Одни из первых упоминаний о вампирах были обнаружены на территории древней Месопотамии в зоне Плодородного полумесяца. В месте, которое называют «Колыбелью цивилизации». Вероятно, именно там берёт своё начало человеческая цивилизация. Даже в наши дни там на раскопках периодически находят глиняную посуду с изображением существ, питавшихся людской кровью.
В древнем Вавилоне была известна Лилит, которая в компании своих дочерей также не отказывала себе в удовольствии полакомиться кровью. Правда, на мой взгляд, её всё же следует относить к стригам. Чуть более подробно про этих существ я уже рассказывал в заметках про Al Rehab «Sultan Al Oud», поэтому отдельно на них останавливаться не будем.
В Древней Греции вампирами считались дети Гекаты и зловещая ламия – существо с лицом горгоны и змеиным языком. За распитием человеческой крови была замечена даже Кали – индийская синекожая четырехрукая богиня с гирляндой черепов на шее.
Не отставал и фольклор древнего Китая. Учёными и историками были обнаружены упоминания о Цзянши – таинственном существе, вполне подходящего под общепринятое определение вампира. В 1789 году на свет вышла книга, которая содержит довольно подробные описания Цзянши.
Сохранились точные сведения и о живших ранее людям-кровопийцах, например – графине Элизабет Батори. Она прожила немалые по тем временам 54 года (1560–1614), часть из которых пришлись на фамильный замок рода Батори на границе Венгрии, Австрии и Словакии.
Легендарная «Кровавая графиня» была столь жестока внутри стен своего замка, что свидетельства её зверств по сей день заставляют задуматься – а человеком ли она была и от людей ли была рождена...
Началом кровавого кошмара послужили пытки прислуги. Например, она велела зашивать рты девушкам, осмеливавшихся заговорить во время своей работы. И вот однажды, окончательно обезумев, она ударила одну из служанок так, что капли её крови попали на лицо самой графине. И в тот момент, когда она вытирала их – заметила, что ее стареющая кожа в тех местах, куда попала кровь молодой горничной, стала ощутимо моложе и более подтянутой.
Она сразу же дала указание привести в её покои самых красивых девственниц и перерезать им горло, а всю кровь залить в её роскошную ванну для омовения. Этот ритуал для графини стал регулярным, и её верные слуги постоянно посылались в ближайшие селения для поиска подходящих девушек-подростков, которым те обещали щедро оплачиваемую работу служанок в замке. Некоторым все же удавалось выжить, даже после откусывания графиней плоти от их лиц, рук и других частей тела...
Обвиненная в убийстве более чем 650 молодых девушек, Элизабет Батори провела замурованной последние три года своей жизни. Гробницей, заложенной по кругу кирпичами, стала одна из комнат замка. Было оставлено лишь маленькое окошко, необходимое для вентиляции и через которое ей подавали еду.
Батори занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина, совершившая самое большое количество убийств. «Belle dame sans merci» – Прекрасная дама без милосердия.
К сожалению, её главная соратница – Анна Дарвулиа, скончалась до начала суда. Благо остальных правосудие таки настигло: «Трое подсудимых — Сентеш, Йо и Фицко — были приговорены к смерти; приговор был исполнен незамедлительно. У Сентеш и Йо были оторваны пальцы раскалёнными щипцами, после чего обе служанки были сожжены на костре».
При этом главным любителем полакомиться человеческой кровью неожиданно принято считать Влада Колосажателя из соседнего Валашского княжества. Прозвище которого – Дракул, стало именем нарицательным.
Всё благодаря роману 1897 года Брэма Стокера «Дракула». Именно из-за фурора, вызванного книгой Стокера, сегодня общепринятым образом вампира стал считаться светский щеголь-аристократ: одетый в дорогой костюм, с идеальной дикцией и манерами. В момент своего появления неизменно приковывающий всеобщее внимание лишь к своей персоне. Идеальный типаж для портретиста на Трёхсвятской.
Однако Стокер был совсем не первым, кто написал про кровососущих монстров. Первым был доктор Джон Полидори, опубликовавший свою повесть «Вампир» в 1819 году.
Невероятно захватывающее произведение, которое читается на одном дыхании по сей день. Почти все фильмы ужасов про вампиров берут своё начало здесь. Про вторую важнейшую новеллу я расскажу своим чередом далее, покамест надо закрепить самое важное: Лорд Рутвен, явленный в «Вампире» Джона Полидори, — первый вампир.
С вампирами у меня всегда ассоциировалась роза. Бордовая, кроваво-красная, любая... Возможно, даже не с самими вампирами, а с готическими средневековыми замками, в которых они когда-то могли обитать. В розе для меня удивительным образом сочетаются шарм и гротеск, набожность и надменность. При этом известных науке видов роз – видимо-невидимо. Фигурируют цифры от 10 до 50 тысяч сортов!
