Покорив мир в 15 лет триумфом на домашних Играх в Москве в 1980 году, она завершила свой путь в нищете, умерев в 52 года в скромной однокомнатной квартире. Ее легендарное выступление под «Калинку», вызвавшее бурю оваций стало пиком карьеры, за которым последовал глубокий спад.
Необычное начало жизни и путь в гимнастику
Судьба Наймушиной была отмечена необычными событиями с самого рождения. Она появилась на свет в вагоне поезда под Красноярском, неподалеку от поселка Аскиз. Первые же дни жизни начались с больницы и тяжелого диагноза – врожденный порок сердца. Ирония судьбы заключалась в том, что именно эта болезнь привела ее в спорт. Врачи посоветовали матери отдать ослабленного ребенка в гимнастику для укрепления здоровья. Так Елена попала к тренеру Татьяне Шевчук, которая поначалу очень осторожно дозировала нагрузки, опасаясь за сердце девочки.
Позже, углубленные медицинские обследования не обнаружили у Наймушиной серьезных проблем с сердцем. Была ли это врачебная ошибка в младенчестве или состояние нормализовалось – осталось загадкой. Сама Елена позже часто говорила о преодолении недуга как части своего пути к мечте. Ее карьера едва не оборвалась, когда мать собралась уехать с новым мужчиной в далекий Норильск, где о профессиональной гимнастике не могло быть и речи. Тренер Шевчук, разглядев в ученице уникальный талант, сумела убедить мать оставить дочь в Красноярске.
Московский триумф и начало конца
Решение оказалось судьбоносным. Уже в четвертом классе Наймушина победила на престижной Спартакиаде школьников СССР. А через несколько лет весь мир рукоплескал 15-летней сибирячке на помосте Московской Олимпиады. Ее выступление стало одним из ярчайших моментов Игр. Даже прославленный борец Иван Ярыгин, пришедший поболеть за гимнасток, не смог сдержать эмоций – он подхватил юную чемпионку и подбрасывал ее в воздух от восторга.
Но бремя ранней славы оказалось непосильным. Наймушиной, судя по всему, не хватило психологической поддержки и мудрого окружения, которые помогли бы ей осмыслить успех. Ситуацию усугубил щедрый подарок от властей Красноярска – роскошная трехкомнатная квартира в центре города. Получив в юности то, о чем многие мечтают всю жизнь, она потеряла главное для спортсмена – мотивацию.
Вскоре после триумфа начались проблемы. Наймушина пропустила важные соревнования в «Динамо», предшествовавшие Кубку мира в Канаде, и ее долго не могли найти. Когда она объявилась, спортивные чиновники в Москве устроили ей суровый разнос, обвиняя чуть ли не в предательстве и напоминая о вложенных в нее государственных средствах. На Кубок мира она все же поехала, но продолжать карьеру до следующих Игр отказалась.
Придуманная травма и уход в небытие
Чтобы оправдать уход, Наймушина придумала историю о травме – трещине в позвонке, якобы полученной на несуществующем Кубке Европы в Италии. Тренер Шевчук позже подтверждала, что за всю карьеру у Елены не было серьезных повреждений. Эту ложь, вероятно, никто не воспринял всерьез, но ей это было уже неважно. Она окончательно порвала с большим спортом.
Проблемы с алкоголем, начавшиеся еще в 15 лет, вышли на первый план. Запои разрушали связи с тренерами и прошлой жизнью. В 18 лет наступила короткая передышка: Наймушина вышла замуж за латвийского велосипедиста Андриса Зелчи-Личмилиса, переехала в Ригу и родила троих детей. Какое-то время она даже ездила на показательные выступления. Но затем неожиданно бросила семью и вернулась в Россию.
В России Елена встретила тренера Сергея Григорьева, вышла за него замуж и переехала в Тулу. Хотя ей предлагали руководящую должность в Дворце спорта, но она выбрала работу с детьми.
Одиночество в стенах садика и уход из жизни
Примерно за пять лет до ее кончины журналисты разыскали чемпионку. Картина была печальной : Елена Наймушина доживала свои дни в Красноярске, в жалкой, обшарпанной однокомнатной квартире. Это помещение когда-то было частью детского сада. Так же оказалось, что ее второго мужа, Сергея Григорьева, убили. Чтобы как-то выжить и, вероятно, покрыть какие-то долги или расходы, связанные с этой трагедией, ей пришлось продать ту самую роскошную трехкомнатную квартиру в центре, подаренную ей после Олимпиады. В своем убогом жилище она доживала дни вместе с престарелой матерью.
Ее дети, жившие к тому времени в разных странах (сыновья – в Латвии, дочь – в Германии), не оставили мать. Они предлагали ей переехать к ним, обеспечить достойный уход и условия.. Она твердо заявила, что хочет умереть на родной земле. В 2015 году умерла ее мать, оставив Елену в полном одиночестве в стенах бывшего садика. А ровно через два года, в 2017 году, пришел конец и ее страданиям. Елена Наймушина умерла во сне от обширного инсульта. Ей было всего 52 года.
Финал ее жизни стал отражением глубокой трагедии. На похороны олимпийской чемпионки, прославившей страну, не смогли приехать ее сыновья. По их словам, латвийские власти не одобрили им срочную визу для поездки в Россию. Проститься с матерью приехала только дочь.
История Елены Наймушиной – это суровое напоминание о хрупкости человеческих судеб, о важности поддержки после триумфа и о том, как тяжело порой бывает нести бремя рано свалившейся славы.
Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал, мне очень важна ваша поддержка!