Этот маленький, пожелтевший от времени блокнотик размером с ладонь принёс в редакцию «Власти труда» минусинец Владимир КУРАНОВ, внук фронтовика.
Ему чудом удалось сохранить дедовский дневник, которому, судя по записям, не менее семидесяти с лишним лет. Фотографий, медалей и других фронтовых вещей в семье Курановых было немало. Но после смерти фронтовика супруга отдала их в военкомат. А блокнотик так и остался в семейном архиве.
– Дед мой, Степан Федорович Куранов, не любил рассказывать о фронтовых буднях, впрочем, как и многие участники Великой Отечественной войны, – говорит Владимир. – Он всегда был сдержанным, даже замкнутым немного. По крайней мере мне, ребёнку, тогда так казалось. А теперь, уже в зрелом возрасте, перечитывая блокнот, понимаю, насколько глубоко в нём запечатлелись те далёкие военные дни, когда, сидя в окопе или в танке, он каллиграфическим почерком выводил буквы, сбивчиво описывая события тех лет. И, конечно, до слёз трогательно читать эти строки его биографии, эти стихи, то ли народные, то ли сочинённые им самим. Для нас это большая награда и память о дедушке, который, как и миллионы солдат Великой Отечественной, приближал такую долгожданную Победу.
«А в мире весеннем бушует война,
А наша дорога трудна и длинна,
Но эту дорогу мы с честью пройдём.
Давайте о нашей Победе споём...»
С этих строк начинается блокнот. Точнее, это первый сохранившийся его листок, – судя по внешнему виду, была там и обложка, и, возможно, ещё листки, которые не сохранились с той поры. В записях – несколько страниц стихотворений, в том числе знаменитая военная песня «Тёмная ночь». Учитывая, что песня эта была написана композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца», дневник Степан Федорович Куранов вёл либо в конце Великой Отечественной войны, либо после её окончания. О своей биографии Степан Федорович пишет примерно с середины тетрадки. Не совсем понятна последовательность событий, кажется, что некоторые факты повторяются, но всё же часть дневниковых записей удаётся разобрать. Ими мы и решили поделиться с нашими читателями, сохранив авторскую орфографию.
«Я Степан Федорович Куранов пошёл в рабоче-крестьянскую Красную армию в 1941 году. 14 октября был призван Ермаковским райвоенкоматом, комиссию прошёл, приняли. И нас направили в город Красноярск на пересылочный пункт. Из Красноярска нас направили в Саратовскую область. Мы попали в запасной воздушный десант. Со станции Мокрауса поехали в колхоз на работу. Надо было помочь убрать хлеб, чтобы он не пропал на корню. В колхозе работали десять суток до 1 ноября».
«Я заболел, меня отправили в город Абакан, там я выздоровел и меня зачислили в 842 артиллерийский полк, вторую дивизию, пятую батарею. Был помощником наводчика. Был в этом полку с ноября по январь. Снова простыл, лежал я в госпитале».
«В Саратове поступил в 31 отдельное Танковое училище, меня зачислили пулемётчиком-радистом. Проучились мы июнь, июль, август, здали испытания и нас отправили в город Горький. В Горьком на заводе мы получили танки, позанимались, затем переехали в город Ефремов. От Ефремова стояли в 12ти километрах в лесу, недалеко от села Залеско и села Бороломы. Там стояли до января, в январе выехали на фронт».
Сидел в подбитом танке, держал последнюю гранату...
«Вступили в бой 26 января 1943 года. Перед нами была поставлена задача взять высотку недалеко от станции в Орловской области, и мы поехали в атаку утром 26 января. Выехали на высотку, а там поле заминировано. Перед нами была поставлена задача порвать проволочное заграждение и подавить пушки и миномётные пулемётные точки. Прорвали проволочные заграждения раздавили четыре пулемёта и два миномёта противника. И уничтожили более десятка немецких солдат и офицеров. Но налетели на мину противника, подорвались. Мотор был исправный, ходовая была разбита и мы экипажем отбивались от противника. Бились до последнего патрона, живые в руки немцу не дались. Командир танка был ранен, механик и водитель убиты. И один я остался в экипаже. Сидел в подбитом танке, держал в руках последнею гранату. Решил погибнуть, но не бросить боевой танк. Сидел пять дней, пока не прорвала наша пехота оборону противника. Тогда я выскочил, был голодный, почти ничего не кушал. Ноги заморозил. Пошёл искать свою часть. А меня в части уже отметили, что пропал без вести. Доложил командованию, и мы поехали на тягаче эвакуировали подбитый танк с поля боя».
