Найти в Дзене

Пермь далекая-близкая. Прогулки по городу с Виктором Кузиным и Александром Зыряновым

В творчестве Заслуженного художника России Виктора Кузина тема Перми была поистине неисчерпаема. В его акварелях, виртуозных по живописи, изысканно сдержанных по цвету возникает проникнутый легкой грустью образ города — простой, легко узнаваемый, почти осязаемый и, в то же время загадочный, ускользающий, как бы пришедший из сновидений. У мастера почти не встретишь изображения «парадных» сторон облика Перми. Всегда написанные с натуры с удивительными оттенками настроения камерные уголки города, или известные объекты с необычного ракурса, то, что делает его листы особо запоминающимися. Выразительность, свежесть, непринужденность, как бы случайность брошенного взгляда, очаровывают зрителя. Хорошо знакомые улицы, проспекты и скверы художник наделяет особой теплотой и душевностью. Гармоничное сочетание цветов, своя, особая серовато-жемчужная и коричневатая, напоминающая сепию, гамма оттенков с вкраплениями ярких акцентов делают манеру мастера безошибочно узнаваемой. Поэзия акварели, поэзия
Виктор Кузин. Верхняя Курья. Затон, 1969, бумага; акварель ⓒ Пермская государственная художественная галерея
Виктор Кузин. Верхняя Курья. Затон, 1969, бумага; акварель ⓒ Пермская государственная художественная галерея

Сегодня мы отправляемся на исторически-лирическую прогулку по Перми полувековой давности. Нашими проводниками в тот, уже затерявшийся в дымке времени город, станут патриархи пермского искусства, его легенды — художники Виктор Кузин и Александр Зырянов. Излюбленной темой пейзажей для этих мастеров на долгие годы стала Пермь — с ее соборами и театрами, грузовым портом и ритмами урбанизма, старинными улочками, театральным сквером и, конечно, Камой. В произведениях художников, влюбленных в Пермь, случалась метаморфоза — промышленный и суровый город расцветал, становился теплым и лиричным. И не случайно многие виды Перми, созданные мастерами, остаются знаковыми в иконографии города, ведь настоящие художники видят окружающую их жизнь не только глазами, но и сердцем.

В творчестве Заслуженного художника России Виктора Кузина тема Перми была поистине неисчерпаема. В его акварелях, виртуозных по живописи, изысканно сдержанных по цвету возникает проникнутый легкой грустью образ города — простой, легко узнаваемый, почти осязаемый и, в то же время загадочный, ускользающий, как бы пришедший из сновидений.

У мастера почти не встретишь изображения «парадных» сторон облика Перми. Всегда написанные с натуры с удивительными оттенками настроения камерные уголки города, или известные объекты с необычного ракурса, то, что делает его листы особо запоминающимися. Выразительность, свежесть, непринужденность, как бы случайность брошенного взгляда, очаровывают зрителя. Хорошо знакомые улицы, проспекты и скверы художник наделяет особой теплотой и душевностью. Гармоничное сочетание цветов, своя, особая серовато-жемчужная и коричневатая, напоминающая сепию, гамма оттенков с вкраплениями ярких акцентов делают манеру мастера безошибочно узнаваемой. Поэзия акварели, поэзия жизни сливаются у Виктора Кузина воедино и дарят зрителю ощущение волшебности городского мотива.

Александр Зырянов — непревзойденный мастер печатной графики. Гравюры на линолиуме (эстампы), посвященные Перми, строгие и лаконичные и при этом мягкие и лиричные, с особым взглядом на город, узнаваемы и любимы зрителями и через десятилетия. Сделать маленькие цветные линогравюры — задача непростая. Искусство цветной печати с гравированных досок требует особого мастерства — здесь нужна не тонкая прорисовка форм, а обобщенная их передача.

Постоянно наблюдая жизнь города и ощущая его историю как свою биографию, Народный художник России задумывает и создает в 1950-1970-е годы известную серию цветных линогравюр, посвященных Перми. Город влечет мастера своей интенсивной жизнью, своей урбанистической красотой, соседствующей с лиричными пейзажами старых парков и красавицы Камы. В каждом листе пермской серии свой, язык, своя динамика, своя гамма цветов. Разные уголки города диктуют художнику разный стиль повествования — есть листы яркие, плотные есть мягкие, нежные, решенные в светлой, акварельной колористической гамме. Цепкий взгляд, точная рука и чуткая душа романтика слились воедино и дали поразительный результат — суховатая техника гравюры преображается в живописное любование, первое признание Перми в любви.

Ирина Михайловна Андренко, ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи