Менажерия — от от франц. menagerie — «зверинец» — в искусстве Франции XVIII века — парковый увеселительный павильон с клетками для зверей и птиц. Создание в Петергофе Менажерии было основано на сочетании двух традиций:
- русской, восходящей к XVI-XVII векам, когда в московских садах устраивались домики для птиц, голубятни, птичьи дворы
- западно-европейской, возникшей в Италии, где впервые появились богато оформленные вольеры для содержания певчих птиц.
По замыслу Петра I, Менажерии предстояло стать великолепным парадным садом. Так оно и вышло — комплекс включал в себя Менажерейный пруд, предназначенный специально для содержания водоплавающих птиц и рыбы местных пород, Лебяжий пруд с проточной водой, а также два просторных вольера (от фр. voliere - птичник). Обо всем по порядку.
Вольеры
В 1721-1722 годах по указу Петра I архитектор Николо Микетти устроил на территории, предназначенной для устройства Менажерии, два вольера — Восточный и Западный. Вольеры выполнены в виде изящных двенадцатигранных беседок с эффектными куполами и украшены декоративными световыми фонариками, придающими сооружениям особую привлекательность. Простенки между большими окнами, застекленными в мелкую клетку, украшены туфом, изгарью (изгарь - остатки, получаемые при выплавке чугуна) и раковинами. Применение в русских садах раковин для декорации павильонов, гротов, фонтанных бассейнов началось еще в петровские времена. В 1722 году Петр I приказал:
«...ежели где в реках находятца раковины, в которых родитца жемчуг, а также подобные тем, в которых и жемчугу не родитца, чтоб, те раковины збирая, объявлять в тех местах, где обыщутца, понеже такие раковины удобны в домах е.и.в., и чтоб те раковины были видов хороших».
Автором внутренних художественных росписей вольеров является известный французский живописец XVIII столетия Луи Каравак, один из первых иностранных художников, приглашенных в Российскую империю и положивших начало созданию светских портретов в русской живописи.
В летнее время в вольерах развешивались клетки с «седалыми» птицами, т.е. птицами, не совершающими сезонных перелетов: соловьями, дроздами, подорожниками, чижами, зябликами, чечетками, снегирями, а также привезенными из-за границы попугаями, канарейками и др.
В реестре птиц за 1720 год в Петергофе упоминаются: «павлин японский, пава японская, петух индейский, кокошка африканская, рябец и аисты».
Для крупных птиц, таких как павлины и фазаны, ставились большие проволочные клетки. На зиму все птицы переводились на Птичий двор Петергофской мызы, располагавшейся западнее Марлинского участка, где имелись «для содержания их в добром присмотре» особый птичник и птичные ученики, в обязанности которых входила и ловля птиц в окрестностях Петергофа.
И все-таки оно вертится!
На начальном этапе устройство Менажерии велось под руководством архитекторов Жана-Батиста Леблона и Иоганна Браунштейна. В 1718-1719 годах был прорыт Менажерейный пруд для водоплавающих птиц и рыбы местных пород.
В августе 1721 года последовал указ Петра I:
«В пруде, где Минажерия, зделать фонтанку, а около всего места и поперег посадить кленья по чертежу, а около решетки с водной стороны шпалеры ольховые».
Накануне окончания сооружения этого фонтана строивший его мастер Поль Суалем получил указ Петра I:
«У фонтана, где была Минажерия, трубы убавить, а зделать 12, чтоб вода сильно била и далее по сторонам»
В июне 1723 года фонтан был «опробован водой»: на зеркальной глади бассейна из водяного, распадавшегося двенадцатью алмазными струями букета, поднимался высокий мощный столб воды. В январе 1724 года Петр I внес существенные поправки в устройство фонтана — опустить фонтанные трубы, чтобы они «мало видны были из воды», иными словами, чтобы форсунки были едва заметны на поверхности бассейна.
Надстройка стен бассейна до существующей в настоящее время высоты была произведена при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. К этому же периоду относится появление декоративного украшения, исказившего замысел автора и сам характер фонтана: водяной столб оказался в окружении высокого кирпичного барабана, обшитого досками, построенного для размещения на нем 16 золоченых дельфинов, из пасти которых выбрасывались фонтанные струи.
В 1772-1776 годах в Менажерейном пруду устроили летнюю императорскую купальню по чертежам Юрия Фельтена. Высокие деревянные стены купальни, скрывшие от взоров посетителей пруд, со стороны сада затянули плотным холстом, покрытым росписью. С этого времени Восточный вольер, который стали использовать как помещение для переодевания, утратил свой первоначальный наружный декор и был обшит тесом с окраской в тон купальни.
Одновременно с устройством купальни был уничтожен петровский фонтан. На круглом постаменте, украшенном 16 золочеными дельфинами, установили бронзовую колонну, завершенную золочеными дисками, а в постаменте скрыли механизм с водяным колесом-турбиной. Под действием воды колесо вращалось, и при помощи зубчатой передачи вращение передавалось на колонну с золочеными дисками. Фонтан получил название «Солнце», так как струи дисков при быстром вращении ствола образовывали подобие водяного шара, игравшего всеми цветами солнечного спектра.
Купальню, утратившую к середине XIX века утилитарное значение, поддерживали как реликвию XVIII века. Частые ремонты свидетельствовали о востребованности постройки. Находим упоминание о Купальне в воспоминаниях современников. Вольфганг Венцель Гаффнер, адъютант будущего короля Швеции Оскара II, оставил воспоминания о посещении Петергофа в 1846 году. 26 июля отмечено «купание принца в большом пруду в Монплезире, т. е. в Купальне Менажерейного пруда. Николай I уже разделся. Наследник стал уговаривать раздеться принца. «Никогда не приходилось мне, — пишет Гаффнер, — купаться в лучшем пруду… Кроме великих князей, тут же купалось много адъютантов, и мы все приняли участие в морской битве. Это было очень забавно и прохладительно. Эта сцена доказывает, что здесь все чувствовали себя вне этикета…». В начале XX века она была разобрана.
Лебяжий пруд
В 1723 году, когда в Менажерейном пруду был устроен фонтан, возникла необходимость переселить рыбу и водоплавающих птиц в другое место. Тогда Петр I приказал обустроить у Восточного вольера Лебяжий пруд с проточной водой. Сегодня, как и столетия назад, грациозные лебеди добавляют очарования этому уголку Нижнего парка.
Узнать больше можно на авторской экскурсии «Петергофская менажерия».
***
Благодарим за помощь в подготовке материала хранителя музейных предметов II категории (в экспозиции) музея-заповедника «Петергоф» Таисию Журавлеву
#первый_источник