Она прожила долгую жизнь, в которой были счастье и горе, радость и боль от потери родных и близких ей людей. Были удачи, встречи с замечательными людьми, заслуженные награды. Сейчас эта актриса почти забыта, а когда-то ее имя было широко известно. Хотелось бы сегодня вспомнить о ней. Свой вклад в развитие советского кинематографа Елена Алексеевна Тяпкина, безусловно, внесла.
Елена Тяпкина родилась 27 апреля (10 мая) 1900 года в Москве. О ее детских и юношеских годах почти ничего неизвестно, но судя по тому, что до 1920 года она работала секретарём внешкольного отдела Наркомпроса, у Н.К. Крупской, можно судить, что девушка получила хорошее домашнее и гимназическое образование.
Как бы там ни было, но творческое начало в конце концов взяло верх, и Елена поступила в Студию революционной сатиры, а затем в Высшие театральные мастерские. После окончания учебы она стала работать в театре Мейерхольда, затем в театре Революции (ныне театр Маяковского), в Малом театре.
В начале 20-х годов Елена познакомилась с молодым актером Михаилом Лишиным за которого вышла замуж. Вместе играли в театре Мейерхольда. В 1923 году в семье родился сын Глеб.
Кино пришло в ее жизнь в 1926 году – она сыграла Настасью в фильме «Каштанка» (экранизации рассказа А.П.Чехова). И затем снималась много, бывало, в год выходило несколько фильмов с ее участием: «Весёлые ребята» - мать Елены, «Дом на Трубной» - мадам Голикова, «Светлый путь» - секретарь парткома...
В военные годы Тяпкина играла в фильмах, создававшихся на киностудии ЦОКС (Центральной Объединенной Киностудии, которая была образована в Алма-Ате в 1941 году в результате эвакуации «Мосфильма» и «Ленфильма») : «Принц и нищий» - крестьянка, «Во имя Родины» - мать капитана Сафонова, «Жди меня» - Мария Игнатьевна, «Радуга» - Федосья.
Как только Елене Алексеевне предложили роль в фильме «Радуга», она получила похоронку на своего единственного сына. Глеб не призывался в армию по состоянию здоровья, но, тем не менее, пришел в военкомат и настоял на отправке на фронт. Съемочная группа предлагала Елене Алексеевне отказаться от съемок, но она ответила: «Буду играть. Мы воюем». Единственное, о чем она попросила режиссера, эпизод, где ее героиня плачет перед телом своего убитого сына - отснять без репетиций и без дублей: «Повторить не смогу». Когда была снята первая сцена с Еленой Алексеевной - режиссер, Марк Донской, встал перед ней на колени и поцеловал руки.
В 1944 году, за исполнение роли Федосьи в фильме «Радуга», Елена Тяпкина была награждена орденом Красной Звезды.
Писатель Виктор Астафьев был знаком с творчеством Тяпкиной с детских лет. Видел эту актрису и на фронте - во время коротких передышек бойцам показывали фильмы с ее участием. Уже после войны ему довелось встретиться с Еленой Тяпкиной у нее дома.
Я узнал все ту же, что и в довоенном кино, располагающую к себе, чуть лукавую, с искоркой в карих глазах улыбку. В ее взгляде светилась природная широта души, может быть, даже удаль, но все это было уже притушено временем и глубоко таимой, да все же угадывающейся печалью. Какая покупающая простота была в этой женщине - не малейшего намека на избранность, исключительность или особый статус.
Елена Алексеевна была очень гармонична во всех ролях. И в комедийных («Гость с Кубани», «Запасной игрок»), и в драматических («Тревожная молодость», «Это было в Донбассе», «Поднятая целина»), и в экранизациях классики («Война и мир», «Анна Каренина»).
Последняя роль актрисы была в сериале «Каникулы Кроша». Она сыграла вдову коллекционера японской миниатюрной скульптуры нэцке. И здесь, в свои преклонные годы, Тяпкина показывает высокое актерское мастерство, играет естественно, с достоинством, без наигрыша.
Елена Алексеевна Тяпкина ушла из жизни 9 ноября 1984 года. Ей было 84 года. Похоронена на Даниловском кладбище в Москве.