Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Лариса НИКИТИНА: «Я с ранних лет была уверена, что стану актрисой»

Кто-то и с пятого раза с трудом поступает учиться профессии своей мечты, а кого-то судьба словно сама выбирает для определённого предназначения. Так случилось в жизни заслуженной артистки РФ, актрисы Минусинского драматического театра Ларисы НИКИТИНОЙ. — Лариса Семёновна, что или кто привел вас в актерскую профессию? — Можно сказать, случай. Наша семья сначала жила в Сибири, а когда я заканчивала восьмой класс — родители переехали в Запорожье, на мамину родину. Однажды с подружкой на экскурсионном автобусе мы ехали из Крыма. В Мелитополе водитель остановился и сказал, что у нас есть полтора часика, чтобы походить по городу. Первым попалось на глаза музыкально-драматическое училище, в которое мы и зашли. А там пусто, никого нет, в фойе стоит фортепиано. Я села и начала играть на нем что-то из Бетховена (я окончила детскую музыкальную школу по классу фортепиано). И вот через несколько минут появляется педагог этого училища, подходит ко мне и говорит: «Ой, вы знаете, а у нас уже закончили

Кто-то и с пятого раза с трудом поступает учиться профессии своей мечты, а кого-то судьба словно сама выбирает для определённого предназначения.

Так случилось в жизни заслуженной артистки РФ, актрисы Минусинского драматического театра Ларисы НИКИТИНОЙ.

— Лариса Семёновна, что или кто привел вас в актерскую профессию?

— Можно сказать, случай. Наша семья сначала жила в Сибири, а когда я заканчивала восьмой класс — родители переехали в Запорожье, на мамину родину. Однажды с подружкой на экскурсионном автобусе мы ехали из Крыма. В Мелитополе водитель остановился и сказал, что у нас есть полтора часика, чтобы походить по городу. Первым попалось на глаза музыкально-драматическое училище, в которое мы и зашли. А там пусто, никого нет, в фойе стоит фортепиано. Я села и начала играть на нем что-то из Бетховена (я окончила детскую музыкальную школу по классу фортепиано). И вот через несколько минут появляется педагог этого училища, подходит ко мне и говорит: «Ой, вы знаете, а у нас уже закончились вступительные экзамены». Я отвечаю: «А я и не собираюсь к вам поступать, я здесь просто проездом». Он удивился и начал расспрашивать, откуда я, сколько классов окончила и так далее. Поговорили так, и он ушел. Я вернулась домой, и через какое-то время на наш адрес пришло письмо из музыкального училища с сообщением, что я принята на первый курс! Представляете мое удивление? Видимо, подружка оставила тому педагогу мои координаты, и мне написали!

Я была в замешательстве: соглашаться на такое предложение или нет. Поговорила с мамой, с учителями, им жалко было меня отпускать, так как училась я отлично. Но всё же решили: «Знаешь что? Поезжай. Вдруг такого случая больше не представится?»

А семья у нас была бедная. И я почему-то всегда думала, что хочу в своих работах, через образы простых женщин, показать мамину судьбу, рассказать, как тяжело простой женщине. Росла я — пацаненок пацаненком: ручки-ножки тоненькие, вся хрупкая, мордочка с кулачок — как гадкий утенок, в общем. Но с ранних лет была уверена, что стану актрисой.

Помню, соседка, с детьми которой я водилась, спрашивала: «Лариска! Вот ты такая заботливая, кем мечтаешь стать?» «Артисткой», — говорю. Она удивилась, смерила меня взглядом: «Ну... может, там и такие нужны», — и пошла.

— А вы не просто оказались нужны, но играли первые роли!

— После Мелитопольского училища девять лет я отработала на Украине, в Нежинском драматическом театре. Как в него попала — это тоже анекдот. Когда я приехала туда, шел отбор молодых актеров, и каких только красавиц там не было — высокие, статные, фигуристые! Но после отбора все они почему-то разъехались по домам, а меня оставили.

Беседует со мной главный режиссёр Авраменко. Сидим мы с ним в фойе на лавочке, и он подробно рассказывает, какой у них театр. Я слушаю с упоением, но ничего не понимаю (говорил он на украинском языке)! Тут режиссер посмотрел в мои дурные глаза и спрашивает: «Вы мене розумієте?» Ну, в смысле, вы меня понимаете? Я судорожно соображаю, что же я должна ему ответить. И выдаю: «А что вам разменять?» (смеется). Ничего он не сказал, отправил к директору театра, и меня приняли. Самой первой у меня была роль глухонемого мальчика в спектакле «Подвиг во тьме». Потом слова каждой своей роли я переписывала в пересказе на русский язык, чтобы понимать, что должна играть. Через пару лет, конечно, я уже свободно говорила и на украинском, и на русском, и когда отправляла свое резюме в Минусинский театр — в списке ролей было много главных.

«Доктор философии» (Клара), 1980 г.
«Доктор философии» (Клара), 1980 г.

— А как судьба привела вас в Минусинский драмтеатр?

— Нежинский театр однажды сгорел. И наш коллектив какое-то время работал как разъездной театр: уезжаем, допустим, в Белоруссию — выпускаем там спектакль, показываем, потом едем работать дальше. Бродячие артисты, в общем. А у меня к тому времени уже подрастал сын, ему исполнялось шесть лет, школа на носу, а мы колесим по Советскому Союзу. Хотелось стабильности. И тут мне друзья из Черногорска пишут: «Что ты маешься? В Минусинске прекрасный театр». Я отправляю резюме со всем своим репертуаром и получаю приглашение на работу. Директором Минусинского театра тогда был Анатолий Иванович Ганчин, ну а телеграммы вы помните, как писались? Без знаков препинания, приклеенная ленточка, на которой было пропечатано: «Приглашаем вас в качестве актрисы в Минусинский театр директор Ган (тире и перенос на следующую строку) — Чин». Я в шоке! Думаю: «Господи, какой-то китаец там управляет, и я туда поеду?» (смеется). Звоню нашим черногорцам, они говорят: «Ты что, с ума сошла, что ли? Ганчин — его фамилия, замечательный директор, приезжай, даже не раздумывай».

Здесь я была принята сразу, окружена вниманием и вела насыщенную творческую жизнь, о которой можно было только мечтать. Загруженность сумасшедшая, но очень приятная: работать с такими режиссёрами, как Николай Климентьевич Гудзенко, потом Валерий Павлович Пашнин и Алексей Алексеевич Песегов, было очень почетно.

— У вас были разные роли, в том числе и по классике — Чехов, Черкасов. Что тронуло сердце настолько глубоко, что вы помните моменты игры до сегодняшнего времени?

— Есть избитая фраза артистов: «Все роли люблю одинаково». А это действительно так, потому что они даются с таким трудом, что любишь их, как родных детей. Какая бы она ни была, даже небольшая. Вот сейчас в «Лиловом саде» играю роль тетки Марьи — два коротеньких эпизода. Но я так эту Марью люблю! Или «Конь с розовой гривой» — эту вот бабку астафьевскую просто обожаю. Я вообще люблю играть простых русских тёток, бабок, хотя приходилось играть и более изящные роли.

— Значит, вам удалось воплотить детскую мечту и показать через образы других героинь нелегкую жизнь своей мамы?

— Да, удалось. Во многих образах я опиралась на воспоминания о маминой судьбе, о жизни других женщин, которых я знала, на собственный жизненный опыт.

Суть моей работы — выискивать то, от чего человек прячется, и со сцены показывать ему самого себя, от которого он бежит. Меня часто спрашивают: «Почему вы так натурально плачете во время роли? Почему заставляете зал плакать?» Потому что если я хочу сказать об этом персонаже, хочу преподнести его жизнь, его страдания или, наоборот, его радость и веселье, я должна это понять в себе прежде всего. Только тогда я могу передать это зрителям. На сцене я всегда плачу и смеюсь по-настоящему.

«Чёрный тополь» (Меланья), 2007 г.
«Чёрный тополь» (Меланья), 2007 г.

— А есть роль, которую мечтаете сыграть? Или все мечты сбылись?

— Давно еще я мечтала сыграть роль Джулии Ламберт. Но потом у меня быстренько эта мечта прошла, потому что работы разнообразной было весьма много, и я сыграла-таки роли, о которых даже подумать не могла. Поэтому я очень счастлива своей творческой жизнью.

— Пошли ли ваши дети или внуки по вашим стопам?

— Все мои дети и внуки — творческие, хотя их профессии связаны с другими сферами. Я очень горжусь ими.

— Лариса Семёновна, с самого начала судьба улыбалась вам и словно звала за собой в актерскую профессию. А вы когда-нибудь задумывались, кем бы вы стали, если бы профессия артиста не выбрала вас?

— В школе одно время думала о профессии геолога. Я очень люблю природу и уединение. В Запорожье недалеко от нашего дома проходила железная дорога, не центральная, там редко бывали люди. И я любила по этой пустой железной дороге уходить одна далеко-далеко. Мне нравилось быть в своих мыслях и мечтать.

Люблю рыбалку. Отец меня всегда брал на покосы и многому научил: правильно строить непротекаемый шалаш, стрелять из мелкокалиберки, метать ножи, ориентироваться в тайге; научил, как выживать, если ты потерялся, как обращаться с дикими животными. Благодаря папе, наверное, я очень люблю природу, просто растворяюсь в ней...

P.S. Способность растворяться в том, что от всей души любишь, пригодилась Ларисе Семеновне и в ее творческой профессии. В Минусинском драматическом театре она работает уже 47й год! Сколько сыграно ролей — сосчитать трудно. Это были и лирические героини, и героини с острым характером: Лариса Семёновна — актриса разноплановая. Но её образы всегда наполнены мудростью и душевным теплом, потому что эти качества присутствуют в ней самой. В коллективе Ларису Семёновну очень любят за её открытость, щедрость, искренность, доброту и тонкий юмор.

28 июня Минусинский драматический театр закрывает 142й театральный сезон и приглашает минусинцев на творческий вечер заслуженной артистки России Ларисы Никитиной по случаю ее юбилея.

Лариса Семеновна Никитина — одна из ведущих артисток Минусинского драматического театра. Актриса старой театральной школы, впитавшая лучшие традиции русского классического театра, она своим творчеством продолжает развивать традиции одного из старейших театров Сибири.

Не пропустите волшебный вечер, который станет достойным финалом сезона, где переплетутся трогательные истории, искрометные сюрпризы от коллег, музыкальные номера и самые яркие образы, покорившие сердца зрителей.

Фото из личного архива Ларисы Никитиной

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №24(18.731) от 11.06.2025

Елена Бызова

Корреспондент