Найти в Дзене

Что такое Философия?

Философия Что такое философия? Действительно, вопрос интересный. Коль уж я говорю о ней в каждом посте, стоило бы дать определение. Хотя зачем придумывать своё, если есть общепринятое? Кстати говоря, а какое оно? Самое время заглянуть в Википедию: Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах действительности, или бытия, а также о бытии человека и об отношении его и окружающего его мира. Кажется, в это определение входит буквально всё. Это «особая» форма познания, но при этом знание об «общих характеристиках». Здесь и понятия, и действительность, и бытие, и отношения человека с миром. А что тогда остаётся вне философии? Не охватывает ли она любой акт понимания? Выходит, даже наука восходит к философии? На самом деле, так и есть. Изначально все, кто занимался размышлением о природе вещей, назывались философами. У Платона в его знаменитом диалоге «Государство» выделены т

Философия

Что такое философия? Действительно, вопрос интересный. Коль уж я говорю о ней в каждом посте, стоило бы дать определение. Хотя зачем придумывать своё, если есть общепринятое? Кстати говоря, а какое оно? Самое время заглянуть в Википедию:

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно — «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания и система знаний об общих характеристиках, понятиях и принципах действительности, или бытия, а также о бытии человека и об отношении его и окружающего его мира.

Кажется, в это определение входит буквально всё. Это «особая» форма познания, но при этом знание об «общих характеристиках». Здесь и понятия, и действительность, и бытие, и отношения человека с миром. А что тогда остаётся вне философии? Не охватывает ли она любой акт понимания?

Выходит, даже наука восходит к философии? На самом деле, так и есть. Изначально все, кто занимался размышлением о природе вещей, назывались философами. У Платона в его знаменитом диалоге «Государство» выделены три рода деятельности человека в идеальном полисе и три душевных начала, им соответствующих.

Первый род — ремесленники. Это люди, занятые практической деятельностью. По большому счёту, сюда можно отнести любого, кто работает с материальным: столяр, кулинар, медик, инженер или торговец. Они организуют быт, изготавливают предметы, формируют окружение. Даже создают искусство, как одну из форм освоения материи.

Этому роду соответствует вожделеющее начало. Тот фрагмент человеческой души, что жаждет. Голодающая, стремящаяся к удовольствию, вниманию и богатству. Плакать или смеяться, хотеть или создавать. Всё это потребности, за которые отвечает эта часть. Платон называет его "чёрным конём", приводя эти структуры в виде мифа о колеснице.

Второй род — воины. Это стражи на порядке государства. В современном мире это большинство представителей власти. Это и полиция, и армия, и суды, и даже высшие органы управления. Их задача защищать, удерживать целостность и двигать вперёд. Чаще всего даже правитель является не мудрецом, а выразителем этой силы. Он не задаёт цели, не ищет смысла, а просто регулирует.

Их внутреннему миру соответствует яростная часть души. Та, что направляет и удерживает. Это наша решимость, напор, способность сказать "я должен". Именно она позволяет нам рваться в бой, добиваться успехов, доказывать силу, утверждать значимость. Даже рационализация наших поступков является задачей волевого начала. Пока народ в идеальном государстве выражает свои потребности, воины стремятся либо их исполнить, либо умерить. Так и эта часть либо ведёт нас к желаниям, либо старается их взвесить, предложить альтернативу, или вовсе погасить. Однако если вечно угнетать свой народ, он начнёт бунтовать. Так и бесконечное подавление эмоций приводит к появлению тени, содержащей непроработанные импульсы, мешающие жить. Этой структуре соответствует «белый конь», уравновешивающий своего чёрного собрата.

И, наконец, третий род — философ. Это люди, чьё влечение направлено не на обладание или победу, а на понимание. Они призваны формировать смысл, и искать истину. Это и учёные, объясняющие законы мира, и теологи, развивающие духовную жизнь. Даже в самых мельчайших вещах можно встретить воплощение этого эйдоса. Если человек, сам того не зная, занимается поиском и конструированием концепций, это уже, в определённом смысле, путь к мудрости. Даже блогер, создающий для ютуба ролики с концептуализацией игровых механик — философ по своей сути.

Истинный же философ не ограничивается одной областью. Он чувствует, что весь мир соткан из идей. Что за каждым явлением стоит нечто большее. Он хочет это разглядеть. Узнать, осмыслить и изменить. Философ возвращается, как узник из пещеры Платона, чтобы поделиться увиденным. Он не правит, он оказывает влияние. Не требует, но задаёт вопрос. Именно поэтому мудрецы живут в тени, но в этой тени формируется будущее.

Ему соответствует важнейшее, на мой взгляд, разумное начало. Не нужно путать разум с простым расчётом. Это не сдерживание внутреннего я, а налаживание баланса между импульсами и волей. Рациональность ставит перед нами вопрос "как", разум же вопрошает "зачем". Аристотель называл это phronesis — практической мудростью, позволяющей действовать достойно в меняющемся мире. Как возничий в колеснице, уравновешивающий лошадей, разум удерживает нас между желаниями и стремлениями. Он не просто вершит волю, он формирует само понятие. Не «к чему мы стремимся», а «что есть то, к чему мы стремимся». Именно благодаря разуму мы вообще способны задумываться, не разрушаясь от внутренних противоречий.

Когда разум ослабевает, появляются перекосы. Бесконечное потребление и тотальная аскеза, бесконтрольная ярость и абсолютная апатия, суета и ступор — всё это знаки дисгармонии. Человек может быть логически непротиворечив, но полностью потерян. Или, наоборот, следовать всем желаниям, но разрушаться изнутри. Только разум может собрать это в целое, придать форму, наполнить волю смыслом, а импульс мерой.

Философ — это тот, кто осознаёт этот процесс. Кто занимается не просто личной гармонией, но и помогает другим в этом поиске. Он жертвенен не из чувства вины, а из понимания: мир нуждается в посредниках между хаосом и порядком. Как в государстве нужны все три сословия, чтобы оно не развалилось, так и в человеке необходимы все три начала. Абсолютного баланса достичь нельзя. Однако возможно стремление.

Мы всегда будем склоняться в ту или иную сторону. Но мы должны стремиться быть цельными и гармоничными. Искать баланс между нашими эмоциями и рациональностью, не забывая благодарить разум за внутреннее равновесие. Только два обученных коня в руках умелого возничего смогут первоклассно вести колесницу вперёд. Нельзя забывать, что нет чего-то менее или более важного — всё необходимо.

Но даже стремясь к равновесию, мы не способны соблюсти его идеально, ведь и сами не идеальны. Даже максимально сбалансированные люди будут иметь разные перекосы, в силу разного жизненного опыта. Это и делает человека особенным — возможность найти свой собственный путь.

И, наконец, возвращаясь к теме определения философии, скорее всего, вы уже догадались, что я вкладываю в это понятие. Философия — это не просто стремление к познанию, а идея, стремящаяся охватить всё. Однако, как и каждый человек отличается в силу своего опыта, так и мудрость у каждого ищущего своя. Именно поэтому мы можем назвать философами и Диогена Синопского, выступавшего за полную аскезу и отказ от познания, и гедонистов, стремившихся лишь к удовольствию. Каждый человек сам определяет смысл собственной жизни. И каждый сам формирует для себя значения и смыслы.

Философия — общая в своём фундаменте, в любви к мудрости. Но в действительности она для каждого индивидуальна. Каждый вносит вклад в приближение к этой сути, но каждый видит её ценность по-своему.

Если статья была вам интересна, подписывайтесь на телеграм канал и читайте другие материалы!