Кажется, чем дальше продвигаемся по 90-м, тем труднее становится удержаться от восторга. А вот и 1999-й - год, который многие критики и зрители до сих пор называют золотым веком современного кино. И действительно: будто бы всё сошлось в одну точку: дерзость идей, смелость режиссёров, мощные сценарии и настоящая жажда экспериментов.
Именно в 1999 году на свет появились фильмы, которые не просто стали культовыми, а они поменяли правила игры, задали новые векторы и до сих пор ощущаются свежо, будто вышли вчера. Это был настоящий взрыв и жанров, и тем, и визуальных решений. Многие дебютанты того года уже давно стали мэтрами, а ленты, которые подвергались осуждению критиков, сегодня стоят на пьедестале.
В этой статье я собрал фильмы, которыми нас одарил этот невероятный год. Некоторые из них вы наверняка уже знаете наизусть, другие возможно, захотите пересмотреть или открыть впервые. Одно могу сказать точно: 1999-й - это год, который мы точно не забудем. Поехали!
Бойцовский клуб
Рейтинг IMDb: 8.8
Продолжительность: 2 часа 19 минут
Жанр: Триллер, Драма, Криминал
Оригинальное название: Fight Club
Год: 1999
Страна: США, Германия
Режиссер: Дэвид Финчер
Главные роли: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф
Безымянный рассказчик, от чьего лица ведётся повествование, страдает от бессонницы и душевного опустошения. Чтобы хоть как-то притупить боль и восстановить контроль над собой, он начинает посещать группы поддержки - хотя сам не страдает ни от рака, ни от алкоголизма. Всё меняется, когда он знакомится с Марлой. Ещё одной "фальшивкой", которая, как и он, приходит в эти группы не по делу. А затем в его жизни появляется Тайлер, и всё выходит из-под контроля: подпольный бойцовский клуб, самодельное мыло и опасная игра в разрушение устоев общества. Постепенно их партнёрство превращается в жёсткое соперничество: за власть, за любовь, за право быть собой.
Этот фильм по праву считается одним из величайших в истории кино. Он снят по одноимённому роману Чака Паланика и поднимает множество острых тем: от потери мужественности и навязчивого потребления до насилия, хаоса, одиночества и желания почувствовать настоящую жизнь перед лицом смерти. Режиссура здесь на высоте: выдающаяся операторская работа, чёткий ритм, отличная монтажная динамика. Все повороты сюжета и нюансы книги бережно перенесены на экран. Особенно стоит отметить, как хорошо выполнены монтажные вставки. Они добавляют фильму энергии и глубины. Брэд Питт и Эдвард Нортон - идеальный актёрский дуэт для этой истории. Пока смотришь фильм, невозможно оторваться. Он держит в напряжении до самого конца.
Матрица
Рейтинг IMDb: 8.7
Продолжительность: 2 часа 16 минут
Жанр: Фантастика, Экшен
Оригинальное название: The Matrix
Год: 1999
Страна: США, Австралия
Режиссер: Лана Вачовски, Лилли Вачовски
Главные роли: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг
Томас Андерсон живёт двойной жизнью. Днём он обычный программист, а ночью - хакер по прозвищу Нео. Его всегда мучили сомнения в реальности окружающего мира, но истина оказывается куда более шокирующей, чем он мог представить. Когда Нео связывается с Морфеусом: легендарным хакером, которого правительство считает террористом, за ним начинает охоту полиция. Отныне он становится частью подпольного сопротивления машинам. И чтобы спасти человечество, Нео предстоит столкнуться с агентами: могущественными программами, созданными, чтобы уничтожить мятеж.
Этот фильм стал настоящим переворотом в мире кино. Даже спустя более 20 лет после выхода, пересматривая его, он ощущается свежо и актуально. Его культовые сцены до сих пор задают стандарты качества.
Если и есть пример настоящей научной фантастики, то это точно "Матрица". Всеобщее восхищение было абсолютно заслуженным. С тех пор мало кто смог сравниться с этим уровнем. Связь человека и технологий, философия, динамичные сцены погонь и боёв и всё это с неповторимым визуальным стилем: съёмка в замедленном времени, повороты камеры на 360 градусов, уникальные спецэффекты. Но главное, фильм не теряется в визуальности. Он ещё и понятен, несмотря на сложную концепцию двух миров. Сценарий написан и реализован так грамотно, что из сложной идеи не получился хаос.
Отдельное уважение за атмосферу: чёрные плащи, загадочные очки, научно-фантастические декорации и технологии, которых не существует, но в которые веришь. Браво братьям Вачовски и всей команде. Они создали шедевр. "Матрица" остаётся ориентиром и вызовом для будущих фильмов, доказывая, что жанровое кино может быть умным, стильным и по-настоящему впечатляющим.
Красота по-американски
Рейтинг IMDb: 8.3
Продолжительность: 2 часа 02 минуты
Жанр: Драма
Оригинальное название: American Beauty
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Сэм Мендес
Главные роли: Кевин Спейси, Аннетт Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли
После своей смерти в возрасте 43 лет Лестер Бёрнэм рассказывает о последних неделях своей жизни. Тогда он ещё не знал, что вскоре умрёт. Он живёт в пригороде, работает в рекламе, женат на риелторе Кэролин и воспитывает школьницу Джейн. Их брак давно утратил тепло: когда-то Лестер и Кэролин любили друг друга, но теперь едва терпят. Джейн же и вовсе не выносит родителей. Все трое живут рядом, но поодиночке. Каждый в своём молчаливом одиночестве.
Джейн старается держаться подальше от семьи. Её мать, совсем недавно начавшая карьеру в недвижимости, отчаянно стремится выглядеть успешной и мечтает стать такой же, как местный король продаж Бадди Кейн. Лестер же полностью отрешён от жизни. Он не интересуется ни работой, ни собой, ни тем, что происходит вокруг. В компании идут сокращения, и теперь ему нужно доказать новому специалисту по оптимизации, что он всё ещё нужен.
Но всё меняется, когда Лестер впервые видит одноклассницу дочери: уверенную в себе и раскованную Анджелу Хейс. Он мгновенно влюбляется... да, в девушку, которая моложе его дочки. Анджела привыкла к восхищённым взглядам и считает это подтверждением своей "модельной" внешности. Она уже однажды появилась в журнале Seventeen и мечтает о карьере фотомодели. Увлечение Анджелой словно возвращает Лестера к жизни: он внезапно чувствует, что может делать, что хочет, и больше не собирается подчиняться ожиданиям других... кроме, пожалуй, самой Анджелы.
Почти одновременно с этим рядом поселяется семья Фиттсов. Глава семейства: полковник морской пехоты Фрэнк Фиттс, суровый и агрессивный, с явными гомофобными взглядами, который держит всё в доме под контролем. Его жена Барбара живёт как будто в трансе, а сын Рики - умный, странноватый и наблюдательный, на словах слушается отца, но на деле давно живёт по своим правилам. В отличие от большинства, Рики сразу замечает не Анджелу, а Джейн. Она для него по-настоящему интересна, тогда как такие девушки, как Анджела, кажутся ему пустыми и банальными.
Появление Анджелы и семьи Фиттсов меняет жизни всех героев. Каждый из них, пусть и через боль, страх и сомнения, сталкивается лицом к лицу с тем, что у него внутри... с настоящим собой.
"Красота по-американски" - великолепная психологическая драма, с элементами сатиры на американское общество и образ жизни. Это мрачное, болезненное кино, полное иронии, цинизма и сарказма. Оно высмеивает привычки вроде "если хочешь добиться успеха - выгляди успешным" или "никогда не переставай улыбаться". Здесь показаны паразиты общества, и особенно то, как общество относится к людям, которые хоть чем-то выбиваются из общего ряда, к тем, кто "не такой". И, что особенно важно, по сути, в этом фильме нет ни одного героя, который был бы "нормальным". У каждого свой странный, порой пугающий изъян, и полностью раскрываются эти черты только к финалу.
Актёрская игра - блестящая. Каждая сцена выстроена логично и последовательно, диалоги захватывающие, острые, насыщенные. В каждом слове присутствует глубокий смысл, тонкая ирония, умный, вдумчивый юмор. Сюжет продуман до мелочей и становится настоящим диагнозом обществу.
Зеленая миля
Рейтинг IMDb: 8.6
Продолжительность: 3 часа 09 минут
Жанр: Драма, Фэнтези, Криминал
Оригинальное название: The Green Mile
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
Главные роли: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан
Фильм основан на одноимённом романе Стивена Кинга, опубликованном в 1996 году. Главную роль исполнил Том Хэнкс. Он играет надзирателя блока смертников во времена Великой депрессии в США. Всё идёт по привычному распорядку, пока в тюрьму не доставляют загадочного заключённого по имени Джон Коффи (его сыграл Майкл Кларк Дункан). С этого момента в тюремной реальности начинают происходить необъяснимые, почти мистические события.
Этот фильм - настоящая сенсация. Он притягивает с первых кадров и не отпускает до самого конца, время пролетает незаметно. "Зелёная миля" - это не просто экранизация, а настоящее произведение искусства. Том Хэнкс и Майкл Кларк Дункан сыграли невероятно проникновенно, а актёры второго плана дополнили эту историю нужной глубиной и драматизмом.
"Зелёная миля" - это рассказ о человеке по имени Пол Эджкомб, надзирателе в блоке смертников. Он был уверен, что видел всё на свете, пока не познакомился с Джоном Коффи: тихим, огромным мужчиной, обвинённым в страшном преступлении. Но чем больше Пол узнаёт о нём, тем сильнее начинает сомневаться в очевидном и сталкиваться с вещами, которые сложно объяснить.
Это, без преувеличения, одна из лучших экранизаций Кинга. Даже если вы не поклонник его книг, этот фильм может покорить вас своей человечностью, драмой и почти библейской силой образов. Жаль, что картину проигнорировали на "Оскаре", она явно заслуживала большего. Однако, несмотря на это, "Зелёная миля" остаётся одной из самых трогательных и запоминающихся картин, которые мне доводилось смотреть.
С широко закрытыми глазами
Рейтинг IMDb: 7.5
Продолжительность: 2 часа 39 минут
Жанр: Триллер, Драма, Детектив
Оригинальное название: Eyes Wide Shut
Год: 1999
Страна: США, Великобритания
Режиссер: Стэнли Кубрик
Главные роли: Том Круз, Николь Кидман, Сидни Поллак, Мария Рихардсон
После признания жены в сексуальной фантазии, доктор Уильям Харфорд отправляется в ночное путешествие, которое приводит его в мир тайных маскарадов, эротических искушений и тревожной реальности. Неожиданная встреча со старым другом раскрывает перед ним дверь в закрытое сообщество, где за красивыми масками скрываются мрак и угроза.
Это один из самых тревожных, загадочных и недооценённых фильмов Кубрика. Он цепляет не сюжетной ясностью, а именно атмосферой, одновременно чувственной и пугающей. Фильм гипнотизирует, заставляет задумываться о желаниях, влечениях, страхах, и внутреннем одиночестве. Его трудно разложить по полочкам, но он цепляет на эмоциональном уровне и не отпускает.
Это кино о том, что кроется за нашими желаниями, о двойственности человеческой натуры и хрупкости доверия. Оно идеально в своей неполноте и оставляет ощущение радости и грусти одновременно.
Шестое чувство
Рейтинг IMDb: 8.2
Продолжительность: 1 час 47 минут
Жанр: Детектив, Фэнтези, Фантастика, Триллер
Оригинальное название: The Sixth Sense
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: М. Найт Шьямалан
Главные роли: Брюс Уиллис, Хейли Джоэл Осмент, Тони Коллетт, Оливия Уильямс
Малкольм Кроу (Брюс Уиллис) - детский психолог, который в день вручения ему престижной награды сталкивается с бывшим пациентом, пришедшим к нему в состоянии крайнего отчаяния. Этот случай глубоко потрясает Малкольма, и он решает посвятить себя новому делу: помочь мальчику, страдающему от тех же симптомов. Этот мальчик по имени Коул заявляет, что он "видит мёртвых". Малкольм начинает тесно с ним работать, что вызывает напряжение в отношениях с собственной женой (Оливия Уильямс). Тем временем мать Коула (Тони Коллетт) пребывает в полном отчаянии, не понимая, что делать с пугающим поведением сына. Для Коула доктор Кроу - последняя надежда.
"Шестое чувство" - по-настоящему выдающийся фильм. Его сила не в скримерах и громких звуках, а в тонкой игре воображения и психологическом напряжении, которое заставляет сомневаться в привычной картине мира. Режиссёр построил атмосферу картины так мастерски, что финальный поворот стал для меня полной неожиданностью. Лента абсолютно заслуженно входит в число лучших психологических хорроров, что я видел. Если кто-то критикует этот фильм, возможно, он просто не дал ему шанс или не уловил глубину диалогов и визуальных метафор. Блестящее кино.
Быть Джоном Малковичем
Рейтинг IMDb: 7.7
Продолжительность: 1 час 53 минуты
Жанр: Фантастика, Комедия, Драма
Оригинальное название: Being John Malkovich
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Спайк Джонс
Главные роли: Джон Кьюсак, Кэмерон Диас, Кэтрин Кинер, Джон Малкович
Кукловод Крейг Шварц и его жена Лотта, работающая в зоомагазине, давно живут в браке по инерции. Хотя зарабатывать исключительно кукольным мастерством не получается, Крейг обожает своё дело, оно позволяет ему "влезать в чужую шкуру" и быть кем-то другим. Всё меняется, когда он устраивается клерком в странную компанию LesterCorp, расположенную на "половинном" - 7½ - этаже манхэттенского офисного здания. Именно там, за одним из шкафов для бумаг, он находит маленькую потайную дверь. Оказывается, это портал прямо в сознание актёра Джона Малковича. Путешествие длится ровно 15 минут, после чего человека выбрасывает в канаву рядом с автомагистралью в Нью-Джерси.
Крейг буквально одержим этим открытием. Он пытается осмыслить, что это значит для природы сознания и самой жизни. Лотта, попробовав портал, начинает заново смотреть на себя. А уверенная в себе коллега Крейга по офису, Максин Ланд, в которую он влюблён, видит в портале прежде всего источник прибыли: она предлагает продавать "поездки в Малковича" за 200 долларов. Втроём они запускают необычный бизнес, но вскоре обнаруживают нечто более пугающее. Оказывается, войдя в портал, человек может не просто быть в сознании Малковича, но и управлять им, постепенно меняя его личность. Эти странные ощущения приводят Максин к влюблённости в некое "смешанное существо": нечто между Малковичем, Лоттой и Крейгом. Сам же Малкович всё чаще чувствует, что с его миром что-то не так.
Сценарист Чарли Кауфман и режиссёр Спайк Джонз вместе ворвались в мир большого кино с этой по-настоящему безумной и гениальной лентой. "Быть Джоном Малковичем" - это фильм, который ломает все представления о том, каким может быть кинематограф. Сюрреалистичный, дико изобретательный, и при этом невероятно увлекательный, он стал одной из самых ярких премьер 1999 года, наряду с такими экспериментальными проектами, как "Бойцовский клуб" и "Матрица". Его влияние на киноиндустрию трудно переоценить: сценаристы, режиссёры и продюсеры начали по-другому смотреть на возможности сюжета и формы. До этого в кино не было ничего подобного.
Талантливый мистер Рипли
Рейтинг IMDb: 7.4
Продолжительность: 2 часа 19 минут
Жанр: Триллер, Драма, Криминал
Оригинальное название: The Talented Mr. Ripley
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Энтони Мингелла
Главные роли: Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу, Филип Сеймур Хоффман, Кейт Бланшетт
1950-е годы. Нью-Йорк. Том Рипли (скромный служащий с большими амбициями) однажды надевает чужой пиджак с эмблемой Принстона, чтобы сыграть на рояле на светском приёме. Это простое притворство становится судьбоносным: богатый промышленник принимает его за бывшего однокурсника своего сына Дики Гринлифа. Узнав, что Дики сбежал в Италию и не желает возвращаться домой, отец предлагает Тому тысячу долларов за то, чтобы уговорить его вернуться. Том соглашается и отправляется в Европу.
В Италии Том очаровывается блистательным, беспечным стилем жизни Дики и его невесты Марж. Он стремится стать частью их мира, изображает любовь к джазу, подражает Дики во всём и, кажется, даже влюбляется в него. Но Дики: самодовольный, богатый и поверхностный, вскоре теряет интерес к странноватому Тому. И вот тогда начинается нечто зловещее: Рипли, мастер обмана, подделок и перевоплощений, решает не просто имитировать жизнь Гринлифа, он решает её присвоить.
Фильм Энтони Мингеллы "Талантливый мистер Рипли" - изысканная адаптация романа Патриции Хайсмит, ставшая настоящим кинематографическим событием. Великолепный сценарий, великолепные виды Италии и блестящий актёрский ансамбль. Том Рипли уже появлялся на экране. Особенно запомнился образ Алена Делона в версии Рене Клемана. Но у Мингеллы персонаж раскрыт с новой стороны: Том не просто аморален, он мучается, он осознаёт свою природу, и в этом скрывается особый ужас истории.
Мэтт Деймон здесь в своей лучшей роли. Его сдержанная, почти тусклая внешность идеально сочетается с внутренним напряжением и одержимостью Рипли. Но главные акценты здесь на второстепенных персонажах. Джуд Лоу - ослепительный, сексуальный и одновременно неприятный Дики Гринлиф, настолько харизматичный, что веришь, почему героиня Гвинет Пэлтроу закрывает глаза на его недостатки. Филип Сеймур Хоффман в роли Фредди - появляется на экране ненадолго, но оставляет сильнейшее впечатление: его персонаж пугающе многослоен. И, наконец, Кейт Бланшетт - настоящая жемчужина фильма, создаёт образ, достойный произведений Сомерсета Моэма. Её героиня Мередит - персонаж, о котором хочется увидеть отдельную картину.
