Шушенское вновь на четыре дня превратилось в удивительный сплав голосов и ритмов, где история переплетается с настоящим, а древние ремёсла звучат по-новому. XXI фестиваль «МИР Сибири» вновь объединил сотни историй, сотворённых руками мастеров и исполнителей из разных уголков мира.
В этом году фестиваль принял 81 тысячу гостей, вдохновил тысячи творцов и показал, что настоящее искусство — это нечто большее, чем традиция: это мост между эпохами и культурами, который каждый может пройти сам. Если вы не были там — пора узнать, что значит настоящий «МИР Сибири».
Огонь, который слышит
Эвенкийцы организовали для участников и гостей фестиваля обряд очищения огнём и дымом багульника и можжевельника — древнейшая форма ритуального исцеления, под напевы и благие пожелания старших женщин культуры.
Таймырская старшая женщина произносит над огнем молитвенные слова. В этой культуре огонь — не просто тепло или свет. Это бабушка. С ней нельзя грубо. Нельзя плевать рядом. Нельзя показывать на неё остриём ножа. С ней нужно по-человечески — с уважением. Она хранит очаг, защищает дом. И если ты ведёшь себя неправильно, она может обидеться. Тогда лучше не ходить на охоту, не выходить из чума — ничего хорошего не выйдет.
Перед обрядом старшая женщина кладёт в огонь багульник. Дым тонкий, горький. Он очищает — от плохих мыслей, от завистливого взгляда, от всего, что человек сам в себе не всегда замечает. Меня просят закрыть глаза и пройти сквозь дым. Сначала ничего не чувствую — ни облегчения, ни откровений. Просто жар в груди, чуть першит в горле.
Но вот женщина снова поёт. Эти слова будто не адресованы мне, но в какой-то момент я понимаю — она просит за меня. У огня. Здоровья, удачи, силы. Просит как будто от своего имени, но ещё и от имени всех женщин её рода. Негромко. Спокойно. Как будто знает, что её слышат.
Говорят, раньше такие обряды проводили старые женщины. Сейчас — молодёжь учится у них, перенимает. Те, кому двадцать–тридцать лет, уже интересуются своим родом, изучают язык, музыку, обычаи, стремятся именовать детей по родовым традициям.
Шьют из камуса, а желания — на дерево
Внутри таймырского чума пахнет травой, копчёной шкурой и временем. Хозяйка объясняет, что здесь всё устроено по правилам: левая сторона — женская, правая — мужская. Так заведено. Мужчины — охота, рыба, сети. Женщины — шитьё, выделка, дом. Это не просто быт, это чётко разделённая жизнь, в которой каждая сторона важна и уважаема.
Гостям показывают инструмент для выделки оленьего камуса — шкуры с ноги оленя. Этот материал идет на обувь, сумки, одежду – всё тёплое и прочное. Камус вытягивают на палочках, сушат, потом очищают — руками, скребками, но по сути, конечно же, терпением. А чтобы он стал мягким, раньше пользовались не фабричными средствами, а вареной печенью. Давали её маленьким детям — жевать. Потом женщины собирали эту «жеваную» массу и обмазывали ею камус. Так смягчали, делали податливым. И это не кажется странным, когда ты внутри чума, наоборот, очень даже логичным.
Нитки? Не было ниток. Брали сухожилия — с лопаточной части оленя. Высушивали, распускали на волокна, скручивали руками — по одной, терпеливо. Иглы приносили купцы, обменивая на шкуры, мясо, изделия. А до того — костяные шилья, остро заточенные палочки. Всё было в обиходе.
А потом Полина Алексеева, методист центра народного творчества из Хатанги, окуривала нас травами, привезенными с побережья моря Лаптевых. И раздала ленточки. Красная — огонь. Белая — свет. Зелёная — рост. Жёлтая — солнце. Каждый выбирал сам и завязывал на дерево, как просьбу.
Все четыре дня фестиваля на площадке этнодеревни работали северные мастера, показывая резьбу по кости, изготовление Dollsкукол, именных оберегов, завлекая участников «МИРа Сибири» в игры, танцы хейро и огонньор, веселые забавы долган под песни и мелодии северного ветра.
Не шоу, а среда
Здесь же, у чума, мы разговорились с гостьей фестиваля Алиной Малачлы. Она приехала не как участница, а просто чтобы снова увидеть, во что превратилось то, что когда-то называлось «Саянским кольцом». В те времена, говорит, всё было куда скромнее. Сегодня же — масштабы, краски, плотное дыхание культур.
— Я хореограф, — говорит она. – И в своём городе тоже участвую в организации фестивалей. Интересно посмотреть изнутри: как устроено, какие локации, как работают с публикой. Это ведь не просто шоу, это среда.
Мы стоим на жарком солнце, где-то звучит варган, а рядом с нами дети раскрашивают деревянных коняшек. Алина улыбается:
— Вот за это и люблю такие фестивали. Когда дети делают что-то руками, слышат про домовых, видят ремесло вживую — они будто проживают историю сами. Не в книжке, не в приложении, а здесь.
Фамилия Малачлы — с глубокой историей. Гагаузы, рассказывает Алина, — тюркоязычный христианский народ, переселившийся из Турции в Молдавию. Её муж — из этого народа, она — молдаванка. Говорит о традициях с живой теплотой, с удовольствием поделилась рецептом любимого блюда – плачинты.
– Это как тонкий, почти прозрачный блин с начинкой. В Молдавии его делают с брынзой, но в Сибири её нет, поэтому я беру творог, добавляю много укропа, зелёного лука. Заворачиваю как ромашку, жарю на растительном масле… Она получается хрупкая, но сочная. Такое тесто надо уметь раскатать — оно почти как ткань, но не рвётся.
Слушая ее, понимаешь, почему фестивали, подобные «МИРу Сибири», так важны. Вкус её плачинты — живая нить, которая тянется от кухни её детства к сегодняшнему дню. Такие нити и сплетаются здесь, на фестивале: через рассказы, через запахи, через движения рук за мастерскими столами.
Забытые навыки — всерьёз
Если таймырский чум на фестивале был пространством тишины и шёпота, то «Богатырская застава» гремела, звенела, звала. Здесь всё было как будто всерьёз: тяжёлая кольчуга, рукоять деревянного меча, запах бересты и стружки.
Сюда дети шли не за развлечением, а за ощущением. Они забывали про телефоны — не потому что им запретили, а потому что это вдруг стало неважно. У них в руках оказывались инструменты, деревяшки, куски бересты. Они пилили, сбивали, скручивали, выжигали знаки так, будто вспоминали что-то, что когда-то умели их предки.
Особенной популярностью пользовался мастер-класс по созданию «шушенского мишки» — деревянной фигурки, собранной из выпиленных на ЧПУ- станке деталей. Дети раскрашивали его послойно, оживляя игрушку своей фантазией.
Кто-то делал коняшку, кто-то — домовёнка. Мастера вовлекали детей в живой фольклор, делясь историями о лесных духах и домовых, пробуждая у них эмоциональную связь с миром традиций и сказаний.
На площадке кипела работа: кто-то пробовал писать на бересте древнерусской вязью, кто-то выжигал символы, чьи значения взрослые и дети вместе расшифровывали по старинным преданиям. За соседним столом — браслеты со знаками-пожеланиями, передающими энергию солнца, земли, охраны.
Всё здесь было не музейным — живым.
Где начинается доверие
Там, где шум фестиваля растворяется в древесной тени, встречаешь лошадей. Настоящих, с натянутыми спинами, горячими боками и жадным теплым дыханием.
Подхожу — у лошадей подростки. Одна из них поправляет уздечку на гнедом коне. На нём — рубленый знак стрелы, начертанный прямо по шерсти, возле глаза — кольцо, более тонкое. Я спрашиваю — что это?
— Стрела придаёт скорость, — объясняет девушка. — Метка у глаза — зоркость. Я из Тувы, это наши традиции.
Она говорит спокойно, не повышая голоса. Пока она гладит Марка — гнедого жеребца, слегка расчесанного по бокам от укусов насекомых, — тот стоит спокойно, чуть поводя ушами. В отличие от меня. Я честно признаюсь: лошадей боюсь. С детства. Девушка кивает и говорит то, что запоминается:
— Боязнь — это не слабость. Это инстинкт. Главное — не притворяться. Лошадь всё чувствует. Если не доверяешь себе — не доверится тебе и она.
Дом, где плетут память
Среди фестивальных площадок, где всё насыщено звуком, движением, вспышками фотоаппаратов и перетеканием людских потоков, уже который год особо выделяется «Город мастеров». Нынче рекордное количество заявок от желающих представить здесь свои работы: 470! Как, к примеру, Наталья Малаева, заведующая Домом ремёсел из села Новая Солянка Рыбинского района, и ее коллега Ольга Винникова.
В селе всего две тысячи жителей, но Дом ремесел никогда не бывает пустым. Здесь делают кукол из ткани, осваивают бисер, а в этом году — ещё и ткачество. По чертежам старых кросен закупили станок в Большом Улуе. Но главным открытием, по словам Натальи Валерьевны, стало плетение из рогоза.
— Камыш, который растёт у всех под ногами, вдруг оказался сокровищем. Осенью мы его заготавливаем. Ценна нижняя часть, та, что была в воде. Она эластичная, послушная. Высушим, разберем на волокна — и плетём.
Из рогоза делают коврики, подставки, сумки. То, что приятно трогать, что пахнет озером, что дышит. И вся ценность — не в материале, а в подходе. Когда ты знаешь, где срезать, как сушить, как пальцами не сломать тонкий стебель — ты уже носитель культуры, а не зритель.
На фестиваль мастерицы приехали во второй раз. Говорят, пропустить такое — значит потерять часть лета. Потому что здесь, в Шушенском, можно не просто показать, что ты умеешь, но и узнать, как делают другие. Обмен — не деньгами, а смыслом.
— Наши занятия для детей бесплатные, — подчёркивает Наталья Валерьевна. — Зарабатываем только, если что-то продаём. Но главное — не деньги. Нужно, чтобы ребёнок понял: его руки способны на большее, чем скроллить экран телефона. Что он может сотворить вещь — полезную, надёжную, красивую — сам.
И в этом — суть всего, что происходит на «МИРе Сибири». Здесь не просто смотрят на ремёсла. Здесь в них возвращаются. Через траву. Через нити. Через тёплый голос женщины, которая умеет научить.
Сарафан с характером
Стенд Татьяны Бондаренко из Красного Хутора сразу притягивает взгляд. На вешалках — сарафаны и платья, в которых чувствуется не сценичность, а дыхание повседневной жизни. Вертикальные полосы, реглан по традиционному крою, узоры, отсылающие к мезенской росписи — всё это складывается в образ, который не требует повода. Такая одежда не декларирует, а просто становится частью человека. В ней можно идти по улице, встречать гостей, жить. И хочется.
— Мы специально шили это платье на лето. Оно вроде бы простое, но в нём всё — от кроя до орнамента — говорит о корнях, — рассказывает Татьяна. — Ткань современная, но крой — по мотивам косоклинного сарафана. Вот такие вещи и нужно носить. Не наряд ради фото, а одежду с содержанием.
Татьяна — хозяйка семейной мастерской славянской одежды. Работает не первый год. В её мастерской — не модельеры, а мастерицы, которых она называет «надомницами». Они шьют, ткут, создают то, что возвращает ощущение устойчивости — как будто сам себя заново собираешь.
Когда-то она работала в банке. Семнадцать лет. Была другая жизнь, другая роль. Потом ушла — в неизвестность, в творчество, в поиск себя. Нашла — через ткань, иглу, выкройки и, как ни странно, через фестиваль. Именно здесь впервые примерила традиционный костюм, и что-то неуловимо сдвинулось. Увидела фото — и влюбилась. В образ, в ощущение, в то, как одежда может менять спину и взгляд.
— Я сначала перепродавала вещи питерской марки. Потом поняла, что хочу своё. Что могу своё. Начала шить. И пошло. Постепенно, но с пониманием: я на своём месте.
На «МИРе Сибири» она уже десятый год. Не просто участник, а человек, которого ждут. Она узнаёт людей по платьям: «Это моё. И это — тоже». Улыбается, когда на сцену выходит кто-то в сшитом ею сарафане.
Вокруг неё складывается круг. Люди, которые тоже не смогли пройти мимо. Среди них — Катя, подруга и соратница, которая сначала просто заглянула, а теперь сама ткёт пояса, участвует в семейном клубе «Светоч», проводит мастер-классы по кадрили.
Голос Хакасии
У главной сцены, где слышны тягучая мелодия варгана и дробный ритм чатхана, встречаю после выступления Алину Туденеву — руководителя образцового художественного коллектива, фольклорного ансамбля «Тигир Хуры» из Абакана. Она — преподаватель Хакасской республиканской национальной детской школы искусств. Те, кто только что выступал рядом с ней на сцене — не артисты на гастролях, а её ученики.
— Мы сохраняем язык через музыку, — говорит она. — Через песню, через инструмент, через то, что ребёнок может взять в руки и услышать в себе. Это другой путь, не через школьный урок, а через ощущение звука, живого, родного.
Коллектив активно выступает на конкурсах, гастролирует по городам и участвует в международных фестивалях. В ансамбле звучат почти все хакасские национальные инструменты: хомыс, чатхан, кобрах, тюры, тимур хомыс, варган — весь арсенал, с которым когдато нараспев рассказывали истории. И каждый из учеников, выходя на сцену, не просто играет, а вступает в разговор со своей культурой.
Шерсть, вода, мыло: мастерская Ирины Бильдиной
Бродя по «Городу мастеров» в поисках сувениров, то и дело цепляешься взглядом за диковинки. Вот, например, кокошник — но не из металла и не расшитый жемчугом, а словно сотканный из облака. Шерстяной, тёплый, но невесомый. Так мы и познакомились с Ириной Бильдиной — валяльщицей из Минусинска, чьи работы узнаются сразу: мягкая форма, природные оттенки, добрый свет.
Ирина давно работает с войлоком, но путь её начался почти случайно — с телевизионного сюжета, где деревенские ребятишки валяли валенки. Всё казалось удивительно простым: шерсть, вода, мыло и терпение. Тогда ещё не было курсов, видеоуроков, книг. Она училась по нескольким фото и коротким описаниям. Первые тапки получились — и стало ясно: другие ей больше не нужны.
Теперь Ирина валяет из мериноса, соединяет шерсть с тканью, добавляет кудри дикого флиса. Её войлок — не только уют, но и живопись: каждая пара — как картина. Работы Бильдиной живут по всей стране, а ученицы у неё бывают самые разные, войлок увлекает на годы. Ирина улыбается: «Он просто не отпускает».
«МИР Сибири»: традиции, что связывают поколения
Фестиваль «МИР Сибири» стал отражением многообразия культур и историй, которые живут рядом с нами. На его сценах звучали голоса народов, которые чтят свои корни и сохраняют традиции в современном мире. Так, девять пар из Красноярского края, Перми и Хакасии создали здесь семьи, пройдя обряд, близкий по духу и крови: таймырский, татарский, русский.
«МИР Сибири» действительно объединяет сердца и воспитывает уважение к каждому этносу, каждому ритуалу, каждому человеку. Важно, что такие встречи продолжаются, рождая новые истории и укрепляя связи между поколениями.
Фото и видео автора.
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №29(18.736) от 17.07.2025