Найти в Дзене

Мятежный реализм против критиков: женские образы главного русского художника

Возможно, не существует более значимого художника в русском искусстве вообще и в искусстве "Прекрасной эпохи" в частности, чем Илья Ефимович Репин. Он был признан первым художником России ещё современниками и с тех пор не терял этот статус.

Илья Репин, "Этюд к картине "Садко"
Илья Репин, "Этюд к картине "Садко"

С творчеством Репина связан один любопытный момент. За его главными реалистическими "хитами", которые в свое время наделали немало шума и были встречены неоднозначно, иногда критически, но не оставили никого равнодушными, так вот, за за ними как-то потерялась интимная живопись Репина, его прекрасные женские образы. Их и предлагаю посмотреть в этом обзоре.

Илья Репин, "Садко", деталь
Илья Репин, "Садко", деталь

Прежде всего на ум приходит его картина "Садко", на которой мы видим настоящий парад женских образов, проходящий перед подводным гостем. Безусловный шедевр реалистического стиля, отмеченный в духе времени эстетикой Ар Нуво, ещё при жизни автора критиковали:

Позвольте, да это не тот ли самый Репин, который написал «Бурлаков»? Что же он должен делать теперь, если ещё учеником он уже производил совершенства? Проникаюсь трепетом и иду… «Ах, смотрите, maman, человек в аквариуме!»… Желаю ему счастливо проснуться… - писал о "Садко" критический журнал "Пчела".

Илья Репин, "Садко"
Илья Репин, "Садко"

Это не человек в аквариуме, это запечатленная на холсте роскошь дорогого шампанского, искушение героя блеском и искрящимися огнями и его думы о той, что осталась на берегу.

Илья Репин, "Модель"
Илья Репин, "Модель"

Посмотрим на другие женские образы. На картине выше мы видим модель, окружённую холодным мерцающим колоритом, делающим тело белее. Оно выглядит будто выточенным из мрамора. Очень красиво.

Илья Репин, "Портрет Натальи Нордман"
Илья Репин, "Портрет Натальи Нордман"

Выше мы видим интимный портрет Натальи Нордман. Репин называл её любовью всей своей жизни и определённо с таким отношением рисовал с особенным отношением. Очень мягкая подача рисунка, но с жёсткой профессиональной репинской структурой внутри.

Илья Репин, "Портрет Натальи Нордман"
Илья Репин, "Портрет Натальи Нордман"

Наталья Нордман - вторая жена художника, с первой у него не сложилось. Вот ещё одна работа с её участием:

Илья Репин, "Спящая Наталья Нордман"
Илья Репин, "Спящая Наталья Нордман"

Как мы видим, классик не чужд был эротике. Нашёл о ней забавный отзыв современницы - княгини Тенишевой:

Наташа, на весь этот вечер была предоставлена мне. Это была топорная и очень развязная барышня лет шестнадцати-семнадцати, в коротком платье, игравшая в избалованного ребенка. Глаза ее, далеко не наивные, толстые чувственные губы не вязались с напускным ребячеством.

Илья Репин, портрет Натальи Нордман
Илья Репин, портрет Натальи Нордман

Ну конечно, художник в такую влюбится. Посмотри теперь на пару штудий, в которых Репин изучал женское тело:

Илья Репин, "Модель"
Илья Репин, "Модель"

Ещё одна живописная откровенная работа Репина. По ощущениям - весь ранний кинематограф вышел из живописи.

Илья Репин, "Натурщица"
Илья Репин, "Натурщица"

И рисунок.

Есть и такая у Репина легкомысленная работа:

Илья Репин, "Портрет Алисы Ривуар"
Илья Репин, "Портрет Алисы Ривуар"

Алиса Ривуар - учительница французского, в которую он влюбился в возрасте 72х лет. Мастер мог себе позволить.

Илья Репин, "Портрет Элеоноры Дузе"
Илья Репин, "Портрет Элеоноры Дузе"

Эта эффектная девушка на портрете - итальянская театральная актриса Элеонора Дузе, одна из самых значимых актрис своего времени и прямая конкурентка знаменитой Сары Бернар.

Илья Репин, "Дама в красном платье» (портрет В. И. Икскуль фон Гильденбанд)"
Илья Репин, "Дама в красном платье» (портрет В. И. Икскуль фон Гильденбанд)"

Ещё один эстетичный образ. Ну и напоследок ещё одна репинская влюбленность:

Илья Репин, "Портрет художницы Елизаветы Николаевны Званцевой"
Илья Репин, "Портрет художницы Елизаветы Николаевны Званцевой"

никогда в моей жизни, никогда никого я не любил так непозволительно, с таким самозабвением. Даже искусство отошло куда-то, и вы, вы — всякую секунду у меня на уме и в сердце…

Так писал Репин своей ученица. Эта влюблённость тяготила, ей даже пришлось сменить мастерскую. А нам зато остался этот очень тонкий женский портрет. Он висел у художника дома до самой смерти.

Спасибо за внимание!