Найти в Дзене
ГК ЭОН

Противодействие большим БПЛА типа Shahed 136/АН-196 и область применения FPV-ПВО типа дрона-ракеты. Часть первая.

На отечественных ресурсах в последнее время можно встретить ряд публикаций, утверждающих о до сих пор не найденном способе экономически эффективного противодействия массовой атаке больших дальнобойных дронов и о «спасительном» решении в виде групп мобильного ПВО, оснащенного дронами-ракетами. Эта публикация — оценка слабых и сильных сторон FPV-ПВО, видение его места в общей системе ПВО и реальных решениях эффективного противодействия массированному удару дальнобойных дронов. БПЛА Shahed 136 в своей российской версии Герань-2 и дальнейшей его эволюции (уже мало имеющей общего с Shahed 136, превосходящей его по всем показателям) показали всему миру эффективность такого решения. На сегодня только Россия обладает массовым производством ударных БПЛА семейства Герань и таким же массовым их применением, но лишь вопрос времени, когда противники обзаведутся подобного рода ударными БПЛА. Например, США уже имеют предсерийный образец LUCAS/FLM 136, который смогут выпускать в существенных количеств

На отечественных ресурсах в последнее время можно встретить ряд публикаций, утверждающих о до сих пор не найденном способе экономически эффективного противодействия массовой атаке больших дальнобойных дронов и о «спасительном» решении в виде групп мобильного ПВО, оснащенного дронами-ракетами. Эта публикация — оценка слабых и сильных сторон FPV-ПВО, видение его места в общей системе ПВО и реальных решениях эффективного противодействия массированному удару дальнобойных дронов.

БПЛА Shahed 136 в своей российской версии Герань-2 и дальнейшей его эволюции (уже мало имеющей общего с Shahed 136, превосходящей его по всем показателям) показали всему миру эффективность такого решения. На сегодня только Россия обладает массовым производством ударных БПЛА семейства Герань и таким же массовым их применением, но лишь вопрос времени, когда противники обзаведутся подобного рода ударными БПЛА. Например, США уже имеют предсерийный образец LUCAS/FLM 136, который смогут выпускать в существенных количествах.

Аризонская компания SpektreWorks представила Пентагону барражирующий боеприпас LUCAS (Low-Cost Uncrewed Combat Attack System), созданный на основе испытательного образца FLM 136. Дрон имеет размах крыльев 2,5–3 м, поршневой двигатель, массу до 600 кг и способен летать на высоте до 5500 м.
Аризонская компания SpektreWorks представила Пентагону барражирующий боеприпас LUCAS (Low-Cost Uncrewed Combat Attack System), созданный на основе испытательного образца FLM 136. Дрон имеет размах крыльев 2,5–3 м, поршневой двигатель, массу до 600 кг и способен летать на высоте до 5500 м.

Угроза LUCAS/FLM 136 — это угроза будущего, сейчас же России приходится сталкиваться с БПЛА попроще в лице украинского АН-196 "Лютый", объёмы производства которого не идут ни в какие сравнения с объемами производства ударных БПЛА семейства «Герань», но всё же имеют тенденцию к росту, а удары этим БПЛА, хоть и не наносят урона, способного повлиять на что-либо, являются весьма болезненными.

АН-196 «Лютый»
АН-196 «Лютый»
Тактико-технические характеристики АН-196:
Длина — 4,4 м
Размах крыльев — 6,7 м
Вес — 250–300 кг
Крейсерская скорость — 150 км/ч
Дальность — около 1 тыс. км
Грузоподъемность — 75 кг
Тип боевой части — осколочно-фугасный
Вес боевой части — 50 кг
Двигатель — Hirth F-23 внутреннего сгорания с трехлопастным винтом в толкающей конфигурации
Мощность двигателя — около 50 л.с.
Система наведения — инерциальная с коррекцией по спутниковой связи для автономного полета к цели.

Мнение, что «единственный способ противостоять дронам и их всё возрастающим атакам вглубь страны — это дроны-перехватчики», является весьма спорным сразу по нескольким причинам.

Большие дальнобойные дроны сложно сбить — скорость дрона FPV-перехватчика не более 400 км/час, чаще не более 250, и если цель тихоходная, то шанс есть. Но, например, «Герань-3» (а значит, в будущем и её аналоги) с недорогим и массовым реактивным двигателем развивает крейсерскую скорость 550–600 км/ч, а при пикировании на цель — до 700 км/ч. Такие показатели делают перехват FPV-дроном даже не маловероятным, а невозможным, более того, просто установка более мощного ДВС увеличивает скорость до 220-260 км/ч, что также снижает вероятность перехвата до маловероятного уровня.

Сложность обнаружить. Первыми, кто осуществил перехват специализированным FPV-перехватчиком, была Украина. Она же — лидер по мобильным расчетам ПВО. Если проанализировать успехи и неудачи ВСУ (неудач — существенно больше) в деле перехвата, то можно увидеть, что перехват удается только в случае нахождения оператора в очень малой зоне по пути пролета атакующего дрона. А это значит, для высокой вероятности перехвата таких мобильных групп должно быть много. Слишком много.

