«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (Россия, 2017 год) – — российский драматический художественный фильм. Режиссёра Александр Хант, сценарий – Алексей Бородачев, оператор – Даниил Фомичев, художник – Ася Давыдова. В главных ролях — Алексей Серебряков и Евгений Ткачук.
О фильме «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
В 2017 году на экраны вышел фильм с длинным названием «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов». События фильма происходили в современной России (т.е. в 2017 году).
Фильм тут же был назван «самым честным фильмом России», получил множество наград:
2017 — кинофестиваль «Окно в Европу» (Выборг): главный приз конкурса игрового кино, приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук), третье место в конкурсе «Выборгский счёт», приз «Содружество журналистов» и Союза журналистов России «За сценарий» (Алексей Бородачёв).
2017 — VI Московский кинофестиваль «Будем жить» — 2 место Конкурса полнометражных фильмов и специальный приз жюри «За актёрский ансамбль фильма» (Евгений Ткачук и Алексей Серебряков).
2017 — Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах в секции «К востоку от запада».
2017 — приз «Emerging talent» на IMAGO Awards в Хельсинки (Даниил Фомичёв).
2017 — 25-й фестиваль русского кино в Онфлёре — приз за лучшую мужскую роль (Евгений Ткачук)
2017 — кинофестиваль «Сталкер» — приз «Сталкер» за лучший игровой фильм
2018 — III Кинофестиваль БРИКС — награда за лучшую режиссуру (Александр Хант)
2018 — международная кинопремия «Золотой единорог» за «Лучший фильм» и «Лучший сценарий»
И это без учета номинаций на различные конкурсы, в которых фильм призов не получил.
Была запущена крупная рекламная компания. Но увы, в итоге – сборы 71 671 долларов и 15 647 зрителей. Российский зритель фильм не принял. И реакция на это неприятие – "вой на болотах" на тему «россияне не готовы к честному кино»
Сюжет фильма «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
Место действия – условная провинция. Снимали в Туле, но судя по географии подвоза попутчицы Чеснока – имелся в виду какой-нибудь городишко в Ивановской или Ярославской области.
Действующие лица:
27-летний Витька Чесноков по прозвищу Чеснок, бывший детдомовец, работяга с местного завода, женат, есть ребенок, имеет Любовницу ларису (ну или любовницу Ларису, но первый вариант вернее). Живет с тещей в квартире жены/тещи. Мечтает заиметь отдельное жилье.
Леха Чесноков, по прозвищу Штырь, уголовник, отец Витьки Чеснокова. В свое время бросил семью, что привело к трагедии и отправки Чеснока в детский дом. Сейчас инвалид-колясочник, лежит парализованный в отдельной квартире.
Кредит на жилье Чесноку не дают, и он решает заиметь квартиру отца, а отца отправить в дом инвалидов. По пути в дом инвалидов происходит череда приключений, которая преображает героев. Чеснок проникается какой-то симпатией к отцу, которого не видел с 9 лет, а отец понимает, что Чеснок – единственный человек, которому он нужен – все остальные отвернулись.
Хорошее психологическое кино, классический роад-муви, по западной классификации. Отличная актерская игра, отличная операторская работа, отличная режиссура. Но в 2017 году российском обществу фильм «не зашел».
Якобы, из-за того, что отечественный зритель не готов к «честному» кино. Но можно ли данное кино назвать честным?
Может ли честное кино основываться на недостоверном сценарии?
Дальше могут быть спойлеры, но без них никак.
Внимательно смотрим кино. И что мы видим?
Детдомовец пытается получить квартиру через кредит. В 2017 году!!! В реальности он бы пинал бы чиновников, чтобы они ему, наконец-то, с опозданием, выдали положенную ему, как детдомовцу, квартиру. И да, в детдом его отправили в 1999 году. А что с его жильем? Оно не было приватизировано? Тогда – тем более, надо требовать с чиновников, а не кредиты брать. Но это сейчас. А в «святые девяностые» детдомовцам ничего не было положено.
Чеснок сдает Штыря в дом инвалидов, чтобы воспользоваться жильем. В 2017 году. Какое это жилье? Социального найма – тогда Чеснок в пролете. Принадлежащее Штырю? А как им завладеть, пока Штырь не умер? Распоряжаться жильем от имени Штыря теперь будет по доверенности Штыря Дом инвалидов. Может продать, может сдавать. Первое – более вероятно. А в «святые девяностые» если жилье не приватизировано – через махинации с пропиской вполне можно было им завладеть. Прописаться, как сын, осуществляющий уход, сдать Штыря в дом престарелых, выписать Штыря, как убывшего, приватизировать жилье на себя. В 2017 году такое уже было невозможно.
Далее… Сдать отца в дом инвалидов в 2017 году – квест еще тот, с флюорографией, прививками, собиранием справок и документов. В фильме ничего этого нет, не смотря на его «честность». А вот в 90-е годы пристроить инвалида в Дом инвалидов было еще просто.
Смотрим на признаки 2017 года – в сюжете ни сотовые, ни интернет, ни соцсети, не играют никакой роли. Все признаки 2017 года (марки автомобилей, одежда, музыка, редкие сотовые) воткнуты искусственно, механически, смотрятся чем-то посторонним, и не играют никакой роли в развитии сюжета.
Какой мы вывод сделаем? Сюжет взят из 90-х годов, изнасилован то ли режиссером, то ли сценаристом, путем бездумного внедрения признаком 2017 года. И если для 90-х годов сюжет фильма – абсолютно достоверный, то для реалий 2017 года – какая-то сюрреалистическая фантастика.
И возникает вопрос: «А зачем это сделали»? А ответ прост – чтобы показать «милые россияне! Вы думаете, что страна шагнула вперед? Фигушки, ничего не изменилось, вот вам пример!»
И название фильма – из той же серии. Представьте, что было бы сказано «Как Виталий Алексеевич сопровождал Алексея Витальевича в Дом Инвалидов». Совсем другое бы впечатление было бы, неправда? Но тогда не было бы русофобии, а значит и наград, и премий не было. А так хочется повторить подвиг Иуды и заполучить свою порцию серебренников!
Далее. В фильме есть еще один момент – Чесноку удается спастись от криминального киллера, да еще и батьку спасти – вор-криминальный авторитет отпускает Штыря, которого уже хотел замочить и закопать на песчаном карьере. Честно? – нет, фантастика! По чесноку – и Штырь и Чеснок лежат себе в карьере, а их кости раскапывают собаки лет через десять… Но если так снять – кто будет смотреть фильм? Киноискусство требует соплей и хэппи-эндов! А честность? Смотрибельность важнее честности!
И отсюда возникает вопрос «а может ли кино, основанное на вранье, быть честным»? В смысле, не «ччеееестным» по болотному, а Честным, по настоящему, без кавычек?
Время дает ответ
Самое интересное, что со временем восприятие фильма меняется. Если в 2017 году фильм был не принят – россияне не захотели смотреть фильм с явным русофобским посылом, несмотря на награды и мощную рекламу, то в 2025 году отзывы о фильме уже несколько иные – за семь лет страна сделала громадный шаг вперед и сейчас фильм воспринимается, как фильм про «давным-давно», времена, когда сотовые и интернет были, но не получали практического распространения. А «не те» машины, одежда, музыка – воспринимаются как обычные киноляпы и анахронизмы, характерные для всех современных фильмов «про прошлое».
Русофобский посыл со временем притупляется, а вот отличная режиссура, актерская игра, психологическая честность фильма – выходит на первый план. И фильм уже смотрится не про «посмотрите, какой ужас!», а как психологическая мелодрама, про преображение людей к лучшему. Негативный посыл фильма ослабляется, позитивный – усиливается.
Стоит ли вам смотреть этот фильм сейчас
Я не берусь дать ответ. Фильм «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» достаточно тяжел для просмотра. Явно не развлекательное кино. Но если вы поклонник психологического кино, поклонник Серебрякова – то, наверное, стоит. Остальным - думайте сами, информацию к размышлению я вам дал.