Когда в декабре 2011 года в Японии вышла PlayStation Vita, казалось, что Sony вот-вот перевернёт рынок портативных игр. С поддержкой графики уровня PS3, сенсорными панелями, двумя стиками и обещаниями "большого гейминга в кармане", Vita выглядела как шаг в будущее. Но её путь оказался куда более драматичным — смесью технического триумфа и маркетингового недопонимания. Об этом сегодняшняя статья. Если вы хотите поддержать мою деятельность, а так же хотите смотреть мои новые видеообзоры, то заходите ко мне на бусти https://boosty.to/tgr там у меня еще и видеообзоры кино выходят, а не только обзоры игровых девайсов и компьютеров
📸 Прототипы и предыстория
После успеха PlayStation Portable (PSP), Sony сразу начала работу над преемником. Первые внутренние прототипы Vita появились уже в 2008 году. По слухам, один из ранних прототипов напоминал уменьшенный DualShock с экраном между кнопками.
PS Vita называлась Next Generation Portable (NGP) — именно под этим кодовым именем её впервые показали публике в январе 2011 года. Консоль сразу впечатлила: 5-дюймовый OLED-экран, задняя сенсорная панель, Wi-Fi и 3G версии, а также уникальные картриджи вместо UMD-дисков.
🎮 Запуск: восторг и тревога
В Японии Vita стартовала 17 декабря 2011 года. В Европе и США — в феврале 2012. Первая волна игр включала Uncharted: Golden Abyss, WipEout 2048, Lumines: Electronic Symphony и множество инди-проектов.
Первая ревизия имела код модели PCH-1000
По железу PS Vita была вполне толковой
- Центральный процессор: 4-ядерный процессор ARM Cortex™-A9 (частотой до 2.0 GHz, может быть снижена Sony для экономии заряда батареи).
- Графический процессор: PowerVR SGX543MP4+ с поддержкой Open 2.0 (200 MHz, 133 MPolygon/s, 4 GPixel/s) и объёмом видеопамяти 128 мегабайт.
- Оперативная память: 512 мегабайт.
- Дисплей: 5-дюймовый (127 мм) OLED, 960 × 544 (16:9) 220 DPI, TrueColor.
- Размеры (ширина × высота × толщина): приблизительно 182×83,55×18,6 мм.
- Средства ввода: кнопка PS, кнопка питания, крестовина (вверх/вниз/вправо/влево), кнопки действий, боковые кнопки (L, R), 2 аналоговых стика, кнопки Start и Select, кнопки регулировки громкости (+/-); также ёмкостные сенсорный экран и задняя сенсорная панель с multi-touch.
- Коммуникации: адаптеры IEEE 802.11 b/g/n Wi-Fi и Bluetooth 4.0 + EDR, а также опциональный 3G-модем.
- Камеры: передняя и задняя, запись с частотой кадров 120 кадров/сек при 320×240 и 60 кадров/сек при 640×480.
- Поддержка Remote Play (использование консоли в качестве контроллера для PlayStation 3 и PlayStation 4 по сети).
На самом деле характеристики процессора и графического ядра превосходят таковые в тогдашнем флагманском смартфоне iPhone 4S, на котором выходили вполне не плохие игры, значит эти же и многие другие игры совершенно точно пошли бы и на PS Vita. К примеру фанатам было категорически непонятно, почему на PS Vita так и не вышла трилогия GTA, которая в то время выходила на смартфонах.
PS Vita "Slim" PCH-2000
Уже через два года после старта продаж, SONY выпустила новую ревизию PS Vita. Отчасти она была удешевлена, ведь теперь вместо отличного OLED дисплея, был установлен хоть и хороший, но IPS. Помимо прочего, теперь уже передняя панель не накрыта акриловым стеклом, как раньше, а пластиковая. Вместе с тем устройство стало тоньше и немного легче. Модель получила код PCH-2000.
