали жертвоприношения даже фараоны. Кошек в Египте любили, этим он отличался от средневековой Европы. Когда кошка умирала, хозяин мог в знак т

БАСТЕТ БОГИНЯ ДОМАШНЕГО УЮТА И ПЛОДОРОДИЯ

В Древнем Египте было многобожие. Пантеон богов состоял из множества зооморфных божеств. Среди них имелась и богиня Бастет с головой кошки. Сокращенно ее называют Баст.
В Древнем Египте было многобожие. Пантеон богов состоял из множества зооморфных божеств. Среди них имелась и богиня Бастет с головой кошки. Сокращенно ее называют Баст.

Согласно мифологии, ее отцом было Солнце, матерью Луна, сестрой – Нут, а братом египетский бог луны Хонсу. Чаще всего богиню изображали в виде силуэта женщины, но с кошачьей головой. В таком виде ее можно видеть на различных барельефах. Богиня держала в руках систр – музыкальный инструмент. На некоторых изображениях у ее ног лежало четыре котенка, таким образом, египтяне символизировали плодородие. Сыном богини был Махес. Он представлял собой зооморфную фигуру – человека с головой льва.

В период Древнего царства эту богиню отождествляли с Сехмет и Тефнут. Они обе имели головы кошачьих, например, вторая считалась нубийской кошкой. В период Нового царства, то есть во второй половине II тыс. н.э. ее стали отождествлять с богиней Хатхор.

-2

Культ богини

Храмы богини Бастет пользовались уважением. В них совершали жертвоприношения даже фараоны. Кошек в Египте любили, этим он отличался от средневековой Европы. Когда кошка умирала, хозяин мог в знак траура сбрить себе брови. Пик ее почитания относится к X веку до н.э. В тот период и далее около 200 лет центром ее культа был город Бубастис. Описание святилища этой богини есть в трудах греческого историка Геродота. В Бубастисе в конце XIX века британский археолог обнаружил некрополь с мумиями кошек.

Бастет являлась богиней кошек, радости, веселья, любви, женской красоты, плодородия и рождаемости. Египтяне верили, что она защищает очаг от болезней и злых духов.

В греческой мифологии Бастет называли Бубастис и отождествляли ее с богиней плодородия Артемидой, а иногда и с Афродитой.
В греческой мифологии Бастет называли Бубастис и отождествляли ее с богиней плодородия Артемидой, а иногда и с Афродитой.

В позднее время культ Баст сблизился с культом Исиды. В храмах Исиды обычно держали кошек. В странах Европы и Ближнего Востока кошки появились вслед за строительством храмов Исиды. Ее, богиню плодородия, египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке (потому что волоски бровей и ее волоски одинаково мягкие и закругленные, словно полумесяц), а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет. Ее символы также око Хора — Уаджет и Анх — символ бессмертия. Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X–VIII веках до н. э. — город Бубастис (Тель Баст).

-4

Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии. Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини.

Внешние врата храма.

Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями. Расцвет её почитания начинается со времени XXII династии (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте его отмечали 15 апреля. Устраивали огромную ярмарку, проводились торжества, которые сопровождались пением и танцами, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. Статую богини также выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила. В этот день у богини просили благословения и исцеления для домашних кошек. Фараоны совершали жертвоприношения в храме Бастет. Жрецы заботились о кошках как о храмовых животных. Во время праздника Баст запрещалась львиная охота. За один день выпивали больше пива, чем за год во всём Египте. Поэтому Баст ассоциировалась с божественным опьянением, танцами и музыкой. Вот как описывает это известный античный историк — Геродот:

Во время ежегодного фестиваля в честь Бастет, «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700000 людей обоего пола, не считая детей».

-5

Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель. Помимо Буастиса, были и другие города, в которых поклонялись великой Бастет. В одном из таких центров — Гелиополисе, была сооружена огромная статуя кошки, которая расширяла и сужала зрачки в зависимости от положения Солнца. А Храм в Ком-Эль-Дикке является первым, известным науке храмом Бастет Птолемейского периода. Храм был построен во время правления царицы Береники, с которой связана легенда о происхождении названия созвездия «Волосы Вероники». Согласно легенде, Береника отрезала свои прекрасные волосы и поместила их в храме в благодарность Богине за победу её мужа над сирийцами. На следующий день жрец-астроном Конон сообщил царской чете, что жертва была принята, и он наблюдал ночью новое созвездие в виде женских кос. С того времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать.

Из описания греческого историка Геродота известно, что египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. В церемонии бальзамирования и погребения тел кошек принимали участие все члены семьи, по этому поводу совершались регулярные паломничества в Бубастис, где жрецы совершали церемонию захоронения. В могилу кошки клали кушанья и игрушки. Здешний некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст, был найден в 1887–1889 годах египтологом Э. Навиллем. Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек. Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

-6

ОБРАЗ И СИМВОЛЫ

Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, её культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Свидетельство того, что она имела непосредственное отношение к врачеванию, что её Верховный жрец носил титул Ур-суну — «Великий врачеватель».

Если мы, кстати, вспомним шумерскую Инанну, её жрицы также обладали искусством врачевания. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала. Чаще всего Баст изображалась в двух позах — стоя и сидя. Причем сидя она изображалась только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке — систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр — древнеегипетская храмовая погремушка.

-7

Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3–4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом.

Систр — это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия.

Корзина — не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр — символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве. Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

-8