Очень часто ноту розы используют как один из кирпичиков для постройки пирамиды аромата в связке с нотами уда и шафрана или пачулиево-шоколадными обертонами. Это, несомненно, беспроигрышные комбинации. Но разве можно повстречать ужасного кровопийцу, отправившись в очередное путешествие по карамельным королевствам? Кто-то должен был предложить нечто иное.
«Oud Satin Mood» от Maison Francis Kurkdjian вышел в 2015 году, но такой же колоссальной популярности, как некоторые другие ароматы бренда, так и не снискал. Несмотря на это, двумя годами позже на рынок вышел ещё и фланкер в концентрации Extrait de Parfum.
На мой взгляд, парфюмер Франсис Куркджян перемудрил со звучанием, добавив абсолютно лишние ноты, например – клубнику. В итоге получился слишком женственный парфюм, чтобы его мог носить мужчина, а благодаря олдскульному старту – слишком мужской, чтобы представить его на женщине. Пожалуй, даже общее звучание духов скорее навевает мысли о Востоке, нежели о классической французской парфюмерии. Однако своих поклонников он, несомненно, нашёл. Любим и почитаем ими по сей день.
Несомненно, столь необычный парфюм не мог не обратить на себя внимание компаний, которые пытаются удивлять и радовать поклонников парфюмерии своим видением известных композиций. По большей части – это клоны. Но иногда у некоторых получаются композиции даже более интересные, чем сам объект подражания. Так получилось и с «Baroque Satin Oud» от Maison Alhambra.
Maison Alhambra не стали идти по стопам первоисточника от MFK, наоборот – выкинули из композиции всё лишнее, добавив более привычные ноты. Пирамиду покинули: клубника, фиалка, бензоин, карамель и кедр! За исключением кедра – вся излишне феминная и сладкая основа. И вот теперь лично для меня это прекрасный нуарный унисекс аромат, подходящий как для смелых мужчин, так и для большинства женщин.
Стартует «Baroque Satin Oud» также с весьма крепкого ретро блока, который мне частично напоминает некоторые аккорды из базы советского одеколона «Саша», но с добавлением специй во главе с шафраном. Да – различия начинаются уже со старта. Парфюм получился очень стойкий и продолжительный, поэтому этот старт будет с Вами довольно долго. Но если Вы смогли полюбить начало композиции в работе Куркджяна, уверен – этот Вам также будет по плечу.
Дальше аромат раскрывается нежнейшей, почти как в «Rose Prick» от Форда, розой. Подогретая тепло-древесным удом и припыленная пушистым ирисом – самая интересная и опасная часть композиции. Дело в том, что летом она находится в невероятной близости к «Oud Satin Mood», а в холодные месяцы – это то, что и побудило написать данный текст. Ведь до конца лета и наступления осени – остался всего месяц.
Сухая поздняя осень и безветренная, тёплая зима – вот его время. Роза становится готической, прохладной и влажной. Помимо самого цветка, начинают чувствоваться и стебли. Почти как в другом аромате от MFK – «L'Homme À la Rose». Но вместо того, чтобы скатываться в его уходовую часть, она переносит внутрь средневекового замка.
Но замка заброшенного. Внутри которого давно никто не живёт. Где сырость уже просочились даже в самые мелкие трещины его могучих стен, на которых тут и там по-прежнему висят картины и гобелены в золоченых рамах со сценами псовой и соколиной охоты. Когда-то дорогая и изысканная мебель, обшитая темно-красным утрехтским бархатом, давным-давно потеряла свой лоск и прежний шик.
Станет ещё более атмосферно, если в этот момент на Вас будет надет самый чёрный наряд из возможных. Прекрасная возможность почувствовать себя Дракулой, а Вашей любезной подруге – бессмертной графиней с длинными и острыми, словно сущее шило, клыками.
Только помните про погодные условия. Можете прикупить парфюм уже сейчас, и к первым заморозкам он созреет и будет готов полностью. Поскольку первые пару недель он кажется излишне колючим, прямо как шипы на стеблях роз...
Я не думаю, что он планировался именно таким, каким получился в итоге. Но это удивительный пример того, как не самый точный дьюп может оказаться даже интереснее, чем сам первоисточник.
Верхние ноты: Шафран, Кардамон, Корица и Танжерин.
Средние ноты: Роза, Уд, Ирис и Жасмин.
Базовые ноты: Ваниль, Амбра, Кожа и Пачули.
Ещё одна готическая новелла, вышедшая задолго до «Дракулы», это «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню. Впервые опубликованная в 1872 году, она вызвала настоящий культурный шок у всей читающей общественности. Скажу больше – она не меньше поражает и в наши дни.