Так же, наконец-то устройство обзавелось стандартным Micro USB, вместо проприетарного порта.
OLED-дисплей производил вау-эффект. Два аналоговых стика стали глотком свежего воздуха после одного на PSP. Казалось бы — успех гарантирован. Но что-то пошло не так...
⚙️ Слишком крутая для своего времени
Vita была мощной. Разработчики жаловались на высокую стоимость портирования. Sony не смогла убедить сторонние студии в необходимости вкладываться в полноценные AAA-игры для портативки.
Кроме того:
- Карты памяти были проприетарными и невероятно дорогими.
- Маркетинг консоли был слабым и непоследовательным. К примеру уже в 2015 году Sony полностью прекратила выпуск игр на картриджах, оставив только цифровую дистрибуцию. Само собой это достаточно сильно ударило по интересу к устройству со стороны покупателей и коллекционеров, которые привыкли все свои купленные игры хранить на физических носителях.
- Основной конкурент — Nintendo 3DS — быстро восстановился после сложного старта, предложив эксклюзивы вроде Pokémon, Zelda и Animal Crossing и всё это они делали на картриджах, для коллекционеров это важно!
💡 Уникальные особенности Vita
- Remote Play с PS4 — можно было играть в домашние игры через Wi-Fi, то есть, сейчас нЕмощная PS Portal это просто как отдельный джойстик с экраном для PS5, который больше ничего не умеет, а во времена PS Vita это была полноценная игровая портативка, которая могла стать еще и таким же геймпадом с экраном для PS4.
- Cross-Buy / Cross-Save — купил на PS3 или PS4 — играй на Vita, если игра выходила на все эти платформы.
- Поддержка инди — с 2013 года Vita стала домом для таких проектов, как Hotline Miami, Spelunky, Fez, Stardew Valley и других.
- Помимо прочего, PS Vita поддерживала большинство игр от PSP, и от PlayStation 1. Это не могло не радовать. Правда, как вы догадываетесь, раз в PS Vita нет оптического привода, игры эти запускались только из цифрового магазина, а были там ДАЛЕКО не все игры, которые хотели бы получить игроки.
Конечно выходили и отличные ААА игры
📉 Упадок и бессмертие
К 2015 году Sony практически прекратила поддержку. Последняя внутренняя студия выпустила Freedom Wars и ушла с платформы. В 2019 году производство Vita было официально завершено.
Но несмотря на это, Vita не умерла. Наоборот:
- Хакеры раскрыли потенциал системы: эмуляторы, кастомные прошивки, ретро-игры.
- Сообщество продолжает выпускать фанатские порты и патчи.
- И, конечно, Vita стала объектом культа. Коллекционеры, энтузиасты и просто ностальгирующие геймеры продолжают возвращаться к ней.
- Энтузиасты выпускают фанатские порты известных ААА игры. К примеру, они выпустили такие хиты как Max Payne, Grand Theft Auto 3, Vice City, San Andreas, Bully и даже Half-Life! И на этом не останавливаются!
🔚 Заключение: легенда, опередившая своё время
Vita не стала коммерчески успешной, но она оставила глубокий след. Она показала, что геймеры хотят серьёзных игр на ходу, что портативки могут быть красивыми и мощными, что инди — это будущее.
А главное — она стала консолью, которую люди действительно любят. Не за графику или продажи. А за то, какой могла бы быть. И в сердцах фанатов она такой и осталась.
💬 А у тебя была PS Vita?
Поделись своими любимыми играми и воспоминаниями — ведь именно это делает её живой даже спустя десятилетие. Коллекционеры, да и не только они, до сих пор активно покупают эти великолепные портативные игровые устройства и в цене они не падают, а только растут.
НАПОМИНАЮ, что у меня есть большой ВИДЕО выпуск про PS Vita, рекомендую к просмотру, будет интересно!
До новых встреч!
ПОДДЕРЖАТЬ АВТОРА МОЖНО НА БУСТИ https://boosty.to/tgr