Аналитическая статья для владельцев ДК
"Нет ничего, что вы могли бы сделать в версии 5.1, чего нельзя было бы сделать в версии 4.0" © Брэд Миллер, изобретатель 5.1
Если вы, дорогой читатель, как и я, увлечены объёмным звучанием вашей любимой музыки, наверняка, давно заметили, что некоторые миксы версии 5.1 не работают в полную силу, порой бесполезны, и вам хотелось бы значительно их "улучшить", буде вам предоставилась такая возможность покрутить ручки за микшерским пультом.
Вы теряетесь в догадках, т.к. ваша фантазия существенно изменила бы звучание, на гораздо более интенсивное и яркое, а не то, что тут вам подбросили.
Некоторые из миксов 5.1 настолько неубедительны, что вы готовы улучшить ощущения через ап-миксер (процессор) объёмного звучания. И получается в разы лучше.
Возникает недоумение: кто в наши, технически продвинутые, дни делает эти вялые миксы?
Вот, были же славные времена квадрафонии!!
Всё верно, 4.0, 5.1, 7.1 и Atmos — это не одно и то же, и сведены они по-разному, с использованием совершенно разных инструментов и философии.
Чтобы разобраться, вот с источника окружающего звука я и начну.
В начале было 4.0, и призрак 5.1 бродил по Европе © Аудио Библия
Ещё раз напомню читателям, что золотая эра квадрафонии имеет чёткие временные рамки: с 1970 по 1977 годы.
Мне очень нравятся иммерсивные миксы, которые погружают меня в гущу событий. С 1969 года было разработано несколько конфигураций для ДК: 4.0; 5.1; 7.1; Атмос в виде 5.1.2; 5.1.4 и так далее.
Постановка вопроса для дискуссии:
Одна из вещей, которую я заметил, слушая 4.0 (квадра) и 5.1, заключается в том, что в значительном большинстве квадра-миксов реализована яркая дискретность и динамика: отдельные элементы и инструменты чётко и явно разделены между передней и задней панорамами.
С другой стороны, во многих миксах 5.1, похоже, этому мало уделяется внимания и плохо использовано пространство для объёмного звучания, ограничиваясь добавлением эха в тылы: 3 фронтальных + эхо от них в 2-х тыловых каналах. Вот иллюстрация:
Да, я говорю здесь несколько обобщённо, но это тенденция, которую я наблюдал в длинном списке дисков.
Ниже я разберу несколько ключевых тезисов, повлиявших на системный подход, парадигму микширования обоих форматов: 4.0 и 5.1.
1) Матричный подход
Как известно, первое квадрафоническое издание случилось на картриджах Q8 Quad и, как любое другое на магнитной плёнке – на катушке с 19-й скоростью, не требовало кодирования / декодирования.
Но оно требовалось для винила, ввиду его технологической непригодности для окружающего звука. Поэтому инженеры пошли по радикальному разделению каналов для SQ-декодирования (и др. его видам), ибо слабое разделение мало бы что дало. В этом суть матричного подхода.
Из этого, якобы, следует, что звукорежиссёр по миксу должен был учитывать издержки винила и для магнитофонных носителей тоже: кассеты и бобины с плёнкой. А также при этом, давать волю своей фантазии в том, куда поместить те или иные инструменты.
Появление цифровых технологий в 90-х позволило как упростить инженерам задачу, так, почему-то, и упрощать их 5.1-миксы. Однако надо признать, что если бы тогда не было 4.0, то вся идея вернуть объёмный звук для фильмов или музыки могла бы и не осуществиться.
Подытожим: винил с его обязательной технологией кодирования (как версия) повлиял на качество квадра-микса.
2) Ориентация на эксперименты
Вспомните начало стерео, когда барабаны были расположены с одной стороны, или вся группа - с одной, а вокал - с другой... Битлы? – Да!
Стерео продолжало жить, и нет ничего более консервативного, чем стерео-микширование: ритм-секция с вокалом в центре и тому подобные клише.
Я вспоминаю раннее стерео, когда во многих случаях все размещалось строго в левом или правом канале, и мне интересно, повлияла ли эта идея на философию квадро-микширования?
Полагаю, что во времена квадра инженеры звукозаписи действительно хотели поразить вас тем фактом, что вы слушаете 4 канала вместо двух, чтобы заставить вас купить оборудование и записи с 4.0. По крайней мере, подавляющее количество квадра-миксов разительно, бесспорно отличались от плоского стерео.
