Найти в Дзене
TV Shows Mix

ВЕЛИЧАЙШИЕ ФИЛЬМЫ-КАТАСТРОФЫ ВСЕХ ВРЕМЁН

Зрителей всегда привлекали масштабные захватывающие зрелища. Так было с тех пор, как люди начали посещать первые киносеансы. И эта тяга становилась все более заметнее по мере того как на экранах появлялись большие массовые сцены с грандиозностью событий. Впервые фильм-катастрофа как четко определенный жанр появился в 1970 году с выходом фильма «Аэропорт», который не только породил всевозможные сиквелы, но и привел к появлению схожих по тематике картин «Землетрясение» (1974), «Американские горки» (1977), «Метеор» (1979) и других. Стало традиционным, чтобы в подобных фильмах главную роль играла значимая кинозвезда с мгновенной узнаваемостью. В 80-х годах из-за концептуальных приключенческих блокбастеров, запущенных Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом, фильмы-катастрофы вышли из моды. Однако в 90-х с выходом хита «Смерч» (1996) жанр возродился. Чтобы избежать путаницы с масштабными блокбастерами, в список не вошли фильмы об инопланетянах, гигантских монстрах и мистических чудовищах.

Зрителей всегда привлекали масштабные захватывающие зрелища. Так было с тех пор, как люди начали посещать первые киносеансы. И эта тяга становилась все более заметнее по мере того как на экранах появлялись большие массовые сцены с грандиозностью событий. Впервые фильм-катастрофа как четко определенный жанр появился в 1970 году с выходом фильма «Аэропорт», который не только породил всевозможные сиквелы, но и привел к появлению схожих по тематике картин «Землетрясение» (1974), «Американские горки» (1977), «Метеор» (1979) и других. Стало традиционным, чтобы в подобных фильмах главную роль играла значимая кинозвезда с мгновенной узнаваемостью. В 80-х годах из-за концептуальных приключенческих блокбастеров, запущенных Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом, фильмы-катастрофы вышли из моды. Однако в 90-х с выходом хита «Смерч» (1996) жанр возродился.

Кадр из фильма «Аэропорт» (1970)
Кадр из фильма «Аэропорт» (1970)

Чтобы избежать путаницы с масштабными блокбастерами, в список не вошли фильмы об инопланетянах, гигантских монстрах и мистических чудовищах.

2012 (2009)

-2

В какой-то момент в современной истории началась глупейшая паника из-за календарного года 2012 – произошло непонимание культуры и истории майя, предполагавших, что «конец света» наступит в 2012 году. Было опубликовано множество статей и книг, создано огромное количество документальных и художественных фильмов, однако самой масштабной стала картина «2012» режиссера Роланда Эммериха. Кинолента рассказывает о писателе-фантасте Джексоне Кертисе, который вместе со своей семьей оказывается втянут в глобальную катастрофу, которой не может противостоять ни одна сила Земли. Вместе с советником президента (Дэнни Гловер) по науке Эдрианом Хелмсли (Чиветель Эджиофор) и теоретиком заговора Чарли Фростом (Вуди Харрельсон) они пытаются выжить. Сюжет вмещает в себя почти все типы катастроф, которые только можно себе представить: землетрясения, мегацунами, извержения вулканов, наводнения, поглощающие города, обрушение зданий и памятников — всё это передано с невероятной точностью. С точки зрения зрелищности фильм определённо справляется с ролью катастрофы и сумел в свое время занять пятое место в списке самых кассовых фильмов 2009 года.

ДНЕВНОЙ СВЕТ / DAYLIGHT (1996)

-3

Один из малоизвестных фильмов «Дневной свет» со Сильвестром Сталлоне не пользовался успехом ни у критиков, ни у исполнителя главной роли. Тем не менее, «Дневной свет» остаётся захватывающим фильмом-катастрофой, который фокусируется на ситуативных проблемах выживших, а не на самом инциденте. Когда в грузовики, перевозящие токсичные отходы под туннелем реки Гудзон, врезается банда грабителей, они взрываются — в результате чего большинство людей погибает в огромном огненном шаре, туннель обрушивается, а горстка выживших оказывается в ловушке внутри. Один из этих выживших — Кит Латура (Сталлоне), бывший начальник скорой помощи, который пытается найти выход. Но знаменитый спортсмен Рой Норд (Вигго Мортенсен) убеждён, что сможет вывести людей через служебный коридор. Когда из-за вторичного взрыва вода начинает затапливать туннель, ставки возрастают, и выживание кажется всё менее вероятным.

«Дневной свет» — фильм-катастрофа от Лесли Боэм, которая впоследствии написала «Пик Данте» (экранизация фильма-катастрофы с Пирсом Броснаном в 1997 году).

ПОСЛЕЗАВТРА / THE DAY AFTER TOMORROW (2004)

-4

Режиссер Роланд Эммерих, безусловно, обладает талантом создавать фильмы-катастрофы. Иронично, что более 20 лет назад картина о стремительном изменении климата пробудила новый интерес к этой теме, вызвала политические споры и собрала более полумиллиарда долларов.

«Послезавтра» Эммериха произвел фурор, возвестив о наступлении нового ледникового периода на рубеже веков. Отец Джек Холл (Деннис Куэйд) и его сын Сэм (Джейк Джилленхол) вынуждены бороться с угрозой надвигающейся сверхбури, которая уничтожит всё на своем пути. Кинолента, основанная на книге Арта Белла и Уитли Страйбера «Грядущая глобальная сверхбуря», использует захватывающий, трогательный и научно-фантастический подход. Наводнения, ураганные ветры и смещение ледниковых плит создают сценарий конца света, а актерский состав из знакомых лиц отвечает за эмоциональные связи, необходимые для успеха фильма-катастрофы.

-5

ВОЛНА / THE WAVE (2015)

-6

Норвежский фильм Роара Утхауга об обрушении лавин в горах, вызывающих огромное цунами на город Ставангер.

Геолог Кристиан Эйкьорд (Кристоффер Йонер) обеспокоен активностью в расщелине, где обнаруживает оборванные провода датчиков предположительно из-за сдвига горных пород. Опасаясь надвигающейся катастрофы, он призывает объявить эвакуацию, однако из-за потери доходов от туризма к Кристиану никто не прислушивается. Худшие опасения геолога сбываются, когда лавина действительно сходит, образуя гигантскую волну.

«Волна» — это совершенно отрезвляющая история, в которой рассматриваются реалистичные последствия и меры, принимаемые для выживания и спасения людей.

СТОЛКНОВЕНИЕ С БЕЗДНОЙ / DEEP IMPACT(1998)

-7

«Столкновение с бездной» режиссера Мими Ледер часто принижают, считая посредственным. Но если сравнивать его с другой кинолентой о гигантском астероиде 1998 года, фильм Ледер вполне самостоятелен.

По сюжету подросток Лео Бидерман (Элайджа Вуд) и его девушка Сара Хотчнер (Лили Собески) обнаруживают аномалию в небе во время посещения астрологического клуба и сообщают о своем открытии. Год спустя президент Бек (Морган Фриман) раскрывает журналистке Дженни Лернер (Теа Леони) эксклюзивную информацию об огромном астероиде, приближающемся к Земле. Чтобы спасти человечество, команда астронавтов во главе со Спердженом Таннером (Роберт Дюваль) должна высадиться на астероиде и заложить на нём ядерные бомбы.

Ледер демонстрирует эмоциональный, трагичный и полный сочувствия взгляд на человечество, стоящее на пороге гибели, а также правдоподобную реакцию правительства, пытающегося противостоять угрозе. Фильм подчёркивает важность человеческих связей, прощения и любви.

-8

ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ / THE PERFECT STORM (2000)

-9

Фильм рассказывает историю о шести моряках, вышедших на рыбный промысел и столкнувшихся в процессе с ураганом «Грейс». Экипаж рыболовного судна «Андреа Гейл» с капитаном Билли Тайном (Джордж Клуни) сталкиваются сразу с тремя бушующими погодными фронтами, образующими самый свирепый шторм в истории. Рыболовецкая команда из портового американского городка Глостера бросает вызов этой бездонной стихии. Драматическая и визуальная составляющая картины безукоризненны, не картина была номинирована на премию «Оскар» в категории «лучшие визуальные эффекты». По содержанию – кинолента трагическая, особенно, когда отдаешь себе отчет в том, что когда-то на месте актеров (Джордж Клуни, Марк Уолберг, Уильям Фитчнер) в борьбе с силой океана стояли реальные люди. В историю кино «Идеальный шторм» вошел как один из самых впечатляющих фильмов о разъяренном море.

-10

СМЕРЧ / TWISTERS (1996)

-11

Конечно, ни один список фильмов-катастроф не будет полным без «Смерча». Режиссер Ян де Бонт сразу после успеха «Скорости» (1994) снял еще один адреналиновый блокбастер, который покорил не только зрелищностью, но и химией между актерами. По сюжету Билл Хардинг (Билл Пэкстон) и его жена, доктор Джо Хардинг (Хелен Хант), пытаются испытать передовую систему оповещения о торнадо «Дороти» посреди бушующего шторма, проносящегося по Оклахоме.

Вместо того, чтобы зацикливаться на погоне за торнадо, сценарий, написанный Майклом Крайтоном и Энн-Мари Мартин, ставит на первое место персонажей и их взаимоотношения. Торнадо – это объединяющая сила для всего; происходящие на экране разрушения от природной стихии создают более впечатляющую атмосферу; угроза жизни персонажей заставляет зрителей еще больше сопереживать героям.

СМЕРЧ 2 / TWISTERS (2024)

-12

Режиссер Ли Айзек Чун решил пойти по альтернативному пути, отличающемуся от ожидаемого сиквела. В центре сюжета – метеоролог и бывший «охотник за торнадо» Кейт Картер. Пять лет назад с ее группой произошел трагический инцидент, когда вся команда погибла. И вот оставшийся в живых коллега Хави обращается спустя много лет к Кейт, чтобы проверить новую систему предсказания ураганов в полевых условиях.

Это классический летний блокбастер с убедительными главными героями и отличным актёрским составом второго плана, который передает энергию и тот самый азарт оригинального фильма. Никаких супергероев, никаких инопланетян, никаких динозавров. Обычные люди, противостоящие стихийному бедствию с помощью науки. Учитывая коммерческий успех фильма, можно надеется на новую эру фильмов-катастроф.

-13

ПРИКЛЮЧЕНИЕ «ПОСЕЙДОНА»/ THE POSEIDON ADVENTURE (1972)

-14

«Ад, перевернутый с ног на голову», – гласит постер к фильму Рональда Нима «Приключение «Посейдона». И, в отличие от многих других слоганов, это идеальный способ описать то, что их ждёт.

Когда роскошный круизный лайнер «Посейдон», совершающий свой последний рейс из Нью-Йорка в Афины, переворачивает цунами, группа пассажиров во главе с проповедником пытается выжить. Ключевыми в картине являются темы божественного вмешательства – противостояние Божьему гневу, вера в человечество, запредельной физической силе. Когда проповеднику Скотту удается провести небольшую группу выживших мимо потопа, бушующего огня, созданных искусственных ловушек из-за перевернутого лайнера, этот путь превращается в настоящую битву с Богом.

«Приключение «Посейдона» демонстрирует не просто взгляд на выживание, но и настоящее испытание веры.

-15

АД В ПОДНЕБЕСЬЕ / THE TOWERING INFERNO / (1974)

-16

Для создания данного масштабного зрелища понадобились две киностудии – Warner Bros. и 20th Century Fox. Оставив позади войну за экранизацию романов «Башня» Ричарда Мартина Стерна и «Стеклянный ад» Томаса Н. Скортиа и Фрэнка М.Робинсона, – руководители WB и Fox создали сценарий, на основе обеих книг, что привело к появлению картины «Ад в поднебесье» с Джоном Гиллермином у руля.

По сюжету роскошный небоскреб, самое высокое здание в мире, загорается во время торжественной церемонии открытия из-за неисправной проводки. На экране удалось создать реалистичную картину пожара в небоскрёбе и массовой гибели людей. Успех картины также обеспечил звёздный актёрский ансамбль, во главе которого стояли Стив Маккуин и Пол Ньюман. Несмотря на то, что фильм длится почти три часа, а пожар полностью разгорается лишь спустя час, такой темп позволяет зрителю познакомиться с многочисленными персонажами проекта. Данный приём Джеймс Кэмерон позже использовал в «Титанике» (1997). Пока архитектор Даг Робертс (Ньюман) и пожарный, шеф О’Хэллоран (Стив Маккуин), пытаются справиться с огнём, число жертв растё. Реалистичность пожара и практических эффектов здесь поражает, а сцена в лифте снаружи захватывает не меньше, чем всё, что можно увидеть в современных фильмах.

Несмотря на то, что «Ад в поднебесье» – один из первых фильмов-катастроф, способствовавших популяризации жанра, он по-прежнему остаётся одним из лучших.

-17

АРМАГЕДДОН / ARMAGEDDON (1998)

-18

Лето 1998 года прошло под эгидой астероидов – началось с фильма «Столкновение с бездной» и закончилось «Армагеддоном». Хотя оба фильма по итогу 1998 году вошли в число самых кассовых картин, «Армагеддон» Майкла Бэя завоевал признание зрителей, поскольку уловил пульс аудитории и ее желание увидеть торжествующий триумф героев. Кинолента с незамысловатым сюжетом о том, как НАСА нанимает специалистов по бурению для уничтожения астероида, идущего курсом на Землю. На фоне катастрофы разворачиваются семейные противоречия между руководителем команды Гарри Стэмпером (Брюс Уиллис), его дочерью Грейс (Лив Тайлер) и ее бойфрендом Эй Джеем (Бен Аффлек). Добавьте ко всему ингредиент из суперзвезд (включая Билли Боба Торнтона, Стива Бушеми, Майкла Кларка Дункана, Оуэна Уилсона, Уилла Паттона, Уильяма Фихтнера, Джейсона Айзекса, Кита Дэвида и Петера Стормаре), и вы получите один из величайших актёрских составов когда-либо собранных для фильма-катастрофы. Кроме того, мощная композиция Aerosmith «I Don’t Want to Miss a Thing» стала одной из самых узнаваемых и любимых баллад.

-19
TV Shows Mix

P.S. НЕ СМОТРИТЕ НАВЕРХ / DON’T LOOK UP (2021)

-20

«Звездная» черная комедия-катастрофа Адама Маккея далека от всего того, что представлено в данном списке. Однако режиссер вывел свой проект на другой уровень. Вы не ошибетесь, если назовете киноленту «Не смотрите наверх» сатирой на фильмы-катастрофы и политическую обстановку. Однако кинопродукт тоже заслуживает отдельного внимания. Безусловно, мы смотрели множество фильмов об огромных астероидах, летящих прямо на Землю, когда люди из всех слоев общества объединяются и приносят необходимые жертвы ради спасения мира. Фильм «Не смотрите наверх» показывает, что произойдет, если мир просто отмахнется от надвигающейся катастрофы и сосредоточится на мемах, культуре знаменитостей, подписчиках и своих самых низменных инстинктах. И все это кажется поразительно близким к реальности.

Здесь катастрофа – это не рушащиеся здания и цунами, а человечество и наша рассеянная натура. И в конце людей отрезвляет последний призыв к вниманию от доктора Рэндалла Минди в исполнении Ди Каприо: «У нас действительно было всё, не так ли?».