До 17 лет Кирилл РОДЬКИН жил в Минусинске, учился в школе №12. Затем в Красноярске поступил в Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета им. академика М.Ф. Решетнева на специальность «Информационные системы и программирование». Третий курс обучения стал победоносным – парень получил серебро в дисциплине «Гонки дронов» на Всероссийском фестивале военно-технических видов спорта.
– Кирилл, «Гонки дронов» – это вообще о чем? Расскажите подробно и доступно для всех.
– Гонки дронов – это гоночные соревнования FPVквадрокоптеров небольших размеров на специально оборудованных трассах. Их отличают увеличенная скорость, маневренность и сильно ограниченное время полета – всего несколько минут. Участник гонок надевает специальные FPVочки или шлем, через который видит изображение с бортовой камеры и осуществляет управление дроном.
А если простыми словами, то это полет пилота в экстренной ситуации на большой скорости, при которой малейшее движение ручки газа или ручки управления дроном влияет на правильную траекторию полета дрона и его возможность пройти препятствие.
– Слова «полет пилота» рисуют в голове в первую очередь знакомый с детства классический образ: летчик в шлеме и очках держится за рычаг своего вертолета... А здесь, получается, пилот – скорее виртуальный статус?
– Сложно, конечно, представить пилота нового поколения тому, кто с этим совсем не знаком. Но это БПЛА – беспилотный летательный аппарат, то есть воздушное судно, которым управляет дистанционно, без присутствия человека на борту, всё равно человек.
На фестивале мастерство управления беспилотником я демонстрировал не один, а с товарищем – первым пилотом Алексеем Гарейновым. Я выступал в качестве второго пилота. Под руководством тренера Евгения Юденко мы активно тренировались, каждый по своей позиции: задача первого пилота состояла в том, чтобы пройти трассу на определенное время; второй пилот следил за такими показателями, как заряд, сигнал, а также за качеством прохождения трассы. После прохождения трассы пилоты меняются местами и повторяют аналогичный процесс.
Хочу отметить, что Всероссийский фестиваль военно-технических видов спорта проводился впервые по указанию Президента России Владимира Путина в рамках реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».
– То есть это – спортивное состязание?
– Да, но не спорт в классическом его понимании. Это инновационные виды спорта, которые сейчас активно развиваются в России. Их становится всё больше: гонки дронов, спортивное программирование – быстрое ориентирование на поставленные задачи в формате программного кода на время. И, конечно, «фиджитал-игры», которые называют состязаниями будущего. Это направление объединяет виртуальный и реальный мир. Суть фиджитал-игр в том, что пользователи сначала играют в цифровой вселенной на компьютере или приставке, а потом сражаются друг с другом в реальном мире. Команда-победитель определяется по сумме очков в двух этапах. Уже развиваются такие направления, как фиджитал-баскетбол, фиджитал-гонки, фиджитал-единоборства, фиджитал-футбол, фиджитал-хоккей.
То есть, по сути, инновационные виды спорта объединяют спорт, науку и технологии.
– А зачем вообще соединять виртуальное и реальное? В чем смысл, суть, и как это может влиять на гражданско-патриотическое воспитание молодежи, о чем заявлено в цели фестиваля военно-технических видов спорта?
– Фиджитал – это будущее, и уже сейчас игры будущего показывают себя как очень интересная альтернатива традиционным турнирам, где игроки соревнуются исключительно физически. Видеоигры – не враг современной молодежи, при правильном подходе и без перегибов они тренируют реакцию, тактические и стратегические умения. Физический подход фиджитал позволяет сгладить риски испорченного здоровья – спортсмены одинаково «прокачивают» себя как физически, так и умственно.
А дроны, как довольно инновационное направление и вид спорта, станут вдохновением для молодых инженеров нового поколения, людей, которые любят конструировать, а также программировать свои модели для дальнейшей эксплуатации в разных видах полета. Начиная от гонок дронов, дальних пролетов на дистанции более 20 километров, и заканчивая трюками в локациях. Такими, как мертвая петля, перевороты, пролет в минимальное препятствие.
– Интересно, когда у вас впервые появился интерес к БПЛА?
