Найти в Дзене
О Сибири с любовью!

Легко ли быть учеником музыкальной школы?

Татьяна Петровна СОМОВА в роли директора Минусинской детской музыкальной школы относительно недавно – с февраля 2023 года. Поговорить по душам с человеком, возглавившим образовательное учреждение с 70-летней историей, оказалось интересно. – Татьяна Петровна, расскажите о себе: вы ведь не коренная минусинка, как судьба привела вас в наш город? – Первое мое образование – Абаканский музыкальный колледж, его окончила как баянист. Хотя я и казалась окружающим хрупкой девочкой, с баяном всегда справлялась – люблю этот инструмент, с детства он был со мной. После окончания Хакасского госуниверситета у меня была хоровая практика академического хора, и я поехала работать в село Каратузское, где родилась. Там замечательная детская школа искусств, два года работала в ней баянистом. В сельской музыкальной школе мы тогда открыли класс академического вокала, и я увлеченно стала работать именно в этом направлении. Создала хоровой коллектив «Конфетти», ставший через какое-то время образцовым. И мы дост

Татьяна Петровна СОМОВА в роли директора Минусинской детской музыкальной школы относительно недавно – с февраля 2023 года. Поговорить по душам с человеком, возглавившим образовательное учреждение с 70-летней историей, оказалось интересно.

Фото из личного архива Татьяны СОМОВОЙ
Фото из личного архива Татьяны СОМОВОЙ

– Татьяна Петровна, расскажите о себе: вы ведь не коренная минусинка, как судьба привела вас в наш город?

– Первое мое образование – Абаканский музыкальный колледж, его окончила как баянист. Хотя я и казалась окружающим хрупкой девочкой, с баяном всегда справлялась – люблю этот инструмент, с детства он был со мной.

После окончания Хакасского госуниверситета у меня была хоровая практика академического хора, и я поехала работать в село Каратузское, где родилась. Там замечательная детская школа искусств, два года работала в ней баянистом. В сельской музыкальной школе мы тогда открыли класс академического вокала, и я увлеченно стала работать именно в этом направлении. Создала хоровой коллектив «Конфетти», ставший через какое-то время образцовым. И мы достаточно успешно выступали – бывали в Европе, Москве, Санкт-Петербурге. Сельские дети имели возможность очень плотно соприкоснуться с творчеством и показать себя на больших площадках.

В 2011 году меня назначили директором каратузской Детской школы искусств, в 2020м она стала «Лучшей музыкальной сельской школой России» – в московском Бетховенском зале Большого театра нам вручала премию министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.

После по семейным обстоятельствам переехала с семьей в Красноярск, где тоже некоторое время работала директором музыкальной школы – их в столице края пятнадцать.

В Минусинск меня пригласил глава города. Было немного неожиданно, но я согласилась, потому что юг края – это все же моя малая родина. На юге края восемь школ искусств и одна музыкальная школа, которые всегда жили и живут дружно. И с Галиной Ивановной Вдовиченко, которая только директором отработала здесь 56 лет, мы общались очень тесно, я всегда поддерживала её, обращалась за советом. Мы сюда приезжали на конкурсы, и я знала, что эта школа – сильная, крепкая. Поэтому согласилась на предложение возглавить это учебное заведение.

– Уникальность Минусинской музыкальной школы за эти два года вы смогли ощутить? В чем она?

– Уникальность вообще всего Минусинска – в людях: отзывчивые, созидательные. По крайней мере, меня окружают такие. Как человек и руководитель ощущаю себя здесь комфортно, чувствую поддержку преподавателей.

Мне нравится, что слаженно работают Центр культурного развития, Дом детского творчества, управления образования и культуры. Когда все друг друга понимают и помогают, это важно. У нас образовалось южное методическое объединение, которое тесно сотрудничает – это Минусинский колледж культуры и школы. На базе нашей музыкальной школы проходит педпрактику большое количество студентов колледжа культуры, с которыми мы работаем в творческом содружестве, привлекаем их в проекты и мероприятия.

