Зрители, заполнившие в это воскресенье до отказа трибуны автодрома Спа-Франкоршам, были в большинстве своем разочарованы прошедшим Гран-при Бельгии чемпионата «Формула-1». Дабы избежать повышенного риска серьезных аварий, представители FIA фактически отказались от проведения гонки в дождевых условиях и отложили старт на 80 минут, пока выглянувшее из-за туч солнце не просушило трассу. Победный дубль «МакЛарен» и 3-е место Шарля Леклера на «Феррари» вряд ли удовлетворили ожидания местных фанатов, надеявшихся на успех их кумира Макса Ферстаппена.
После двух дней довольно жаркой и сухой погоды, в точности с предсказаниями льежских синоптиков, бельгийский автодром встретил нас ранним воскресным утром сильным дождем и туманом. Подъемы по автобану возле Вервье напоминали знаменитый поворот «Красная вода». Коллега на сиденье штурмана внимательно следил за информацией с автодрома, пока мы пробирались по скользкой трассе сквозь скопления машин на каждом съезде в сторону Франкоршам, в окрестностях которого в лесном массиве и построен легендарный автодром.
В этом году организаторы совместно с дорожной полицией специально позаботились об удобствах проезда VIP, журналистов и команд к трассе, задействуя небольшие лесные дорожки. И, съехав с автобана на неприметный паркинг, через территорию которого проходила «тайная» для простых обывателей узкая асфальтированная тропинка к автодрому, мы довольно быстро проехали последние 5 км до въезда на трассу. Обычно именно эти последние километры всей дистанции до паддока отнимали у нас не менее 40 минут, из-за чего приходилось всегда выезжать заранее, особенно если не удавалось снять отель в непосредственной близости к Франкоршам.
Дождь потихоньку снизил свою интенсивность. И главное, что уже на паркинге мы услышали звук вертолета. «Значит, гонке быть», — первое, что пришло в голову после увиденных участков с туманом. Бельгийские Арденны славятся капризной погодой, местным метеослужбам частенько достается критика за не очень точные прогнозы. Но, похоже, в это утро со сводкой и большой вероятностью дождя они не ошиблись.
Добравшись до пресс-центра, узнали, что гонку сопровождения чемпионата «Формула-3» остановили красными флагами после того, как на установочном круге три машины сошли с дистанции даже в режиме «автомобиля безопасности». Через полчаса стало ясно, что ее возобновлять не будут, и пилотам даже не присудят никаких очков. Пройденные два круга дистанции за сейфти-каром не дают права даже на половинчатые очки.
Надо отметить, что руководство молодежных чемпионатов «Формула-2»/«Формула-3» в лице его директора Бруно Мишеля выступило с резкой критикой решения стюардов FIA. К этому времени дождь потихоньку успокоился, но дирекция гонки была неумолима, ведь программа заключительного дня гоночного уик-энда четко расписана по минутам. И если происходит вынужденная задержка, то в первую очередь «под нож» идут гонки сопровождения. Все лишь для того, чтобы главные мероприятия: парад пилотов в 13:00, построение стартовой решетки в 14:30 и непосредственно старт главной гонки, намеченный на 15:00, прошли в строго отведенное время. Таковы требования телевизионных компаний, ведущих трансляции с места событий.
В отличие от самой молодежной версии Ф3, гонка «Формула-2» прошла в полном варианте. Она была интересной, полной на события. Вплоть до того, что уже после финиша пилоты первых двух машин были наказаны за нарушения. И победителем Гран-при стал Роман Станек из команды «Инвикта» (бывшая «Виртуози», а еще раньше — «Русское время». — Прим. авт.), с которой у нас давние хорошие отношения. Ведь это именно этот коллектив привел к титулу вице-чемпиона русского гонщика Артема Маркелова, и именно этими людьми в большинстве своем на протяжении нескольких лет довольно успешно руководила российский менеджер Светлана Стрельникова.
Совершенно случайно, проходя по паддоку в поисках сюжетов для «Формулы-1», я увидел счастливого Романа, который после пресс-конференции с бутылкой подиумного шампанского и выигранным кубком торопился в свой моторхоум. Поздравив пилота, я сделал снимок, на котором воочию видна нескрываемая радость гонщика от неожиданной победы.
Официоз и начало гонки
Перед самым парадом дождь вновь усилился. Стоя на пит-лейне под защитным козырьком команды «Астон Мартин», мы наблюдали, как, разрывая тишину оглушительным ревом моторов, проезжали по стартовой прямой, поднимая кучу брызг за собой, гоночные раритеты. Улучив минутку, когда сильный дождь превратился в мелкую изморось, я все же перебежал полосу пит-лейна, чтобы непосредственно через вырезанное в защитном ограждении вертикальное окно сделать несколько снимков этих реальных старых болидов. «Ну уж если они так смело гоняются по подъемам и спускам бельгийского автодрома, то гонке точно быть», — поделился я своим мнением со стоящими рядом маршалами. Ни мне, ни им не хотелось бы повторения событий 2021 года, когда после долгих переносов гонки из-за дождя дирекция признала ее состоявшейся после трех кругов за машиной безопасности, раздав половинчатые очки ее участникам. То весьма сомнительное по своей законности решение стало предметом многих дискуссий и в итоге повлияло даже на определение чемпионства того сезона. Не получи Ферстаппен за тот Гран-при Бельгии 12,5 очка, не было бы и драматической развязки для Льюиса Хэмилтона на финальном этапе в Абу-Даби. Впрочем, это уже история.
К началу парада дождь как по заказу утих. Пилоты шли в приподнятом настроении к открытой платформе большого грузовика, который должен был их провезти с кругом почета по всему автодрому. Реакция трибун четко следовала за медленно движущимся грузовиком, гонщики беседовали между собой, не забывая приветствовать публику.
После парада началась непосредственная подготовка машин на стартовой решетке. Команды прятали под чехлами шины для своих болидов, но было очевидно, что на первый отрезок всеми был сделан выбор в пользу промежуточных шин. К моменту гимна, когда пилоты, приглашенные на это мероприятие местные чиновники и ответственные лица из FIA выстроились напротив главных трибун у стартового светофора, дождь вообще прекратился. Хотя порывы ветра и приносили еще временами легкую изморось, потоков воды на асфальте, как это было до парада, уже не было.
Через окно ресторана пресс-центра, откуда удобно было наблюдать за происходящим на стартовой прямой, мы вдруг заметили Ангелу, тренера Льюиса Хэмилтона. Она бежала в сторону выезда с пит-лейна, неся в руках необходимый гоночный инвентарь и личные вещи своего подопечного. «Наверное, Льюис начнет гонку с пит-лейна», — подумал я в эти мгновения. Подтверждения моего предположения не пришлось долго ждать. Британский чемпион решил пожертвовать своей 16-й позицией и начать гонку не со стартовой решетки, а с пит-лейна. Оказалось, что в «Феррари» было принято решение заменить без будущих последствий двигатель внутреннего сгорания и несколько других элементов силовой установки на болиде Льюиса. Также поступили команды по отношению к еще двоим гонщикам: Кими Антонелли «Мерседес» и Фернандо Алонсо «Астон Мартин». На машине Карлоса Сайнса инженеры ограничились сменой настроек, но и испанцу пришлось из-за нарушения режима закрытого парка стартовать с пит-лейна.
Тут еще надо отметить, что четверка пилотов, стартующих от боксов, тоже имела свою очередность. Сайнс, Хэмилтон, Антонелли, Алонсо. В таком порядке они и должны были выезжать на трассу после появления зеленого сигнала светофора на выезде из пит-лейна.
Трасса уже уверенно подсыхала, дождь прекратился, ровно в назначенное время — в 15:00 — машины тронулись в путь на свой установочный круг. Добежав из паддока до первого поворота по лабиринтам временной инфраструкуры, тоннелю, подъему и спуску, я устроился в отдельном окошке, чтобы не толкаться локтями с конкурентами из других изданий. Благо, что на этом автодроме мест для съемки в первом повороте предусмотрено достаточно. Не успел еще пелетон машин, следуя за сейфти-каром, проехать и половины круга, как прошла информация, что старт непосредственно самой гонки будет отложен «из-за отсутствия видимости на трассе».
Прямо скажу, формулировка была «так себе» по своей аргументации. Светило солнце, асфальт в некоторых местах оставался мокрым, но аквапланирования не отмечалось. К тому же все машины выехали на промежуточных шинах. Именно промежуточных, а не дождевых. То есть это были еще не самые критические условия состояния дорожного полотна. Оказалось, что фраза «отсутствие видимости» появилась из-за сильного потока брызг, которые оставались после впереди идущей машины, когда она начинала ускоряться на отдельных участках трассы. Ни о каком тумане или сгущении сумерек речи не могло и быть.
Красные флаги, которые появились над постом № 1, обустроенным в конце стартовой прямой, не давали повода сомневаться в серьезности намерений стюардов. Старт гонки решено было отложить.
Прощай дождевые гонки?
Мнения об оценке решения руководства гонки разделились — как среди журналистов, экспертов, зрителей, так и самих гонщиков. Прямо скажу, мое личное отношение к подобному решению крайне негативное. И вот почему.
Мне приходилось бывать на дождевых гонках и на многих трассах в Европе, на автодроме Интерлагос в Бразилии. Безусловно, во время пилотирования на мокром асфальте риск аварии или потери управления над болидом увеличивается в несколько раз. И пилотирование под дождем требует особого внимания, а также таланта гонщика. Недаром же добытые в таких условиях победы ценятся гораздо дороже обычных. Шинники «Формулы-1», итальянская компания «Пирели» очень тщательно работает над составом дождевых и промежуточных шин. Предусматриваются отдельные тесты для этого. И даже имеется снисхождение к этому типу шин в регламенте FIA по поводу обязательности использования различных комплектов за одну гонку.
Если по метеоусловиям не может взлететь над автодромом вертолет медслужбы «Формулы-1», то гонка или не начинается, или останавливается, если она уже началась. Это разумные требования безопасности, чтобы в случае аварии всегда была возможность оказать максимально быструю помощь пострадавшим пилотам и другим участникам возможных аварий.
Да, бывали случаи, когда во время интенсивного дождя управление машиной на трассе становилось невозможным из-за обилия воды на асфальте и сильного аквапланирования. Для этого и существует режим машины безопасности, которая на небольшой по сравнению с обычным режимом болидов скорости едет впереди пелетона, «усмиряя» горячие головы и чемпионские амбиции гонщиков этого самого престижного мирового чемпионата. Если же и Берн Майландер за рулем «сейфти-кара» не справляется с управлением своей машины, то тогда гонку останавливают красными флагами. И пилоты вместе со своими болидами отправляются на пит-лейн, чтобы дождаться лучшего состояния трассы.
В нашем конкретном случае никаких предпосылок для подобного решения не было. Во-первых, сигналов об аквапланировании ни от мистера Майландера, ни от гонщиков не поступало. Во-вторых, на болидах стояли «промежуточные» шины с ободками зеленого цвета, дабы в этом никто не мог сомневаться, наблюдая за происходящим со стороны. А значит, в запасе у команд были еще и «дождевые» шины с гораздо более характерным протектором, обеспечивающим отвод воды из-под колес. В таком случае вполне можно было бы дать команду всем гонщикам переобуться в дождевые шины. Но дело было не в этом.
Оказалось, что при ускорении на отдельных участках туча брызг позади машины осложняла видимость соперникам. Напомню, что на каждом болиде для этих целей установлены задние фонари, по которым даже в пылу острой борьбы на больших скоростях пилоты ориентируются в пространстве. Значит, причина была в скорости машин. Чем больше скорость, тем больше брызг.
Тогда у меня возникает резонный вопрос: почему бы машине безопасности не снизить скорость и хотя бы проехать несколько кругов не на «максималке»? Подобное часто используется для так называемого просушивания трассы. При отсутствии дождя асфальт быстрее сохнет после проезда по его влажным участкам гоночных машин. А поскольку в режиме «сейфти-кара» обгоны запрещены, то можно было бы еще и дать команду увеличить расстояние между машинами, чтобы избежать «отсутствия видимости» дорожного полотна. Но дирекция гонки решила пойти по другому пути. Старт просто отложили на неопределенное время. Пока мы спорили о целесообразности такого решения, вновь стал накрапывать дождь. И пауза затянулась на целых 75 минут. Повторный старт гонки дали лишь в 16:20 по местному времени.
Две серии фильма о гонке в Спа
К этому моменту трасса снова подсохла. Казалось, что будет принято решение о старте с места. Это бы позволило пилотам посоревноваться на стартовой прямой в своем умении начинать движение и совершать разгон на мокром асфальте. Но вновь дирекция гонки пошла по пути упрощения условий пилотирования, исключив в очередной раз элементы интриги.
После трех кругов сопровождения машины безопасности наконец-то гонщики отправились в самостоятельное «плавание», после того как Берн Майландер, погасив огни на своем «Астон Мартин», завернул к боксам.
Сохранив лидерство после первого поворота, Ландо Норрис устремился вниз по спуску, чтобы затем, не поднимая ноги с педали акселератора, постараться как можно оптимальнее преодолеть этот опасный участок. К месту будет сказать, что именно на этом подъеме после поворота «Красная вода» получили тяжелые травмы француз Антуан Юбер в 2019 году и голландец Дилан ван’т Хофф в 2023-м. Для обоих эти аварии оказались смертельными. И в обоих случаях машины после столкновения с отбойниками выбрасывало обратно на траекторию, где в них врезались на огромной скорости другие гонщики. Это приходится как раз на участок 3-го поворота под названием «Радийон».
Именно по причине появления этих трагических страниц в биографии бельгийского автодрома поведение руководства нынешней гонки в Спа-Франкоршаме было столь осторожным по поводу начала Гран-при.
В этот раз все пилоты прошли «Красную воду» и «Радийон» без потери управления над машинами. Уже на входе в следующий, четвертый поворот, выполненный в форме большой шиканы, лидер гонки допустил небольшое скольжение по траектории, и его напарник тут же воспользовался ситуацией. Смена лидера не прошла незамеченной. Трибуны живо реагируют на изменение порядка в строю пилотов, Оскар Пиастри захватил лидерство в этой гонке. Впереди оставалось еще 40 кругов. Никому и в голову не могло прийти, что на этом перестановки в лидирующей «четверке» пилотов закончились. Пару кругов спустя Джордж Рассел сумел-таки на своем «Мерседес» наконец-то пройти более медленный «Уильямс» Алекса Элбона. Так была поставлена окончательная точка в порядок пилотов первой «шестерки». И хотя затем в этой группе периодически возникали предпосылки к подготовке атак, это были скорее отдельные эпизоды, чем что-то по-настоящему серьезное.
Запомнился лишь момент, когда уже перед самым финишем Ферстаппен на своем «Ред Булл» в отчаянии стал наседать на Шарля Леклера, чтобы заставить гонщика «Феррари» ошибиться и затем обогнать его. Инженер скудерии сообщил по радио своему подопечному, что Макс приблизился до интервала в 1,2 секунды. В ответ Шарль взмолился, всем напомнив знаменитый инцидент, имевший место с Кими Райкконеном: «Послушай, оставь меня в покое, дайте мне хотя бы просто доехать до финиша…»
А в это самое время с глубины пелетона прорывался в зачетную «десятку» Льюис Хэмилтон. Британский чемпион был неудержим на первой четверти дистанции гонки. Ему удалось обогнать за пять кругов пятерых соперников, а затем еще и настоять на том, чтобы первым отправиться в боксы для замены шин. Темп на сликах сразу же оказался быстрее, чем на «промежуточных» шинах. Когда примеру Льюиса последовали и остальные ближайшие к нему конкуренты, то гонщик «Феррари» был уже в недосягаемости для них. Фактически Льюису удалось прорваться за счет своего мастерства и удачной тактики смены шин с 18-й стартовой позиции на 7-ю. Это не прошло незамеченным для публики. Хэмилтону по итогам Гран-при присвоили почетное звание «Гонщик дня».
Вот только сам Льюис был не очень доволен этим результатом. Последующие 33 круга он был занят лишь тем, чтобы сначала догнать Алекса Элбона, а затем более часа пытаться его обогнать. Увы, успешной атаки не получилось. В итоге ситуация в первой десятке после прорыва в нее британского чемпиона так и не изменилась до самого финиша. Клетчатым флагом, одной ногой опершись на бордюр над стартовой прямой, размахивал по окончании гонки сам Жаки Икс. И это несмотря на 80 лет, которые отметил бельгийский легендарный гонщик в январе этого года.
Это не значит, что на трассе после перехода на слики больше вообще не было обгонов. Просто борьба велась за пределами зачетной зоны, которую замыкал Пьер Гасли. И для гоночной статистики это было уже и не очень интересно. Словно мы смотрели две серии фильма о гонке в Спа: на промежуточных шинах и на сликах. В целом гонка могла бы быть и намного интереснее. Отсюда и название, вынесенное в заголовок материала. Чему мы все-таки стали свидетелями: украденной интриги гонки или борьбы за безопасность движения?
Со своей стороны по поводу всего происходившего хотел бы добавить следующее. В «Формуле-1» часто говорят, что полученный в гонках опыт борьбы за безопасность потом автомобилестроители применяют в обычной жизни на легковых автомобилях. Но ведь мы же в повседневной жизни ездим и в дождь, и в снег. И при сильном дожде на себе испытываем, что такое аквапланинг и что такое неожиданный разворот. А то, что мы увидели в этот раз в Спа-Франкоршаме, мне больше напомнило стилизованный спектакль, чтобы риск аварий снизить до самого минимума. Но ведь в автоспорте все равно так не будет, чтобы уровень опасности был снижен до нуля. А если нынешние болиды не приспособлены для езды в дождь, то надо с этим что-то делать. И автодромы здесь не при чем. Задайте себе вопрос, где больший риск трагической аварии: когда на 330 км/ч у машины неожиданно ломается подвеска или пробивается колесо и она со всего размаху летит в ограждение или когда на скорости 100 км/ч в дождь вылетает с трассы и разбивается о такой же барьер?
Вряд ли автоспорт сможет обойтись без трагедий, потому нужно последовательно и логично повышать безопасность управления болидами, как это было, например, с добавлением системы «Хало» по защите головы гонщиков. Или с возвращением на классические трассы гравийных зон безопасности. Но вряд ли будет логичным запрещать пилотам гоняться в дождь, если таковое предусмотрено и конструкциями машин, и характером шин, и даже регламентом работы спасательных служб при подобных метеоусловиях.
Следующая гонка пройдет уже в ближайшее воскресенье на трассе Хунгароринг под Будапештом. Венгерский автодром, хотя и относится к числу самых скучных, на самом деле редко когда нас заставляет страдать от недостатка интриги. А если еще и сбудутся прогнозы по поводу дождя в воскресенье, то и вовсе интерес к гонке будет повышенным. Там ведь нет таких опасных поворотов, как в Бельгии, и круг покороче, и скорости поменьше. Доживем до воскресенья.