Найти в Дзене
Безымянные идеи🚩

Искра Парижа

Многие говорят, что первое государство с диктатурой пролетариата был Советский Союз, Китай или даже Куба. Мы же вам скажем, что была и ещё одна страна в 19 веке, которую Карл Маркс назвал первой реализацией подлинной диктатуры пролетариата. Парижскую коммуну не совсем корректно называть страной. Это была самое что не на есть коммуна (как понятно из названия), которая находилась в осаде 72 дня. Сегодня наша задача просветить вас в эпоху Парижской коммуны и рассказать о её расцвете и отцвете. 1870 год. Франция в борьбе с Пруссией потерпела сокрушительное поражение: императора Франции Наполеона Третьего взяли в плен, а Францию и Париж взяли в осаду. В городе любви (в Париже) начался голод и продовольственный кризис, поэтому местное правительство решило пойти на уступки: тех, кто вступил в ряды национальной гвардии, ждали еда и ружьё. Многие люди в целях получения еды побежали записываться в ряды, тем самым пополняя армию нацгвардии. Затем прусаки приказали нац. гвардии отдать оружие — но
Оглавление

Многие говорят, что первое государство с диктатурой пролетариата был Советский Союз, Китай или даже Куба. Мы же вам скажем, что была и ещё одна страна в 19 веке, которую Карл Маркс назвал первой реализацией подлинной диктатуры пролетариата.

Парижскую коммуну не совсем корректно называть страной. Это была самое что не на есть коммуна (как понятно из названия), которая находилась в осаде 72 дня. Сегодня наша задача просветить вас в эпоху Парижской коммуны и рассказать о её расцвете и отцвете.

«Да здравствует коммуна»
«Да здравствует коммуна»

Истоки

1870 год. Франция в борьбе с Пруссией потерпела сокрушительное поражение: императора Франции Наполеона Третьего взяли в плен, а Францию и Париж взяли в осаду. В городе любви (в Париже) начался голод и продовольственный кризис, поэтому местное правительство решило пойти на уступки: тех, кто вступил в ряды национальной гвардии, ждали еда и ружьё. Многие люди в целях получения еды побежали записываться в ряды, тем самым пополняя армию нацгвардии.

Затем прусаки приказали нац. гвардии отдать оружие — но последовал отказ. Из-за такого поворота, профессор и политик Адольф Тьер решил взять ситуацию в свои руки: он организовал парижский совет и вместе с ним решил, что у народа нужно срочно ружья отобрать. Отправив армию на изъятие у люда пушек, увидели неожиданный результат: народ оказал сопротивление и устроил перестрелку с армией — где армия потерпела поражение. Затем гвардейцы пошли на взятие Версаля (где и восседал самоизбранный совет), где вновь устроили перестрелку. В результате гвардейцы перехватили власть и провозгласили Парижскую коммуну. Центральный Комитет Национальной Гвардии встал у штурвала коммуны. В парижский центральный комитет стали избирать разных умных людей, в результате чего ЦК разделилось на три лагеря: неоякобинцев, анархистов-прудонистов и утопических социалистов.

Жизнь внутри коммуны

Несмотря на то, что анархистов было меньшинство, им удалось душить и контролировать каждый аспект жизни Парижа.

Они руководили обороной: из-за проблем с голодом гвардейцы могли подолгу не получать пайки. Некоторые отряды («дивизии») забывались, а также гвардейцы были вооружены старой моделью ружей. А также было запрещено «покушаться» на частную собственность (даже на склад с новыми ружьями). В коммуне также было довольно и много версальских шпионов — но анархисты запрещали их арестовывать. Дескать, это ограничивает свободу и волю людей.

Из-за неумелого управления коммунаров, а также постоянного голода среди гвардейцев проскакивали недовольства. Митинги стали повседневными, а также драки и потасовки вошли в обычай. ЦК закрывали на это глаза и предпочитали уничтожать памятники культуры, считая их настоящими врагами нашего коммунарного общества.

Адольф Тьер (который был смещён ранее) собрал армию и вошёл с ней в Париж. Всё дошло до того, что взятие Парижа превратилось в ужасную кровавую бойню — где убивали женщин и детей. После взятия Парижа над коммунарами и их сторонниками проводили суд. Кого-то посадили, а кого-то отправили на каторгу. Сам же Париж сильно пострадал от пожара и требовал ремонта.

Чему учит опыт коммуны?

Как позже напишет Маркс:

«Коммуна... было... правительством рабочего класса, результатом борьбы производительного класса против класса присваивающего. Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло свершиться экономическое освобождение труда... это была первая революция, в которой рабочий класс был открыто признан единственным классом, способным еще к общественной инициативе»

И ведь это действительно верное замечание: впервые власть была в руках рабочих, где они сами решали свою жизнь и свою судьбу. Впервые рабочий перехватил государственный штурвал, где все средства производства стали общими. В дальнейшем такое появится лишь в 20-м веке у СССР.

Но почему коммуна была неудачной? Во-первых, из-за отсутствия централизации: ЦК был разделён на три лагеря, где каждый лагерь представлял своё будущее для коммуны. Вместо же изучения запасов ресурсов и складов, они решили посвятить время неудачному командованию, полемике и уничтожению памятников. Во-вторых, не было налажено как такового производства: Парижская коммуна имела ресурсы и финансы для настоящего народного ополчения и налаживания хоть какого-нибудь производства. Но вместо этого (как мы знаем выше) все силы и ум ушли в пустую. Также, что хочется упомянуть: в их ЦК были разные представители разных идеологий и идей, поэтому было тяжело найти компромисс.

Парижская коммуна — это опыт, который был необходим, и опыт, который показал, к чему приводит децентрализованное правительство и отсутствие как таковой единой тактики. Также именно коммуна доказала, что диктатура пролетариата возможна, и поэтому в глазах марксистов загорелись новые искры.

«Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать своё поражение». (В. И. Ленин)