История дружбы и... любви двух девушек – Лоры и Кармиллы, была столь нежна и беззаботна, словно летнее облачко на ясном летнем небе. Пока Лору не начали посещать кошмары, в которых странное существо, похожее на огромную чёрную кошку, периодически появляется из-под крови и кусает Лору в районе груди.
Но её пытаются всячески успокаивать, уверяя, что это лишь воображение, мол, это от догорающей свечи, а по стене пляшет черная тень кроватной спинки... Кармилла же с каждым днем начинала выделяться своим пространным поведением...
А в тот день, когда на одной из старых картин 1698 года Лора заметила, что одна из её давних предков, а именно Миркалла, графиня Карнштейнская, невероятно похожа на её единственную подругу – внутри уединённого замка в Штирии начали происходить загадочные события...
Сочетание розы и уда с белым мускусом не только невероятно редкое в мире парфюмерии, но и безумно пленительное. Как отношения Лоры и Кармиллы – запретные, но противиться им у подруг нет никаких сил.
Этот Al Rehab «Oud & Rose» значительно более решительный аромат. Словно Беллерофонт поражающий Химеру – бьет наповал с первых секунд после нанесения.
Цедра лимона, кардамон и уд – человека, не готового к сюрпризам и олдскульному звучанию, могут нехило так отрезвить и отпугнуть. Да, старт действительно получился кислый, и уд здесь совсем не европейского стиля. Это классический восточный уд, с которым мы уже хорошо знакомы. В том числе – по «Opulent Oud» от Lattafa, про которую уже было писал ранее. Уд здесь является доминантой всей композиции и присутствует на всех стадиях развития пирамиды.
Роза здесь томная, тёмная и даже – мрачная. Обрамленная травянистым оттенком кинзы в сердце композиции, она поддаётся настойчивым объятиям белого мускуса ближе к базе. И лишь под финал окончательно уступает свои позиции пришедшим тёплой смолистой амбре и едва сладковатому сандалу.
«Oud & Rose» подойдёт как привыкшей к домашнему уюту Лоре, которая предпочитает умиротворяющие посиделки на лавочке под сенью развесистых лип, так и современной Кармилле, которая ищет покой в прогулках по заброшенным селеньям под раскаты грома, где десятки и сотни лет не дымит ни одна труба.
Классический женский аромат старой школы. Но настолько смелый, что подойдет и мужчине, который готов к экспериментам с комбинациями розы и уда.
Верхние ноты: Лимон и кардамон;
Средние ноты: Роза и кориандр;
Базовые ноты: Белый мускус, уд, сандал и амбра.
Конечно, это не единственные рассказы про вампиров, но Полидори и Ле Фаню были первыми. Именно они послужили источником вдохновения для всех последующих авторов.
Именно из «Кармиллы» в последующем будет позаимствован образ эксперта по вампирам – барона Ворденбурга. Как Вы уже догадались, в «Дракуле» Стокера он явится публике под именем Абрахама Ван Хельсинга. Хотя принято считать, что его образ списан с реально существовавшего человека и давнего друга Стокера – Арминия Вамбери.
Новелла Ле Фаню повлияла и на ремесленников из крошечного городка Такер, что в Джорджии. Ибо раз уж я часто пишу на этой страничке о косметике для бритья, как не упомянуть линейку от семейного бренда Southern Witchcrafts посвящённую «Кармилле» и получившую название в её же честь!
Как я уже сказал – бренд семейный, основан в 2017 году. Владельцами являются супруги Кортни и Стивен, а также их пара чёрных котов по кличке Мортисия и Норман. И это не шутка, они действительно включены в команду артизанского бренда. Очаровательно!
Аромат у линейки нежный, сладкий и восточный, с явным акцентом на ладан. Композиция состоит из нот: Наг чампы, амбры, сандала, ладана, горького апельсина, ванили, жимолости и дубового мха.
Проблема лишь в том, что в продаже я его не видел несколько лет. Всю линейку, по всей видимости, заменили на серию «Carpathia», посвящённую как раз «Дракуле» Брема Стокера. И вот «Карпатию» я не пробовал, но заявленные ноты: розы, кофе и чёрного чая – звучат интригующе. Если Вам доводилось пользоваться чем-то из «Карпатии» – любезно поделитесь впечатлениями.
На этом наше очередное путешествие подошло к концу. Мы побывали в заброшенных средневековых замках, познакомились с прекрасной литературой и еле унесли свои ноги от вампиров. И всё, что нам потребовалось для этого – парочка доступных по цене восточных ароматов.
В следующий раз обратимся к европейской парфюмерии. Посмотрим, станет ли наше путешествие от этого ярче на события и эмоции. До скорой встречи...