Мы работаем, не стоим на месте, запустили несколько интересных проектов. Например, летняя творческая школа «Лето, музыка и я!». Это когда мы заканчиваем учебный год и приглашаем детей в летний лагерь на увлекательные мероприятия. Третий год подряд творческая школа у нас проводится в первые две недели июня и наполнена интересным содержанием для детей: от музыкальных групповых занятий до игр и отдыха. Набирает популярность Большой фортепианный концерт «Музыка, объединяющая времена», который два года подряд собирает лучших юных пианистов юга края и радует зрителей виртуозным исполнением фортепианных произведений разных эпох. Нами организованы единые методические дни для преподавателей школ искусств по разным специальностям, где обсуждаются насущные вопросы и выстраиваются планы творческого взаимодействия и развития, профориентационный проект «Минусинские ассамблеи», где наши ученики и преподаватели соединяются в едином творческом пространстве с юными музыкантами школ искусств и колледжей города Красноярска, и другие интересные и развивающие проекты.

Еще одна уникальность именно Минусинской музыкальной школы в том, что каждый ребёнок, приходящий к нам учиться, становится частью определенного коллектива. Например, будущий баянист или домрист в обязательном порядке будет ходить на групповой предмет «Оркестр», ансамбль, хор – а это уже семья! И даже если ребенок не проявит себя как яркий исполнитель-солист (это не каждому дано) – он будет частью большого творческого коллектива. В нашей школе много коллективов, семь из которых имеют заслуженное звание «Образцовый художественный коллектив».

– А почему коллективы такие большие?

– Потому что наша музыкальная школа имеет большое количество видов инструментов. Из чего складывается оркестр? Из определённых видов инструментов. Не было бы балалайки у нас, у нас бы уже народный оркестр так не играл. У нас 17 видов инструментов – это большое богатство и разнообразие для школы! Например, Образцовый оркестр русских народных инструментов – в нем только балалаек три вида: прима, секунда, альт, не считая других инструментов.

В прошлом учебном году у нас появилось еще четыре новых коллектива: ансамбль гитаристов «Аккорд», ансамбль домристов «Тутти», ансамбль гармонистов «Гармонь и я», Младшая группа оркестра народных инструментов, Хоровой ансамбль мальчиков «Унисон», Общий хор младших классов «Созвучие».

Ребята талантливые. Некоторые успевают учиться на двух отделениях. Это вообще уникальные дети. Например, Гриша Бахов заканчивает только второй класс музыкальной школы, а уже не раз становился победителем конкурсов виолончелистов и аккордеонистов, так как учится на двух отделениях, осваивая виолончель и аккордеон!

– Есть мнение, что если ребенок неусидчив или гиперактивен, то ему не место в музыкальной школе, где требуется прилагать массу усилий и терпения, чтобы добиться результатов.

– Если ребенок не пассивен, любознателен – это намного лучше, чем когда он сонный или ни к чему не проявляет интереса. Творческий человек, он сам по себе необычный и активный, поэтому неравнодушный. Вообще равнодушие – это самое страшное. Люблю живых детей, которых – да, где-то нужно и успокоить, притормозить.

– Самый главный родительский вопрос: как подготовить свое чадо к поступлению в музыкальную школу?

– С 2014 года у нас в России действуют дополнительные предпрофессиональные программы. Это значит, что мы берем ребенка на обучение с шести с половиной до восьми лет – в этот период он идет на восьмилетний срок обучения, это достаточно много. Если ребенку нужно доучиться ещё год, государство тоже предоставляет такую возможность – девятый год он учится. Поэтому с шести с половиной лет детей мы уже можем брать в первый класс.

– Говорят, чтобы пройти вступительный экзамен в музыкальную школу – желательно еще отучиться в подготовительном классе?

– Желательно. Тех, кто не определился с инструментом, кто желает, чтобы им подсказали, куда идти, кто желает познакомиться с преподавателями, мы приглашаем в подготовительный класс. Обычно дети, отучившиеся подготовительный год, вступительные испытания проходят легко. Перед тем, как ребёнку поступать (а поступает он в конце весны), по законодательству с 15 апреля до 15 июня мы делаем первый набор. С 15 апреля берём документы, и в конце весны уже проводим вступительные испытания для детей.

Хочу отметить, что на сегодняшний день музыкальная школа города Минусинска способна удовлетворить требования человека любого возраста, потому что с прошлого года мы завели платные программы на внебюджетной основе. В настоящий момент у нас обучаются как дети, так и взрослые. Так что возраст – это вообще сейчас не помеха. Мы открыли программу индивидуального обучения «Академия талантов». И любой человек любого возраста может прийти, написать заявление и при наличии места пойти учиться.

– А как быть, если ребенок поступил, учится, но через какое-то время ставит чехол с инструментом в угол и заявляет: «Надоело! Бросаю!»

– А я вам скажу больше. Практически 90 процентов будущих музыкантов проходят через такой кризисный период. Поэтому родитель должен быть в связке с учителем, зная, что у ребенка в пубертатный период вероятнее всего произойдет такой срыв. Потому что яркое на первый взгляд искусство имеет и обратную сторону медали – ежедневный серьезный труд. Часами ребенок должен заниматься, чтобы достичь хоть какого-то результата. Это труд. Не каждый выдерживает.

Мы к кризисам детей всегда готовы. Если преподаватель вместе с родителями грамотно поддержит ребенка – тот продолжит занятия и обучение.

Бывают ситуации, когда ребенок, учась на каком-то отделении, чувствует, что ему там тяжело. Но другой, смежный предмет дается проще. И мы в таких случаях идём навстречу, можем перевести на другое отделение.

К тому же у нас прекрасный коллектив профессионалов с богатым опытом, знающих, как помочь детям в трудные периоды учебы. Предвосхищая ваш вопрос о молодых кадрах, хочу отметить, что за последние два года у нас очень омолодился коллектив. К нам пришли работать шесть молодых специалистов по разным специальностям. Это много, учитывая дефицит педагогических кадров.

– Школа не только учит музыке, но и развивает эстетический вкус, трудолюбие, учит бережному отношению к жизни, уважению к окружающим?

– Наша задача, наряду с образовательной деятельностью – воспитание творческой элиты. Это не высокие слова. Музыкальная школа воспитывает и детей, и родителей – работаем в синергии. Родители всегда ходят на концерты, участвуют во внутренних процессах, включаются в них. Они не в стороне, а вместе со своим ребенком и с нами проходят этот путь.

Ближайшее окружение ребенка играет большую роль в формировании его личности. А дети в музыкальной школе растут в хорошей творческой семье и доброй атмосфере. Многочисленные творческие процессы (концерты, конкурсы, встречи, поездки и экскурсии) дают им хорошую насмотренность, правильное наполнение их сознания, ума и души.

Бывает, конечно, так, что где-то ребенок оступился и совершил, возможно, поступок, над которым не подумал сразу. Мы входим в состав комиссии, знаем этих детей и работаем целенаправленно и с ними, и с родителями – внеклассная работа ведется обязательно.

– Татьяна Петровна, всё-таки хочется спросить вас как руководителя и человека, у которого вся жизнь связана с культурой: есть что-то еще, кроме музыки, что наполняет вашу жизнь, помогает отвлекаться и придает силы?

– Как сказал министр культуры Красноярского края Аркадий Владимирович Зинов на последнем нашем большом совещании: «Работа в культуре – это образ жизни». У работника культуры обычно два состояния: или он переживает за проект, который должен состояться, или, по завершении творческого проекта, начинает переживать уже за следующий. Это наша действительность. Поэтому в основном, конечно, моя жизнь – это работа. Но я очень люблю кататься на горных лыжах, катаюсь давно и достаточно умело. Занимаюсь йогой, хожу в бассейн. Минусинск в этом смысле очень удобный – всё близко.

– Как новый руководитель детской музыкальной школы мечтаете ли реализовать здесь новые проекты, каких еще не было? Может быть, немного приоткроете завесу?

– Уже есть новый проект – «Проспект успеха» мы бы его назвали. Задача его будет заключаться в том, чтоб радовать жителей города, транслируя своё творчество на открытых уличных площадках. Одна из таких – прекрасный сквер Искусств, благодатная локация рядом с нашей школой. Но есть и другие планы по «Проспекту успеха».

Отмечу, что в этом году музыкальной школе Минусинска исполнилось 70 лет! Первого сентября будет юбилейный, семидесятый приём детей в школу. И все наши мероприятия сейчас направлены на раскрытие этой важной даты.

Ну, а главное юбилейное событие – концертная программа Минусинской детской музыкальной школы в два отделения с антрактом – у нас запланировано на 23 октября в Центре культурного развития Минусинска. На сцене выступят все наши юные таланты. Будет очень красиво, ярко и вдохновляюще!

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №22(18.729) от 29.05.2025

Елена Бызова

Корреспондент