Я пытаюсь понять, связано ли это просто с технологическими ограничениями Quad (для декодирования необходимо более радикальное разделение), или, возможно, также используются другие философии.
Проблема заключается в том, что некоторые люди считают, что с этим перестарались, и именно отсюда взялась вся эта фраза о "трюках".
Мне же понравились эти безбашенные трюки миксы, потому что я услышал гораздо больше, чем давало мне стерео: такие вещи, как перепрыгивающий по углам комнаты барабан в "Paranoid-е", бой часов и звон монет из-за спины в "The Dark Side Of The Moon", летящий кругами водоворот звука в "Once Again" – альбома группы Barclay James Harvest и др.
Не говорю уж о тех случаях, когда в стерео-миксе пропадают целые партии инструментов, поскольку им там нет места для отчётливой слышимости. Хорошим примером этого является песня Fleetwood Mac "Never Going Back Again". В инструментальном бридже в многоканале есть гитарное соло Линдси Бакингема, отсутствовавшее в стерео-версии.
Но другие, слушатели со слабым вестибулярном аппаратом, считают, что это перебор.
Ладно, я бы добавил, что в те времена некоторые квадра-миксы были немного грубоваты и «неотёсаны» (вспомните "The Best Of The Doors" – см. ссылку внизу). Однако меня куда сильнее раздражает вялая квадрафония, плохо передающая дискретность и различия между каналами.
Конечно, как уже было сказано, 4.0 был (частично) ориентирован на эксперименты и, как ошибочно принято думать, умер до того, как стал скучным. Так что здесь есть некоторая предвзятость.
На самом деле, тот кризис в 1977 году надо понимать не так:
квадрафония не умерла, она просто перешла в спящий режим. Если бы не Quad, системы объёмного звучания, возможно, никогда бы не появились.
Quad потерпел неудачу в 1977 году в основном из-за дороговизны и путаницы с несколькими декодирующими форматами (QS, SQ, CD-4 и ещё другие 4 вида).
Сейчас, как и Годзилла, Quad вышел из спячки с удвоенной силой... и радиоактивен как 5.1, 7.1 и Atmos!
Если вы ещё только раздумываете, с чего начать освоение окружающего звучания, то постижение Quad будет самой верной дорогой по этому пути. Вам помогут в этом многочисленные SACD и Blu-ray диски (см. ссылки внизу).
А я подумываю о том, не взять ли себе интернет-ник Quadzilla? ;-)
В итоге приходим к заключению о том, что квадра – синоним буйной фантазии инженеров в те времена, когда сдерживающих правил ещё не было: можно было делать всё. А к 1995 году время буйных прошло.
Меж тем, логичен и тезис от обратного:
3) Консерватизм или боязнь экспериментов
Этот тезис исходит из той предпосылки, что большинство людей хотят, чтобы музыкальная группа звучала в основном спереди. Они так привыкли.
(Ими декларируется приверженность к дурным привычкам в расхожем стереотипе о звучании концертного зала, который я разбираю в другой статье: «Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?» - см. ссылку внизу).
Не знаю, какую музыку вы слушали из зари стерео, но экстремальные миксы с эффектами пинг-понга были тогда довольно распространены и в формате 2.0. Пластинки The Moody Blues были известны именно этим и широко использовались в магазинах, чтобы "ошеломить" слушателя стереозвучанием.
То же самое произошло и с Quad-звуком, который раскручивается по комнате с помощью колонок в четырёх углах. В большинстве классических демо-записей использовался метод создания атмосферы спереди и сзади, воспроизводящий акустику помещения.
И то, и другое, в конечном счёте, привело к более «спокойным» миксам. История повторилась ещё раз.
В области квадра это «упрощение» стало наблюдаться уже в 1974-75 годах. Поэтому, когда появился 5.1, многие инженеры и артисты пытались избежать использования "трюков", что привело к появлению действительно простых, граничащих с примитивом, миксов 5.1.
Подытожим: другими словами, весомая причина, по которой материал 5.1 и Atmos менее дискретен, чем бы нам хотелось, - пережиток недовольства высоколобой публики в отношении объёмной музыки.
Своего рода консервативный стерео-снобизм и объёмные 5.1-миксы, сделанные ему в угоду.
4) Киношный подход к микшированию
И последняя версия разбираемого феномена: люди из кино.
Существует великая вероятность того, что микширование в формате 5.1 surround (правильное или неправильное) относилось к компетенции "спецов по видео", создающих DVD-диски.