«Меня зачислили в другой экипаж, полк переехал в село Степонищево Орловской области. Нашему экипажу была поставлена задача разведать силу противника в селе Ивановка Орловской области. Когда стали подъезжать в село, по нашему танку открыли огонь из пушки и из пулемётов, нагнали паники. Раздавили в центре села четыре пушки и я со своего пулемёта уничтожил двадцать солдат и офицеров. За эти героические действия экипаж представили к правительственной награде. А противник вынужден был бежать. Я получил медаль «За отвагу».
Задача была выполнена с честью
«В феврале 1943 года в селе Алексеевка нам поставили задачу поддерживать пехоту и продвигаться вперёд. Брали село Нагорное. Получили приказ, поехали в атаку открыли огонь по противнику двумя танками. Один танк немцы подорвали и экипаж уничтожили. Мы открыли огонь по домам, нагнали немцу паники и немец начал бежать с этого села. Потом враг понял, что близко нашей пехоты нет, и открыл огонь по нашему танку. Повредил пушку, она вышла из строя. И мы решили вернуться к своей пехоте, танк вывели с поля боя. После этой атаки поехали снова ночью на это село в атаку. 10 февраля 1043 года сосредоточились в селе Егоровка».
«5 июля 1943 года в шесть утра немец пошёл в наступление в Орловской области, в селе Баженово. Наша часть вступила в бой, была задача отбить контратаку. Задача была выполнена с честью, наши войска начали продвигаться вперёд. Наш танк в этом бою был подбит и 14 танков сгорело. После этого боя наша часть вышла из боев и переехала в Воронежскую область на станцию Сомова. Это было в конце июля».
«В сентябре переехали в город Харьков выгонять оттуда немцев».
«В Днепропетровской области форсировали Днепр, немец обстреливал танки. Из-за сильных обстрелов переправлялись только ночью. За этот героический случай нашего капитана представили к правительственной награде «Герой Советского Союза».
«При форсировании Днепра получили задание взять одно из сел, это было в начале октября. 5 октября пошли в атаку, приняли тяжёлый удар, половину наших танков разбило. Наш танк был подбит, командир танка убит, механик был ранен, я уцелел».
«Переезжали из села в село в Днепропетровской области. Это было 15 октября, нам нельзя было пропустить немцев через мост».
«13 января 1944 года поехали из Павлограда получать танки в Сталинград. 17 января получили танки и опять поехали в Павлоград, а 10 февраля вновь поехали на фронт. Наступали на село Михайловка в Днепропетровской области. Сгорело 8 танков Т34. Командир роты капитан Плющенко погиб. Но все равно выбили немца из села Михайловка».
«Я побросал все гранаты, уничтожил противника, и тем самым спас себе жизнь. Воевали на Третьем Украинском фронте. В начале марта 1944 года наша часть вышла из боев. В конце марта 1944 поехали на форсировку в город Харьков. Оттуда уехали в Чегуевские лагеря. Затем наша часть погрузилась и выехала на Третий Белорусский фронт под город Витебск».
Записи Степана Федоровича заканчиваются словами: «Что я сделал за время прорыва под Витебском 13 июля 1944 года...» Точнее сказать, прерываются. Наверняка фронтовик описал и эти события, но мы о них уже не узнаем.
– Спасибо и за этот рассказ, который передал будущим поколениям мой дед, – говорит Владимир. – Этот блокнот и фотографии, с которых улыбается танкист Куранов, я передам своим детям. А они – своим. История не должна умирать, память не должна забываться.
Фото из архива семьи Курановых
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №22(18.729) от 29.05.2025