– Можно сказать, тогда, когда еще и инноваций-то таких не было. Мое знакомство с БПЛА началось, когда дедушка показал, что такое самолетики из бумаги. После этого дедушка подарил мне вертолетик на радиоуправлении, и меня очень сильно это завлекло.
Однажды на Новый год я увидел под елкой квадрокоптер SymaX5, тут и началось мое знакомство с дронами в младшем возрасте.
С давних пор я занимался дзюдо, а также робототехникой, участвовал в соревнованиях на квадрокоптерах, с первого же раза занял третье место. Так и началась моя спортивная карьера. После я уже выигрывал не только городские, но и краевые соревнования.
– А на всероссийские не страшно было ехать? Все-таки масштаб и количество соперников...
– Да, финалистов немало было: больше 230 спортсменов из 18 регионов России. И это студенты не только среднего звена профессионального образования, но и высшего. Боролись за победу в трёх соревнованиях: фиджитал-спорте (двоеборье – тактическая стрельба), спортивном программировании и гонке дронов.
Второе место для нас – это очень хороший результат.
– Спорт или наука – что для вас ближе в этом направлении после получения образования?
– Думаю, второй вариант. Спорт очень хорошо дает понять, что и как устроено в системе, интерактивное вовлечение, общение, софтскиллы, логическое и инженерное мышление, что делает образовательный процесс более увлекательным, а также использует все аспекты, такие как теория и практика.
Но спорт – это скорее хобби для меня в этом направлении. Что же касается профессиональной реализации – ближе специальность, связанная с ITтехнологиями.
Уже сейчас ясно, что спрос на специалистов, связанных с ITтехнологиями, продолжит расти, особенно на разработчиков, специалистов по искусственному интеллекту, по разработке и моделированию полетов дронов и других более узких в этой сфере профессионалов.
– А что с нашим будущим, как считаете? Во благо людям послужит развитие таких инновационных направлений?
– Если говорить об одном только БПЛА – это уникальный вид авиации, который делает революцию для человечества и упрощает решение проблем по сравнению с другими видами авиационного направления.
Способы применения котируются в разных отраслях, вопрос в том, насколько развита фантазия, а также упрощает ли она процесс и делает ли больше процент эффективности с учетом затрат, причем по разным параметрам и критериям.
Перспектива данного направления – это новые технологии, новые возможности, нужно только уметь их видеть и реализовывать.
Во-первых, БПЛА и дроновые технологии способны существенно улучшить эффективность как в частном, так и в государственном секторах. Они могут использоваться для выполнения задач, связанных с мониторингом, доставкой, инспекцией инфраструктуры и проведением научных исследований. В частности, их применение может привести к оптимизации процессов в логистике, сельском хозяйстве и охране окружающей среды.
Во-вторых, в условиях современного мира, где важна скорость реакции на изменения и потребности, использование дронов может положительно сказаться на безопасности. Например, дроны могут применяться для быстрого реагирования в экстренных ситуациях, что позволит значительно сэкономить время и ресурсы в критических моментах.
И конечно, немаловажную роль сыграли они и в военной отрасли, где на сегодняшний день БПЛА упрощают большое количество процессов. Начиная от разведки, заканчивая доставкой необходимых медикаментов, продуктов питания, что уже способствует и помогает нашей армии на сегодняшний день. Процент эффективности применения данного направления очень велик и вошел в стандарты и требования обязательного снабжения армии России.
Таким образом, дальнейшее развитие и внедрение этих технологий могут привести к значительным улучшениям в производственных системах и повысить качество жизни людей.
– Самое главное, как человечество будет использовать этот новый инструмент?
– Это уже философский вопрос, и ответ на него очевиден: конечно, да. Многое зависит от наших изначальных морально-нравственных установок и целей. Любой, даже безобидный инструмент, под воздействием зла может принести немало бед...
Но не будем о плохом. Лично я хотел бы работать для добрых целей и на благо нашей страны. Как применим те или иные инновации – зависит только от нас...
P.S. Хочу поблагодарить за открытую дорогу возможностей и постоянную поддержку моих родных – прабабушку и прадедушку Тамару и Юрия Тарлецких, моих родителей Михаила и Анастасию Родькиных, Светлану, Валерия, Ивана Родькиных и Александра и Людмилу Гринцак.
Фото из личного архива Кирилла Родькина
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №20(18.727) от 15.05.2025