Поскольку их видео-проекты были в основном концертами с атмосферным звучанием (или имитацией объёмного звучания) и почти нулевым размещением инструментов за пределами сцены, в итоге у нас получилось много проходных и прохладных миксов в формате 5.1.
Они поставили галочки в проекте, а затем двинулись дальше, почти не задумываясь о том, что можно было бы сделать со звуком, чтобы его оживить.
Для творческого подхода потребовались бы более дальновидные люди, чтобы в полной мере реализовать потенциал объёмных миксов, которые нам нравятся больше всего. Однако, преемственность с квадра-школой 1970-х была разорвана.
Резюме
Я бы хотел выиграть в лотерею и основать свою собственную звукозаписывающую компанию, которая занимается только 4-канальными ремиксами и переизданиями классических альбомов в этом формате.
Quad — это было круто. Пусть это понравилось бы большему количеству людей. Хотелось, чтобы ещё больше альбомов были сведены на этой основе. Не забыл бы и о том, чтобы больше миксов в формате 5.1 действительно охватывали пространство для прослушивания, а не делали их убогим супер-стерео с атмосферой.
А пока что, я не теряю время в несбыточных мечтах, но с помощью моего канала собираю библиотеку, энциклопедию о качестве многоканальных миксов 4.0, 5.1, Атмоса.
И делюсь знаниями с вами!
Каждый разобранный альбом имеет описание микса и его итоговую оценку от 2 до 10 баллов. Полагаю, что оцененные таким образом на 3, 4, 5, 6, 7 баллов требуют радикального улучшения.
Моя статистика показательна: в квадра-миксах редко случаются оценки ниже 7 баллов. А вот у 5.1 это наблюдается сплошь и рядом.
Итак, ещё раз проговорим четыре версии, почему многие пятиканальные версии звучат скромнее и уступают квадрафоническим:
1) Матричный подход при реализации квадра-миксов;
2) Ориентация на эксперименты в квадра-миксах;
3) Консерватизм или боязнь экспериментов в 5.1-миксах;
4) Киношный подход в 5.1-миксах.
Напишите, а что вы думаете, почему квадрафония до сих пор актуальна и «уделывает» большую часть современных пятиканальных миксов. Каким был тот секрет в сведении звука, который неизвестен многим звукорежиссёрам.
И поделитесь вашими оценками за миксы любимых дисков. Подпишитесь, если ещё не сделали этого, живите в окружении музыкой!
Полезные статьи, раскрывающие тему:
Что такое статика в домашнем кинотеатре? Манифест канала, ч. 2
Очередная "Тёмная сторона Луны" или снова тёмные хитрости шоу-бизнеса
Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?
С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок
Калибрую звук под своё помещение – Audyssey
Чего хотят люди от многоканальной музыки?
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55
Surround Master! Неужели чудо свершилось?!
2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?
Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?
Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ
Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда
"The Red Room - Красная комната" Питера Гэбриэла
Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Извините за эксцессы, связанные с вашим недопониманием окружающего звучания и последующими дискуссиями на эту тему.
Купите себе домашний кинотеатр (ДК), и вы всё поймёте, чакры откроются.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
The Doors "The Best Of The Doors" SACD, Blu-ray 4.0: Лучшие Quadra-тные "Двери"
Loggins & Messina "Full Sail" SACD 4.0: Под всеми Quadra-парусами
The Beatles "1" Blu-ray 5.1: Пшик
Alice Cooper "Billion Dollar Babies" BD 4.0: Всё возвращается на круги своя
J. Geils Band "Nightmares… And Other Tales From The Vinyl Jungle" BD 4.0: Wow-эффект
America "Holiday" BD 4.0: Фото в Quadra-тной рамке
Spinners Spinners Blu-ray Quadio 4.0 Эталон филадельфийского соула
Pink Floyd "Echoes" DTS 4.0: "Вы слышите звук со всех сторон"
Black Sabbath "Paranoid" BD-Quadio 4.0: Это кто так громко воет?
Bachman-Turner Overdrive "BTO" SACD 4.0: Через тернии к звёздам
Jefferson Starship "Red Octopus" BD-A 4.0: Беспроигрышное название
Узнать больше о многоканальной музыке в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc.
Приобрести фирменные диски 5.1 через сайт, посвящённый этой теме.
Канал НЕ монетизирован, поддержите автора любой суммой, нажав кнопку «Поддержать». Все деньги пойдут на мультиканальную музыку с целью её рецензирования.