Герою России Владимиру Чепе посвящается…
12 июля 2023 года в День святых равноапостольных Петра и Павла в деревне Быстрой всю ночь шёл дождь. На Руси говорили: «Это Петр и Павел слёзы льют – придут пасмурные дни». Не просто пасмурным стал этот день для семьи Александра и Светланы ЧЕПА.
Из Запорожской области пришла трагическая весть – в рамках проведения спецоперации героически погиб их старший сын Володя.
Командир разведывательного батальона гвардии майор Владимир Чепа при выполнении боевой задачи в районе населенного пункта Работино выдвинулся в район проведения разведки для уточнения непосредственно на месте полученной с помощью БПЛА разведывательной информации о местонахождении подразделений противника. При проведении поиска Владимир лично обнаружил подразделение противника и вступил с ним во встречный бой. Сознавая подавляющее численное превосходство противников, но решив любой ценой не пропустить их через занимаемый им оборонительный рубеж, наш земляк дал координаты огневого поражения для артиллерии бригады, указав в том числе и координаты своего местонахождения. В результате атака была отбита, попытка окружения населенного пункта Работино противником сорвана. В эти минуты оборвалась и жизнь молодого офицера, который с первых дней спецоперации находился на передовой, защищая рубежи нашей Родины от фашизма. Указам Президента Владимира Путина Владимиру Чепе присвоено звание Героя Российской Федерации.
Через 11 дней тело Володи привезли в родную деревню, где прошли его детство и юность. В последний путь Героя провожали родные, близкие, сослуживцы, друзья, односельчане. Во время прощания над домом нависла туча. Пошёл дождь. Небо вновь проливало слёзы…
Только спустя два года папа Александр и мама Светлана нашли в себе силы встретиться и поделиться с читателями «ВТ» своими чувствами, переживаниями и воспоминаниями о Вове.
Родился мужиком – иди Родину защищай
Семью Чепа в деревне Быстрой знают все. Оба – коренные жители, и родители их, и деды жили и работали в этой деревне. Александр постарше Светланы на год, вместе они со школьной скамьи. Расставались только на время службы в армии. Но два года переписывались, связь не теряли. Как только отслужил Александр в армии, сразу сделал Свете предложение. Но свадьбу зимой играть не стали. Бабушка-староверка Прасковья Зиновеевна не благословила. Сказала: вот Великий пост пройдёт, Воскресение Христа встретим, тогда, мол, и поженитесь. Спорить никто не стал, ждали до июня.
Володя был первенцем в семье. Ещё через три года родился средний Денис, а потом и третий – Саша.
– Характеры у всех сыновей разные, – рассказывает Светлана. – Володя среди них всегда отличался гиперактивностью. Шебутной, деятельный, трудолюбивый... С детских лет он увлекался резьбой по дереву. Видимо, в деда Ефрема пошёл, тот знатным столяром был, делал и табуреты, и шкафы, и всё, что по дому требовалось. Вот и Вова всё что-то мастерил. Стульчики, которые он сделал двоюродным сёстрам, когда те ещё были маленькими, дюжат до сих пор, а им уж почти 20 лет. Помню, у меня толкушка сломалась, а Володя уже учился в Новосибирском высшем командном училище. Попросила выпилить новую среднего сына Дениса. Он её в руках покрутил и говорит: «Подожди, мам, Вовка через неделю приедет, лучше сделает». И, правда, сделал.
Когда сыновья были подростками-школьниками, помогали отцу с нуля строить гараж, пристраивать к дому новые комнаты, веранду. Никогда без работы не сидели. В семье всегда было своё хозяйство – козы, овцы, птицы. И так заведено было, что пока ребёнок маленький, он помогает маме в доме, а как взрослеет, идёт во двор помогать отцу.
– Вовка повзрослел рано, он со мной ни одного сенокоса не пропустил, – вспоминает Александр Владимирович. – Целый месяц день в день метали сено. А опыта-то нет, пока сноп маленький, накидывать не сложно, а чем выше, тем неудобнее. Говорю: «Накидывай сено правильно», а он на ребро кладёт. До слёз психовал, но научился. Никогда они у нас не бездельничали, не болтались. Володя всегда увлекался спортивным ориентированием, посещал военно-патриотический клуб «Каскад», бывал в лагерях, где с удовольствием учился навыкам военного дела. Не пили они у нас никогда, не курили. Мы в этом плане строгие родители, да и не было в семье плохих примеров. С улицы домой придут – мамка им в глаза смотрит, не употребляли ли чего. Она же медсестра, сразу поймёт, ежели что.
Но в этом плане сильно переживать не пришлось. Хороших сыновей вырастили. Володя, окончив школу, пошёл в военкомат. Там и посоветовали: поступай в военное, офицером будешь. И поступил, прошёл по баллам, по здоровью. В 2008 году его зачислили в Новосибирское высшее военное командное училище, на факультет военной разведки.
– Мы по мере возможности навещали его, – говорит отец. – Приезжали на дни открытых дверей, помогали материально. Но только в первый год учёбы. Потом курсанты заключают контракт с Министерством обороны и уже получают жалованье. Помню, как Володя курсе на третьем позвонил и спросил: «Папка, а у тебя сколько зарплата?» Говорю: «14 тысяч будет». А он мне с гордостью: «У меня побольше». Раз приехали к нему в гости, а парни уже взрослые, попросили, чтобы я самогонки своей деревенской привёз. Когда пошли в увольнение, накрыли вместе стол, сели, я всем по рюмке налил, кроме Володи. Курсанты спрашивают: «Батя, а что сыну-то не наливаешь?» «А он не будет, – говорю, – зарок дал, пока погоны офицерские не получит, ни-ни». И обещание своё сдержал.
Он вообще был человеком слова. А ещё очень хорошим организатором. Командование училища всегда отзывалось о нём только хорошо. Он повзрослел, уже не был таким шебутным, ставил чёткие цели и всегда их добивался. Чтобы продлить себе каникулы на 10 дней, вместе с однокурсниками довёл до ума каптёрку, за которую был ответственным. Сделал каждому личные ящички, полочки, что-то красили, пилили, ремонтировали казарму. Хозяйственный парень, что и говорить. Я бы и среднего сына в армию отправил, но при прохождении медкомиссии хирург отказал, написал: «Не годен». Я давай разбираться, как это не годен. Пошёл к хирургу, говорю: «Вы почему моего сына зарубили из-за каких-то родимых пятен?» А он мне: «Папаша, ты что, другие родители причину ищут, чтобы дети не служили, а ты, напротив, добиваешься армии. Не подходит он по медицинским показаниям, и всё тут». А у нас в семье не принято от армии отмазывать и косить. Мой отец всегда говорил: «Родился мужиком – иди Родину защищай». И всё же я горжусь, Денис у нас тоже в каком-то смысле на службе у Родины – он работает в МЧС, а младший Александр занимается грузоперевозками – есть в нём предпринимательская жилка. А Володя всегда братьям говорил: «Чтобы быть успешными, нужно сначала работать на авторитет, а потом авторитет будет работать на тебя».
Сын всегда приезжал с цветами, никогда не забывал
После успешного окончания Новосибирского училища у Владимира был выбор – поехать на службу на Сахалин, в Волгоград, Ереван или Севастополь (на тот момент Крым был ещё в составе Украины. – Прим. ред.) Володя выбрал последнее, хотел у моря пожить. А незадолго до этого, перед самым выпуском, он попал в аварию, в которой не был виновным. Ему сильно повредило веко, врачи четыре часа оперировали пострадавшего. На тот момент у Володи уже была беременная жена. Родители тут же выехали в Новосибирск, поддерживали сына, успокаивали. Слава Богу, всё обошлось, зрение удалось сохранить.
– Ещё будучи в больнице, сын пообещал оперирующему доктору Варваре, что, если родится девочка, назовет ее в честь врача. Так в семье появилась маленькая Варвара, – вспоминает мама. – А ещё Вова очень любил делать нам сюрпризы, ещё с училища. Первый год мы за ним ездили, потом пару раз встречали с поезда. А так он всегда приезжал домой внезапно. Утром все спят ещё, тишина, слышим грохот, муж говорит: ну точно, Володька идёт. Выходим, а он уже во дворе. А бывало, по видеосвязи разговариваем, он в машине едет по Севастополю, говорит, в кино собрался, а сам в Симферополь, в аэропорт мчит. Утром слышим – собака залаяла, и опять грохот, а он уже в деревне! И такой громкий всегда, не перепутаешь. Говорю, Вов, ты что такой громкий, а он с улыбкой: «Казарма, мам, научила!» С 2013го по 2023 год каждый раз он приезжал домой с большим букетом цветов, никогда не забывал!
Осенью 2021 года Владимир сообщил родителям, что собирается на военные учения, которые проходили на границе с Украиной. А 23 февраля 2022 года сказал, что пришёл приказ о начале спецоперации. С первых дней он был на передовой, в составе 810й морской бригады. Бойцы освобождали от фашистов Волноваху, Угледар, Мариуполь.
– 5 августа 2022 года он вышел на связь, сообщил, что их батальон вывели после освобождения Мариуполя, – рассказывает Светлана. – Сказал, что не смог съездить на кладбище, чтобы почтить память своих офицеров, друзей, с которыми служил с 2013 года, – и слезы на глаза навернулись. В тех боях в батальоне были потери. Командир батальона написал рапорт о переводе, нужно было формировать новый боевой батальон в части. И Володя тоже хотел было написать рапорт, чтобы поступить в военную академию, он хотел учиться. Но ему предложили возглавить новый батальон. Он говорил, что и бойцы, друзья, подходили к нему со словами: «Командир, мы с тобой столько прошли, неужели ты нас оставишь». Не оставил, конечно, посоветовался с отцом и принял должность комбата.
Зимой 2023 года от Минобороны пришёл новый приказ: отправить новый батальон, сформированный и уже подготовленный майором Чепой, на Каховское водохранилище для оборонительных целей. Как раз в это время Владимир должен был ехать в очередной отпуск. Но он не поехал, вместо того отправился выбирать позиции для своего батальона.
Вы спите спокойно? Вот и спите спокойно!
Последний раз он увидит семью в марте 2023 года. Володя приехал в Быструю всего на семь дней, хотя отпуск дали на 14. Вторые семь дней он провёл в Минеральных Водах с волонтерами, а ещё встретился со своей любимой девушкой Дашей, которая также работала в воинской части Севастополя.
– С первой женой они почти не жили вместе, развелись уже через год, – рассказывают родители. – А с дочкой Варей общался всякий раз по приезде домой. Володя обожал детей, и они его очень любили. А боевая подруга Дарья встретилась ему в начале 2023 года, за полгода до гибели. Её муж, которого также звали Володей, погиб за год до этого в боях за Родину. И дочку по какому-то удивительному стечению обстоятельств также зовут Варвара, только годами она младше. Володя шутил: вот женюсь, буду воспитывать двух Варвар. В последний свой приезд он был, по обыкновению, спокойным, весёлым, уверенным в себе. Про войну ничего не говорил, всегда повторял: «У меня всё хорошо, железные нервы, победим, обязательно победим», – и больше ничего. А когда деревенские задавали вопросы на эту тему, коротко отвечал: «Вы спите спокойно? Вот и спите спокойно!»
Володя мечтал, что, когда выйдет на пенсию, уедет в тайгу и заведёт пчёл, или пойдёт главой администрации деревни работать, а может, учителем ОБЖ в родную школу. И обязательно на своем участке сделает купель.
– «Батя, представь, мороз сорок градусов, а я в купель на Крещение погружаюсь», – рассказывает Александр Владимирович. – Володя был православным, верующим человеком. В Крыму, да вообще в каких бы он ни бывал городах, всегда ходил к святым источникам, к мощам, бывал в церквях и храмах. И в батальоне его был священник отец Гурий, он про него часто рассказывал и очень любил батюшку. Так сложилось, что монах не был с ними в тот день, когда Володя погиб. Хотя сын спрашивал Гурия, не покинет ли он их, и тот обещал быть рядом. Но – опять стечение обстоятельств – священнику по достижении возраста 45 лет нужно было поменять паспорт, и комбат подписал рапорт, чтобы он отбыл в Севастополь. Батюшка очень торопился вернуться в свой батальон, но не успел больше встретиться со своим комбатом, не успел исповедовать его и повенчать, как и обещал. Провидение или промысел Божий, но погиб Владимир в светлый Петров день в возрасте Иисуса Христа. Мы очень надеемся, что он сейчас рядом с ним.
День, которого не было…
Так называется очерк иеромонаха Гурия, опубликованный на сайте «Православие.ру». В нём священник описывает свой быт в батальоне, рассказывает о бойцах, о том, что им вместе пришлось пережить за столь короткое время. Есть там упоминания и о комбате Владимире Чепе:
«– Разрешите? Иеромонах Гурий прибыл в ваше распоряжение! Здравия желаю! – заходя на командный пункт, жму руки комбату и начальнику штаба. Обнимаемся. После непродолжительного перерыва мы снова вместе. Я вернулся в очередную ежемесячную командировку с продлёнными документами. Впереди много работы. Наша бригада по военному времени многочисленна и занимает огромное пространство. Моя зона ответственности, как и прежде, – запорожское направление. Изучаю новую карту, слушаю новости.
– Ваше место в землянке свободно, размещайтесь. Я вам новые сапожки достал, у нас грязно! – заботливо сообщает комбат. – А еще мне икону подарили, – показывает складень в святом углу.
Благоговейно прикладываемся. Беру комбата за локоть, складываю его ладони под благословение, он вспоминает и привычно склоняет голову. Благословляю его.
Сегодня оборудовал нашу полевую часовню. Здесь мы будем молиться, здесь будут храниться Святые Дары. Убранство землянки простое: иконостас, столик, печурка, из утвари – кадильница, крест, кропило, небольшой подсвечник. Над иконостасом на гвоздике – дароносица. Еще с 2006 года вожу с собой полевую часовню, сделанную своими руками – это две иконы, оформленные в виде хоругвей, и несколько предметов утвари. Эта символическая часовня прошла со мной много полевых дорог и морских миль ещё до СВО. Вот и сейчас в развед-батальоне устроил часовню, на этот раз в землянке. Свободную землянку на новых позициях комбат предусмотрительно оставил для часовни, он с большим благоговением относится ко всему церковному, охотно участвует в молитве, но пока не решается исповедаться. Он хочет должным образом собраться с мыслями, при этом все время расспрашивает меня о венчании. Венчание – его заветная мечта. А еще он мечтает после войны завести пасеку и жить в лесу: «Только я, лес и пчелы», – говорит.
«…Сегодня, 12 июля, убит комбат. Прямое попадание артиллерийского снаряда. Вместе с ним погиб храбрый связист Сергей «Сер». Вечная им память. Погибли на том самом направлении, где в течение 20 дней совершали свой подвиг наши товарищи. Их тела с трудом вынесли из-под огня.
Батальон продолжает сражаться. Приходят сообщения о гибели и ранениях товарищей. В голове не умещается то, что на этой войне я приобрел близких друзей – и здесь же потерял их навсегда... Спустя несколько дней атаки противника усилились, применяется бронетехника, но почти вся она остаётся в поле. Враг несёт колоссальные потери.
Помню серьёзный вопрос комбата: «Надеюсь, вы с нами до конца?» Да. Я был с тобой до конца. Буду помнить тебя, воин Владимир, настоящий русский мужик, наш комбат, товарищ и друг».
«Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь».
Фото из семейного архива семьи Чепа
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №29(18.736) от 17.07.2025