"Зенитный беспилотник" Win_Hit (фирма ODIN) для перехвата "Гераней" (скорость 200-300 км/ч, продолжительность полёта до 10 мин, максимальная высота до 5 км, варианты запуска: мобильный пусковой комплекс, ручная пусковая установка и воздушный носитель).
"Зенитный беспилотник" Win_Hit (фирма ODIN) для перехвата "Гераней" (скорость 200-300 км/ч, продолжительность полёта до 10 мин, максимальная высота до 5 км, варианты запуска: мобильный пусковой комплекс, ручная пусковая установка и воздушный носитель).

Дороговизна. FPV-дрон-перехватчик относительно недорог и это правда. Хотя он стоит дороже специализированной ракеты (об этом ниже). И на каждый пускаемый дрон нужен оператор, которого нужно ещё доставить к месту пуска. Всё вместе уже не выглядит как «недорого и просто», особенно при массированной атаке. И опыт наших украинских противников это подтверждает.

Поэтому оптимальной областью применения FPV-дронов-перехватчиков является ЛБС и сопредельная зона, там, где плотность вражеских дронов и расчетов ПВО высока (а значит, и вероятность их встречи), а требуемое воздействие сложных комплексов ПВО отсутствует. Кроме того, такие дроны полезны против больших дронов типа «бабы Яги» (и против них в первую очередь). В этой сфере такие FPV-перехватчики крайне полезны и нужны. Примером таких отечественных перехватчиков могут быть дрон-ракета от «Двух майоров» и более совершенная (но и более дорогая) «Елка», а также ряд других однотипных образцов БПЛА этого класса.

Областью ограниченного применения является объектовое ПВО (нефтебазы, подстанции). Почему ограниченное? Против того же АН-196, особенно на встречном курсе перехвата, FPV-дрон будет эффективен. Будет ли он эффективен против дрона, атакующего с высоты пикирования, как это стали делать «Герани»? Нет, не будет. Но с учетом того, что такие дроны легко сделать в массовых количествах, а у текущего противника дроны с характеристиками Герани, если и появятся, то не так скоро, то как временная мера, по мере насыщения ПВО комплексами, способными работать более эффективно, применение подобных FPV-дронов вполне уместно и желательно.

Что же касается противодействия дальнобойным БПЛА типа Shahed 136 (или, кому нравится, типа «Лютого»), то решение по существу есть и есть уже несколько лет.

Модуль «Панцирь-СМД-Е» на форуме «Армия-2022» (индекс Е – экспортный вариант).
Модуль «Панцирь-СМД-Е» на форуме «Армия-2022» (индекс Е – экспортный вариант).

Это решение — специализированная версия Панциря 1С — Панцирь-СМД с новой ракетой ТКБ-1055 "гвоздь", созданной для работы против дронов. Такие системы при их массовости могут быть оптимальным решением борьбы против массированного удара с применением дальнобойных БПЛА. При этом будет выполняться требование технической (собственно достижение самого факта перехвата) и экономической (выполнение принципа: средство перехвата дешевле перехватываемой цели) эффективности. Модифицированный Панцирь может размещать 48 ракет вместо 12, при этом с учетом вероятность поражения цели одной ракетой составляет 0,9, что позволяет практически с единичной вероятностью одному комплексу уничтожить до 43 целей. Поражать цели ракетой ТКБ-1055 Панцирь способен в автоматическом режиме без участия оператора на дальности до 7 км и высоте до 5 км. Дальность стрельбы по целям ракетой ТКБ-1055 от 500 метров (для ракеты 57Э6 от 1200 метров), нижний край по высоте от 15 метров. Ракета ТКБ-1055 "гвоздь" может быть установлена вместо ракет 57Э6 (4 ракеты ТКБ-1055 вместо 1 ракеты 57Э6) в специальном пусковом контейнере.

Слева направо: контейнер на 4 новые противодроновые ракеты ТКБ-1055, далее — сам "гвоздь", и две штатные ракеты для стандартного пускового контейнера.
Слева направо: контейнер на 4 новые противодроновые ракеты ТКБ-1055, далее — сам "гвоздь", и две штатные ракеты для стандартного пускового контейнера.

Стоимость ракеты ТКБ-1055 в открытых источниках не приводится, но она не велика и может быть дешевле FPV-дрона. В ракете ТКБ-1055 нет ничего дорогого: нет головки самонаведения, нет дорогостоящего двигателя; его заменяет разгонный блок (после чего летит по инерции). Система управления ракетой в полёте — это всего два рулевые сервопривода и приемник радиосигналов управления от радиолокатора наведения. Источник электропитания, радиодетонатор, боевая часть также недороги.

Если говорить о борьбе с массированным ударом дальнобойных БПЛА, то в качестве основного средства безусловно должен стать Панцирь-СМД, тогда как в качестве вспомогательной системы второго эшелона возможен и целесообразен комплекс, построенный на использовании FPV-дронов. Во второй части публикации будут рассмотрены требования к такому комплексу и FPV-дронам в его составе, оптимальные области его использования, а также пути решений по созданию противодронного комплекса ПВО второго эшелона.

Конец первой части.

Наши публикации на похожие темы в подборке канала