Крутой горный серпантин, под колёсами — камни, внизу — бездна, не отделенная никакими ограждениями. Где-то там, внизу, скрыта река Чулышман. Это — перевал Кату-Ярык, один из самых известных и экстремальных перевалов Алтая. Из года в год сюда приезжают туристы, чтобы испытать себя, пройти маршрут, который пугает, завораживает и остается в памяти навсегда.
🧭 Чем же так выделяется этот перевал?
Он соединяет долину реки Чулышман с остальным Алтаем. Это довольно крутой серпантин, с семью петлями (в некоторых источниках количество петель равно девяти). Могут случаться камнепады.
- Длина: около 3,5–3,9 км
- Перепад высот: до 500 метров
- Средний уклон: 18%, на отдельных участках — все 35%
- Семь крутых поворотов, каждый — как отдельная миссия
- Дорога — грунтовка, покрытая мелким щебнем и камнями. Местами проседает, особенно после дождей.
- Ширина — одна узкая полоса в большинстве участков
Это очень опасное для преодоления место, риск аварии довольно высок. Я даже не буду пробовать рассказать, как пересечь перевал самостоятельно. Это занятие для опытных водителей, готовых к экстремальным условиям. Мы ехали с местным гидом, хорошо знающим все особенности этой дороги.
Вот что я поняла:
- Автомобиль: внедорожник, на легковушке, наверное, в сухую погоду можно — мы видели такие машины, но дорога очень неровная.
- Подъем: выключить кондиционер, включить печку, делать остановки, чтобы избежать перегрева
- Разъезд: только на специальных площадках, дорога узкая – просто так не разъехаться
Само пересечение перевала становится своего рода аттракционом для путешественников, дает острые ощущения. Особенно когда машина едет носом вниз, смотришь в окно – а под тобой пропасть. Я жалею, что у нас не было возможности остановиться где-то на высоте, выйти и сделать фото.
Насколько я слышала, около трети путешественников не рискуют проехать перевал до конца, а из тех, кто решился - большинство остаются под сильным впечатлением.
⚙️Немного истории
С алтайского языка «Кату‑Ярык» переводятся как «твёрдая расщелина» или «ущелье».
Поражает история создания перевала. Ведь его существование – пример самоотверженного труда и плод усилий всего троих человек.
Без крупного финансирования, лишь усилиями совхоза, на бульдозерах они проложили дорогу от села Балыктуюль к перевалу ручным трудом и техникой — игнорируя недоступность региона и природные препятствия. И лишь позже эти усилия заметило государство – были подключены проектировщики, выделена дополнительная техника и люди.
До этого, в долину Чулышмана можно было попасть только по воде или конной тропе.
🌿 Зачем пересекать перевал?
За перевалом открываются уникальные природные локации, которые точно стоит увидеть. Чтобы не растягивать статью, сейчас я о них расскажу здесь только вкратце.
Водопад Куркуре. После пересечения перевала – надо пересечь реку и пройти около четырех километров пешком по горной долине, наслаждаясь видами. В конце пути открывается чудесный водопад.
Водопад Учар. Здесь мы не были, путь к нему более сложный и долгий, частично – по воде.
Каменные грибы — геологическое чудо, словно сошедшее с других планет. Единственная в России достопримечательность такого рода. Чтобы добраться, помимо перевала, надо пересечь озеро (за отдельную плату), а затем вскарабкаться по горной тропе к самим грибам. У меня с этим, к сожалению, не очень сложилось, но это отдельная история.
За перевалом есть несколько турбаз, в которых можно остаться, чтобы насладиться местными красотами в полной мере.
📍 Как добраться до перевала?
Дорога к перевалу несложная, начинается от Акташа и проходит по живописным местам и местным достопримечательностям.
- Красные ворота - красные скалы в форме ворот, окутанные местными легендами.
- Мертвое озеро (Чейбеккёль) - озеро, в котором не водится рыба. Наш гид сказал, что это из-за того, что вода в нём раньше содержала ртуть, хотя источники в сети пишут, что причина - в особенностях расположения озера.
- Застава Валентина - музей старых автомобилей под открытым небом.
- Улаганский перевал - высота 2081 метр. Рядом - смотровая площадка на озеро Киделю и Курайский хребет. Это место считается священным у алтайцев.
📌 Кому подойдет такая поездка?
- Любителям экстрима и бездорожья
- Тем, кто исследует Алтай за пределами стандартных маршрутов
- Фотографам и тревел-блогерам
- Тем, кто ищет сильные ощущения и непопсовые локации
💰 Бюджет и подготовка
Наша экскурсия была устроена так: от Акташа мы с остановками доехали до конца перевала и дальше самостоятельно дошли до водопада. Цена такой поездки составляет 4500 ₽ с человека или 18000 ₽ за машину.
За еще 1500 ₽ водителю и 500 ₽ за лодочную переправу (все цены с человека) мы после водопада добрались до каменных грибов.
Насколько я знаю, цены примерно у всех водителей в Акташе примерно одинаковые.
- Обувь – удобные треккинговые ботинки, особенно если планируете отправиться к каменным грибам
- Треккинговые палки – не помешают
- Запас воды, перекус – поесть можно в кафе у перевала, а вот воды мы выпили много
- Пауэрбанк и зарядки – путешествие из Акташа до водопада с посещением каменных грибов заняло у нас 9 часов
🛣 Что будет дальше?
Сейчас к долине строят новую дорогу – более безопасную и менее экстремальную. Строительство нового автомобильного спуска началось ориентировочно в 2010 году, но из-за проблем с финансированием работу приостанавливали. Активизация началась снова в 2021 году.
Что от нее ожидать?
- Протяжённость: около 6,8 км, почти вдвое длиннее нынешней (3,5–3,9 км)
- Серпантин: 11 поворотов (вместо 7–9), расширенных для безопасного разъезда встречных автомобилей
- Ширина дороги: две полосы движения с обочинами
- Покрытие: органоминеральная смесь
- Ограничение скорости: до 40 км/ч на участке, спроектировано для сохранения безопасности движения и устойчивости склонов
Открытие запланировано в 2027 году. Это однозначно увеличит туристический поток, сделает места за перевалом более доступными. Но как будто и что-то потеряется. Какая-то дикость и острота ощущений. Что будет со старой дорогой после введения в эксплуатацию новой – пока не понятно, но некоторые источники говорят о том, что движение по старому спуску предполагается прекратить.
UPD: По информации одного из подписчиков - автора канала "Путешествия Улитки", строительство новой дороги в очередной раз застопорилось, и не факт что все же состоится. Подробнее в комментариях под этой статьей.
Кату‑Ярык — это своего рода вызов. Дорога, которая сама по себе становится приключением и дарит незабываемые ощущения. Думаю, что тем, кто еще не успел посетить эти места и действительно любит острые ощущения, обязательно стоит успеть посетить это место до введения в эксплуатацию новой дороги.
А вы бы поехали? И что бы выбрали: острые ощущения по старому перевалу или комфортную дорогу в 2027 году?
Подписывайтесь, если любите атмосферные маршруты и не боитесь пыли, серпантинов и длинных дорог. Я пишу без рекламы, но с вниманием к деталям и с верой в путешествия, которые запоминаются.
Читайте также: