Найти в Дзене

Экстрим на Алтае: что нужно знать о перевале Кату-Ярык

Оглавление

Крутой горный серпантин, под колёсами — камни, внизу — бездна, не отделенная никакими ограждениями. Где-то там, внизу, скрыта река Чулышман. Это — перевал Кату-Ярык, один из самых известных и экстремальных перевалов Алтая. Из года в год сюда приезжают туристы, чтобы испытать себя, пройти маршрут, который пугает, завораживает и остается в памяти навсегда.

🧭 Чем же так выделяется этот перевал?

Он соединяет долину реки Чулышман с остальным Алтаем. Это довольно крутой серпантин, с семью петлями (в некоторых источниках количество петель равно девяти). Могут случаться камнепады.

Фото из сети. Источник - https://www.sibalt.ru/info-gornyj-altai/1082-pereval-katu-yaryk
Фото из сети. Источник - https://www.sibalt.ru/info-gornyj-altai/1082-pereval-katu-yaryk
  • Длина: около 3,5–3,9 км
  • Перепад высот: до 500 метров
  • Средний уклон: 18%, на отдельных участках — все 35%
  • Семь крутых поворотов, каждый — как отдельная миссия
  • Дорога — грунтовка, покрытая мелким щебнем и камнями. Местами проседает, особенно после дождей.
  • Ширина — одна узкая полоса в большинстве участков

Это очень опасное для преодоления место, риск аварии довольно высок. Я даже не буду пробовать рассказать, как пересечь перевал самостоятельно. Это занятие для опытных водителей, готовых к экстремальным условиям. Мы ехали с местным гидом, хорошо знающим все особенности этой дороги.

Вид из окна автомобиля
Вид из окна автомобиля

Вот что я поняла:

  • Автомобиль: внедорожник, на легковушке, наверное, в сухую погоду можно — мы видели такие машины, но дорога очень неровная.
  • Подъем: выключить кондиционер, включить печку, делать остановки, чтобы избежать перегрева
  • Разъезд: только на специальных площадках, дорога узкая – просто так не разъехаться

Само пересечение перевала становится своего рода аттракционом для путешественников, дает острые ощущения. Особенно когда машина едет носом вниз, смотришь в окно – а под тобой пропасть. Я жалею, что у нас не было возможности остановиться где-то на высоте, выйти и сделать фото.

Насколько я слышала, около трети путешественников не рискуют проехать перевал до конца, а из тех, кто решился - большинство остаются под сильным впечатлением.

Вид из окна автомобиля
Вид из окна автомобиля

⚙️Немного истории

С алтайского языка «Кату‑Ярык» переводятся как «твёрдая расщелина» или «ущелье».

После пересечения перевала
После пересечения перевала

Поражает история создания перевала. Ведь его существование – пример самоотверженного труда и плод усилий всего троих человек.

Без крупного финансирования, лишь усилиями совхоза, на бульдозерах они проложили дорогу от села Балыктуюль к перевалу ручным трудом и техникой — игнорируя недоступность региона и природные препятствия. И лишь позже эти усилия заметило государство – были подключены проектировщики, выделена дополнительная техника и люди.

До этого, в долину Чулышмана можно было попасть только по воде или конной тропе.

🌿 Зачем пересекать перевал?

За перевалом открываются уникальные природные локации, которые точно стоит увидеть. Чтобы не растягивать статью, сейчас я о них расскажу здесь только вкратце.

Водопад Куркуре
Водопад Куркуре

Водопад Куркуре. После пересечения перевала – надо пересечь реку и пройти около четырех километров пешком по горной долине, наслаждаясь видами. В конце пути открывается чудесный водопад.

Водопад Учар. Фото из сети. Источник - https://bolshayastrana.com/dostoprimechatelnosti/altaj/vodopad-uchar-103
Водопад Учар. Фото из сети. Источник - https://bolshayastrana.com/dostoprimechatelnosti/altaj/vodopad-uchar-103

Водопад Учар. Здесь мы не были, путь к нему более сложный и долгий, частично – по воде.

Каменные грибы. Фото из сети. Источник - https://magiatrav.ru/gid-po-altayu/kamennye_griby_unikalnye_skaly/
Каменные грибы. Фото из сети. Источник - https://magiatrav.ru/gid-po-altayu/kamennye_griby_unikalnye_skaly/

Каменные грибы — геологическое чудо, словно сошедшее с других планет. Единственная в России достопримечательность такого рода. Чтобы добраться, помимо перевала, надо пересечь озеро (за отдельную плату), а затем вскарабкаться по горной тропе к самим грибам. У меня с этим, к сожалению, не очень сложилось, но это отдельная история.

За перевалом есть несколько турбаз, в которых можно остаться, чтобы насладиться местными красотами в полной мере.

📍 Как добраться до перевала?

Дорога к перевалу несложная, начинается от Акташа и проходит по живописным местам и местным достопримечательностям.

Дорога к перевалу
Дорога к перевалу
  • Красные ворота - красные скалы в форме ворот, окутанные местными легендами.
  • Мертвое озеро (Чейбеккёль) - озеро, в котором не водится рыба. Наш гид сказал, что это из-за того, что вода в нём раньше содержала ртуть, хотя источники в сети пишут, что причина - в особенностях расположения озера.
  • Застава Валентина - музей старых автомобилей под открытым небом.
  • Улаганский перевал - высота 2081 метр. Рядом - смотровая площадка на озеро Киделю и Курайский хребет. Это место считается священным у алтайцев.
Вид со смотровой площадки на перевале Кок-Баш
Вид со смотровой площадки на перевале Кок-Баш

📌 Кому подойдет такая поездка?

  • Любителям экстрима и бездорожья
  • Тем, кто исследует Алтай за пределами стандартных маршрутов
  • Фотографам и тревел-блогерам
  • Тем, кто ищет сильные ощущения и непопсовые локации

💰 Бюджет и подготовка

Наша экскурсия была устроена так: от Акташа мы с остановками доехали до конца перевала и дальше самостоятельно дошли до водопада. Цена такой поездки составляет 4500 ₽ с человека или 18000 ₽ за машину.

За еще 1500 ₽ водителю и 500 ₽ за лодочную переправу (все цены с человека) мы после водопада добрались до каменных грибов.

Насколько я знаю, цены примерно у всех водителей в Акташе примерно одинаковые.

Долина
Долина
  • Обувь – удобные треккинговые ботинки, особенно если планируете отправиться к каменным грибам
  • Треккинговые палки – не помешают
  • Запас воды, перекус – поесть можно в кафе у перевала, а вот воды мы выпили много
  • Пауэрбанк и зарядки – путешествие из Акташа до водопада с посещением каменных грибов заняло у нас 9 часов

🛣 Что будет дальше?

Сейчас к долине строят новую дорогу – более безопасную и менее экстремальную. Строительство нового автомобильного спуска началось ориентировочно в 2010 году, но из-за проблем с финансированием работу приостанавливали. Активизация началась снова в 2021 году.

Новая дорога. Фото с сайта https://info.sibnet.ru/article/680947/
Новая дорога. Фото с сайта https://info.sibnet.ru/article/680947/

Что от нее ожидать?

  • Протяжённость: около 6,8 км, почти вдвое длиннее нынешней (3,5–3,9 км)
  • Серпантин: 11 поворотов (вместо 7–9), расширенных для безопасного разъезда встречных автомобилей
  • Ширина дороги: две полосы движения с обочинами
  • Покрытие: органоминеральная смесь
  • Ограничение скорости: до 40 км/ч на участке, спроектировано для сохранения безопасности движения и устойчивости склонов

Открытие запланировано в 2027 году. Это однозначно увеличит туристический поток, сделает места за перевалом более доступными. Но как будто и что-то потеряется. Какая-то дикость и острота ощущений. Что будет со старой дорогой после введения в эксплуатацию новой – пока не понятно, но некоторые источники говорят о том, что движение по старому спуску предполагается прекратить.

UPD: По информации одного из подписчиков - автора канала "Путешествия Улитки", строительство новой дороги в очередной раз застопорилось, и не факт что все же состоится. Подробнее в комментариях под этой статьей.

Кату‑Ярык — это своего рода вызов. Дорога, которая сама по себе становится приключением и дарит незабываемые ощущения. Думаю, что тем, кто еще не успел посетить эти места и действительно любит острые ощущения, обязательно стоит успеть посетить это место до введения в эксплуатацию новой дороги.

А вы бы поехали? И что бы выбрали: острые ощущения по старому перевалу или комфортную дорогу в 2027 году?

Подписывайтесь, если любите атмосферные маршруты и не боитесь пыли, серпантинов и длинных дорог. Я пишу без рекламы, но с вниманием к деталям и с верой в путешествия, которые запоминаются.

Читайте также: