"Выставочный комплекс авиационной техники и павильон "Космос". ул. Липковская 12А, Минск, Минская область 220138, Беларусь. 19 октября 2024 на базе аэродрома Липки, аэродрома совместного базирования авиацией МЧС, минским парашютным клубом ДОСААФ и авиацией общего назначения, был открыт Музей авиационной техники, который по юридическим причинам "музеем" сейчас официально не называется. Коллекция, самолетов изначально собиралась на аэродроме ДОСААФ в Боровой, но за последние 8 лет постепенно переезжала в Липки.
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Когда в 2009 музей изначально создавался по всей Беларуси было найдено около 80 самолетов и вертолетов, возможных экспонатов музея. В итоге 45 удалось заполучить и сейчас в Липках экспонируются 35 самолетов, 8 вертолетов, 2 планера и два спускаемых аппарата. Всю технику не просто перемещали с одной площадки на другую, но и дополнительно реставрировали. Примерно два года назад в этом канале уже рассказывалось обо всех экспонатах остававшихся на Боровой, но в Липках их заметно больше и выглядят они чуть по другому, поэтому прогулку по всем экспонатам повторим. Техника выставлена удачно, хорошо фотографируется. К сожалению в отличие от Боровой потерялась возможность обхода вокруг самолетов, но огораживанием пока не занимались, за что большой плюс. При большом желании, если потолкаться среди детей можно посидеть в креслах пилотов Ан-2, Ми-24, Ми-26, Су-27П и пройтись по салону президентского борта - Ту-154. Отличный музей с интересной техникой и легко доступный. Пока там ещё всем рады. Заезжайте. Большую часть техники так близко можно увидеть только здесь. Сардэчна запрашаем у Беларусь!
Прогулку по музее стоит начать с комического ангара, благо белорусских космонавтов в числе выросло - их теперь 4.
Спускаемый аппарат «Союз» 7К-ОК (11Ф615, №119/ОКБ №1, Королёв). 1966-1970. Космическая техника относится к изделиях с высокой степенью контроля, известен путь каждого болта, тем более удивляет, что во многих местах стоят образцы техники, которые просто называются например "Технологический макет спускаемого аппарата "Союз". Разве самим музейщикам не интересно узнать и написать на табличке реальную историю экспоната? Видимо не всегда, так и в Минске реальная история в частности космических экспонатов спрятана за безликими подписями. Спускаемый аппарат в первом зале павильона "Космос" имеет обозначение «Союз» 7К-ОК (11Ф615,№119). Корабли серии «Союз» 7К-ОК (11Ф615) проектировались как лунные корабли. Есть вероятность, что музейный "шарик" из самой первой серии 11Ф615 - специальной модификации трёхместного пилотируемого корабля 7К, являвшегося частью пилотируемого комплекса для облета Луны (тема «Союз») для решения проблем сближения и стыковки на околоземной орбите, было начато в конце 1964 по предложению С.П.Королёва. Исходные данные на выпуск рабочей документации на корабль, получивший обозначение 7К-ОК (изделие 11Ф615), были выданы в мае 1965 года. Корабль был ответом не американскую программу Gemini, которая использовалась для отработки тех же задач для программы Аполлона. Эта серия "Союзов" стала самой неудачной, после гибели экипажа «Союза-11» в июне 1971, проект был коренным образом измененён, повысили надежность, что привело к сокращению автономности и численности экипажа - с трех до двух человек. Музейный спускаемый аппарат был найден на заднем дворе одного из минских НИИ, который имел отношение к советской космической программе и в космос не летал, скорее всего это один из технологических макетов 11Ф615, используемых для отработки агрегатов. В музее шутят, что три космонавта в капсуле раньше это были Климук, Коваленок и Новицкий - белорусские космонавты, а сейчас среднего заменили на женский манекен - соответственно теперь там и Марина Василевская. Этот спускаемый аппарат с 2015 года находится в миниэкспозиции "Космос", сначала музея в Боровой, а сейчас в Липках.
Спускаемый аппарат "Союз-Т" 7К-СТ (11Ф732, №463/ОКБ №1, Королёв). 1979-1986. Во втором зале павильона "Космос" хранится второй спускаемый аппарат типа "Союз", полученный для временного, которое как обычно в Беларуси очень быстро превращается в постоянное, из королёвского музейного объединения. С этим кораблём точно такая же история, как и с первым «Союз» 7К-ОК, формально он не имеет своей истории и своего обозначения, хотя конечно она есть и кому-то точно известна. Может быть расскажут рано или поздно. Корабль из серии "Союз-Т/ТМ" явно летал в космос и скорее всего без экипажа. Потом использовался на ЦНИИМАШ в качестве испытательного макета. Теоретически это может быть один из "Космосов", использовавшихся для отработки корабля. Корабль "Союз-Т" 7К-СТ стал глубокой переработкой 11Ф615 и кроме общего размера ничего общего не имел с первыми "Союзами". Главной причиной переработки проекта было полное изменений назначения корабля, лунная программа была закрыта, главным приоритетом стала программа работы на космических станциях, новый корабль был предназначен именно для доставки и возвращения экипажей на ДОС. Планируемый ресурс полёта был предназначен только на трое суток автономного полёта и 200 суток полёта в составе станции. Первый полёт "Союз-Т" — 1979 год, последний — 1986 год. Серийный корабль "Союз-Т" совершил один беспилотный испытательный полёт на станцию «Салют-6», 3 пилотируемых полёта на туже станцию, 10 полётов на станцию « Салют-7» и один сложный полёт с перелётами между станциями «Салют-7» и «Мир»
Разбавим немного экспозицию минского музея, другими космическими экспонатами из других музеев, например из Калининграда.
Спускаемый аппарат "Союз-Т" 7К-СТ (11Ф732, 35789-022 АII00-0А4 №33 (Союз-Т)/ОКБ №1, Королёв). 1979-1986. Музей Мирового Океана. Россия, 236006, г. Калининград, набережная Петра Великого, дом 1. Практически с самого начала 60-х изучение мирового океана теснейшим образом связано с космическими исследованиями. Спускаемый аппарат "Союз-Т" 7К-СТ из музея Мирового Океана в космос не летал. Как и во многих других музеях, например в Музей авиационной техники в Минске, история этого "шарика" скрыта, хотя точно кому-то известна. Очень хочется, что бы рано или поздно рассказали её и всем посетителям. Считается, что этот спускаемый аппарат использовался для обучения экипажей космонавтов и действий эвакуационных групп в реальных морских условиях. Так как корабль не летал можно оценить состояние спускаемого аппарата до пуска, а точнее до спуска. Корпус СА изготавливался из алюминиево-магниево-титанового сплава, сверху покрытым несколькими слоями теплозащитных материалов. В таком виде СА и экспонируется сейчас в основной экспозиции.
МГМ "Союз-ТМ" (ОКБ №1, Королёв). 1986-1995. Музей Мирового Океана. Россия, 236006, г. Калининград, набережная Петра Великого, дом 1. Около борта НИС «Космонавт Виктор Пацаев» стоит бело-красно полосатый макет, схожий на СА космического корабля. В подписи точно написано, что это спускаемый аппарат "Союз-ТМ", который использовался для обучения экипажей кораблей для эвакуации экипажа при приземлении в море. Экспонат музея конечно имеет общим с "Союз-ТМ" только размеры и массу и представляет собой только Массо-Габаритный Макет, который может плавать и имеет рымы для имитации подъема на борт. Сам НИС «Космонавт Виктор Пацаев» является памятником попыткам СССР создать полностью контролируемую космонавтику, а небольшой МГМ показывает, что в рамках этой программы пытались учитывать каждую мелочь, которая к счастью ни разу не пригодилась в жизни. Сейчас, по-видимому, каждый раз при посадке "Союза" руководитель полётами скрещивает пальцы, что бы всё пошло по плану и "шарик" не грохнулся в море.
Скафандр "Сокол" и ложемент "Союз" 7К (Завод № 918 Министерства авиационной промышленности СССР/«НПП "Звезда" им. Г.И. Северина»). 1973. Главным мемориальным экспонатом Павильона "Космос" минского музея является скафандр и ложемент первого космонавта уроженца Беларуси Климука Петра Ивановича. Пётр Климук совершил в качестве командира экипаже три полёта - на "Союз-13" (7K-T), "Союз-18" — "Салют-4", "Союз-30" — "Салют-6". На Союз-13 Пётр Климук был самым молодым космонавтом в истории на тот момент и участвовал фактически во втором экспериментальном полете нового варианта корабля 7K-T и новых скафандров "Сокол" после перерыва, связанного с аварией "Союз-11". Ложемент и скафандр предоставлены для экспонирования Национальным музеем Беларуси.
По дороге в Минск в Смоленске можно увидеть оригинальный макет КК "Восток", возможно первый презентационный.
Модель космического корабля «Восток» (изд. 3КА) с верхней ступенью РН. 1958-1963. Исторический музей Смоленского музея-заповедника. ул.Ленина, 8, Смоленск, Россия. В кассовом фойе главного здания Истрического музея Смоленска стоит несколько экспонатов, которые видимо и выкинуть жалко и поставить некуда. Один из них очень неплохая модель КК «Восток» (изд. 3КА) с верхней ступенью РН 8К72К примерно в масштабе 1:2. Качество изготовления самой модели и её отдельных деталей показывает, что это явно не творчество "Дворца Юнвх Пионеров" или подарок завода-шефа. К сожалению история самой модели нигде не отражена, музейных работников в фойе не водится. Вариантов не много: что более вероятно в 60-е был налажен серийный выпуск таких моделей для экспозиций и выставок, или менее вероятно, что это один из презентационных макетов королевского ОКБ-1, который в итоге был подарен музею в Смоленске, так же может быть это модель из музея в Гагарине и в Смоленск попала после реэкспозиции.
МиГ-15УТИ (УТИ МиГ-15, СТ, «изделие 10», з/н №1615308, с.н 16-08/Авиационный завод № 153 (Новосибирский авиационный завод (НАЗ)). 1954. МиГ-15УТИ стоит рядом с павильоном "Космос" и служит связующим звеном между космосом и авиацией. Вплоть до 70-х большинство лётчиков-космонавтов обязательно летали именно на нём, а весь мир запомнит, что именно на таком типе разбились Гагарин и Серёгин. Основной учебный самолёт в ВВС СА в 50-е - 60-е. В связи с отсутствием спарок на базе МиГ-17 и МиГ-19 вплоть до появления на вооружении чехословацких L-29 Delfin был не только первым реактивным самолетом на который садились будущие военные летчики, но и использовался в строевых частях в качестве спарки. МиГ-15УТИ (з/н №1615308) был передан в музей с Минского авиаремонтного завода в 2006 году, а до этого отлетал весь свой срок в 201-м ИАП ПВО в Мачулищах где использовался для восстановления и проверки летных навыков вплоть до расформирования полка в 1994. При ремонте на восстановление самолёта, который сохранилось свой реальный бортовой номер "96 красный", каннибализировали МиГ-15УТИ "66 голубой" заводской № 1415394. Этот самолёт - "66 голубой" кстати был первым самолетом этого типа, который увидел вживую в 1984, ранее установленный в пионерском лагере «Зубренок» на берегу Нарочи. Недостающее добавили от мишеней с авиационного полигона "Ружаны". Самолет в естественной окраске в отличном состоянии.
ТРД РД-45Ф. 1952-1960. Рядом с МиГ-15УТИ вертикально стоит "пламенный мотор" от этого самолета. Немного необычное положение для двигателя, да и расположение его на улице наверно не лучший вариант, но это ведь только начало, может быть в будущем появится и отдельный павильон с моторами, которым совсем не место стоять вот так. История самого мотора достаточно занимательна. РД45 и его модификация с форсажем РД-45Ф были построены на основе приобретенных в Британии двигателей английской фирмы Rolls-Royce Nene-I и Nene-II Работы по двигателям велись в ОКБ-45 совместно с ОКБ-117 под руководством Главного конструктора В.Я.Климова. Наверно именно МиГ-15УТИ, который пролетал на десяток лет дольше, чем ему отводила судьба и продлил жизнь на производстве РД-45, который достаточно быстро стал архаичным со своей конструкцией одновального ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания, одноступенчатой турбиной и выхлопной трубой с реактивным насадком. Отличный образец раннего турбореактивного двигателя
Aero L-29 Delphin (34 красный, з/н 591414, Aero Vodochody a.s, Чехословакия). 1965. В качестве спарки для первоначального обучения полётами на реактивных самолетах МиГ-15УТИ заменили на на первый взгляд неказистый, но достаточно удачный чехословацкий Aero L-29 Delphin. Стандартная учебная машина Варшавского договора была выбрана из трех претендентов и была реально лучшей именно как УТС с возможностью использования как УБС, обойдя Як-30 и польский ТС-11 «Искра». Aero L-29 Delphin с чехословацким же мотором Motorlet M-701 с 1961 начал поступать на вооружение летных училищ и ДОСААФ во всех странах Варшавского Договора, кроме Польши, где предпочли, несмотря на близость к ЧССР учится на собственном самолёте. Как говорится: "А так можно было?". Чехословацкий "Дельфин" не подвёл и исправно отработал до конца 70-х, когда начал сменяться почти вечным L-39. Переданный в 2008 году в музей из Вяземского учебно-авиационного центра 34 красный с заводским 591414 остался в классической ДОСААФовской ливрее. Под правым крылом в музее повесили редкий блок Р57-4М по четыре НУР С-5, которые могли использоваться на самолете, как стандартная боевая нагрузка при применении его как боевого самолёта, так и в учебных целях.
На этой машине закончим первую часть рассказа об экспонатах Минского авиамузея. Во второй части перейдем к вертикальным, это одна из самых интересных частей музея. Встретимся через неделю. Оставайтесь с нами, будет познавательно...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо: в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам