Возможно, не существует более значимого художника в русском искусстве вообще и в искусстве "Прекрасной эпохи" в частности, чем Илья Ефимович Репин. Он был признан первым художником России ещё современниками и с тех пор не терял этот статус.
С творчеством Репина связан один любопытный момент. За его главными реалистическими "хитами", которые в свое время наделали немало шума и были встречены неоднозначно, иногда критически, но не оставили никого равнодушными, так вот, за за ними как-то потерялась интимная живопись Репина, его прекрасные женские образы. Их и предлагаю посмотреть в этом обзоре.
Прежде всего на ум приходит его картина "Садко", на которой мы видим настоящий парад женских образов, проходящий перед подводным гостем. Безусловный шедевр реалистического стиля, отмеченный в духе времени эстетикой Ар Нуво, ещё при жизни автора критиковали:
Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться… - писал о "Садко" критический журнал "Пчела".
Это не человек в аквариуме, это запечатленная на холсте роскошь дорогого шампанского, искушение героя блеском и искрящимися огнями и его думы о той, что осталась на берегу.
Посмотрим на другие женские образы. На картине выше мы видим модель, окружённую холодным мерцающим колоритом, делающим тело белее. Оно выглядит будто выточенным из мрамора. Очень красиво.
Выше мы видим интимный портрет Натальи Нордман. Репин называл её любовью всей своей жизни и определённо с таким отношением рисовал с особенным отношением. Очень мягкая подача рисунка, но с жёсткой профессиональной репинской структурой внутри.
Наталья Нордман - вторая жена художника, с первой у него не сложилось. Вот ещё одна работа с её участием:
Как мы видим, классик не чужд был эротике. Нашёл о ней забавный отзыв современницы - княгини Тенишевой:
Наташа, на весь этот вечер была предоставлена мне. Это была топорная и очень развязная барышня лет шестнадцати-семнадцати, в коротком платье, игравшая в избалованного ребенка. Глаза ее, далеко не наивные, толстые чувственные губы не вязались с напускным ребячеством.
Ну конечно, художник в такую влюбится. Посмотри теперь на пару штудий, в которых Репин изучал женское тело:
Ещё одна живописная откровенная работа Репина. По ощущениям - весь ранний кинематограф вышел из живописи.
И рисунок.
Есть и такая у Репина легкомысленная работа:
Алиса Ривуар - учительница французского, в которую он влюбился в возрасте 72х лет. Мастер мог себе позволить.
Эта эффектная девушка на портрете - итальянская театральная актриса Элеонора Дузе, одна из самых значимых актрис своего времени и прямая конкурентка знаменитой Сары Бернар.
Ещё один эстетичный образ. Ну и напоследок ещё одна репинская влюбленность:
никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением. Даже искусство отошло куда-то, и вы, вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце…
Так писал Репин своей ученица. Эта влюблённость тяготила, ей даже пришлось сменить мастерскую. А нам зато остался этот очень тонкий женский портрет. Он висел у художника дома до самой смерти.
Спасибо за внимание!