"Талантливый мистер Рипли" стал фильмом, после которого я стал с нетерпением ждать новых работ Энтони Мингеллы. Это умное, тонкое, тревожное кино, как пирог с неожиданной начинкой.
Святые из Бундока
Рейтинг IMDb: 7.6
Продолжительность: 1 час 48 минут
Жанр: Экшен, Триллер, Драма, Комедия
Оригинальное название: The Boondock Saints
Год: 1999
Страна: США, Канада
Режиссер: Трой Даффи
Главные роли: Уиллем Дефо, Шон Патрик Флэнери, Норман Ридус, Дэвид Делла Рокко
"Святые из Бундока" - это один из тех фильмов, который неожиданно удивляет и остаётся в памяти. Независимая лента с ограниченным бюджетом, но с таким зарядом стиля и харизмы, что легко может дать фору многим дорогим боевикам.
В центре сюжета: братья Коннор и Мёрфи, ирландские близнецы из Бостона, которых сыграли Шон Патрик Флэнери и Норман Ридус. Устав наблюдать, как улицы города захлёбываются от преступности, они решают взять правосудие в свои руки и делают это не из жажды мести, а по вере. По-своему прочитав "волю Божью", братья начинают устранять одного мафиози за другим, превращаясь в местных легенд и героев народных рассказов.
Но за ними по пятам идёт агент ФБР Пол Смекер в исполнении блистательного Уиллема Дефо. Его персонаж - настоящий подарок зрителю: эксцентричный, проницательный и непредсказуемый. Он и сочувствует братьям, и пытается их поймать.
Сюжет чем-то напоминает "Жажду смерти", но без глянцевой наигранности, присущей фильмам с Чарльзом Бронсоном. "Святые из Бундока" то мрачно-серьёзны, то неожиданно смешны, и при этом не теряют темпа до самого финала в котором зрителя ждёт абсолютно безумный, но на удивление удовлетворяющий поворот.
Да, насилие здесь показано откровенно, но оно не самоцель. История держится на героях, и именно к ним привязываешься. Братья вызывают симпатию, их мотивация понятна, а внутренняя связь сильна. И даже если вы не готовы полностью оправдать их поступки, вы всё равно, скорее всего, окажетесь на их стороне.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света
Рейтинг IMDb: 6.5
Продолжительность: 1 час 21 минута
Жанр: Ужасы / Хоррор
Оригинальное название: The Blair Witch Project
Год: 1999
Страна: США
Режиссер: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес
Главные роли: Хезер Донахью, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс, Боб Гриффин
В поисках местной легенды трое отважных студентов-документалистов: режиссёр Хизер, оператор Джош и звукооператор Майк, отправляются в мрачный лес Блэк-Хиллз, что рядом с городком Бёркиттсвилл. Их цель: найти мифическую ведьму из Блэр, о которой ходят страшные истории. Но спустя год после той злополучной октябрьской вылазки 1994 года о ребятах нет никаких вестей. Всё, что осталось - это их сырые видеозаписи.
Что же на самом деле произошло во время тех пяти дней, ставших для них последними? Было ли в этих тёмных лесах нечто потустороннее, что поглотило команду? Как бы там ни было, но они явно что-то увидели. Возможно ли, что ночной кошмар оказался не выдумкой?
Этот фильм, возможно, один из самых спорных проектов в истории, собравших более 100 миллионов долларов. Но чтобы его по-настоящему прочувствовать, нужно идти на просмотр, не зная о нём абсолютно ничего, даже мнения критиков. Лично мне он очень понравился. Меня поразило, как картина, снятая практически без бюджета, смогла вызвать такой резонанс и заработать огромные деньги. И она заслуживает это.
Это один из самых атмосферных и по-настоящему пугающих фильмов ужасов за последние десятилетия. Подача фильма заключается в том, что как будто мы смотрим реальную съёмку трёх пропавших людей. Это очень простая идея, но в этом и есть гениальность. Да, кто-то может сказать, что любой мог бы снять такое на домашнюю камеру. Но факт в том, что никто не снял, кроме них. Это была их идея, и те, кто критикует фильм, скорее всего, просто жалеют, что не придумали это первыми.
__________________
Заходите на мой Телеграмм-канал "35 мм" в котором публикуются актуальные новости и интересные детали о кино. Подписывайтесь на него и мы вместе будем еще больше погружаться в мир кино.
__________________
Подборки одних из лучших фильмов за другие года: