Найти в Дзене

Самая большая боль дизайнера интерьера (может и не только).

Накипело.
Проект сдан, всё передано, финальная папка закрыта, ты уже давно мыслями в других проектах — но клиент всё ещё пишет. Знакомо? Полезно? Тогда жми "лайк" и подписывайся.
В этой статье — мой опыт, наблюдения и конкретные шаги, как не становиться бесплатной техподдержкой на месяцы вперёд. 💡 Подсказка: формулировки про границы и сопровождение лучше произносить ещё ДО сдачи проекта. Чтобы не быть «злой дизайнеркой, которая вдруг перестала отвечать», а профессионал, у которого есть структура и формат. Можно даже включить шаблонную фразу для финального письма: «Поздравляю со сдачей проекта! Всё, что входит в договор — передано. Если в дальнейшем появятся вопросы по реализации — я на связи в формате консультации/сопровождения. Прайс прилагаю.» Но у меня это не всегда срабатывает, увы... Ты завершил(-а) проект. Всё передано: планы, визуализации, ведомости.
Без авторского надзора. Без комплектации. Без какой-то минимальной оффлайн поддержки в чате. Чертежи - в архив, фокус
Оглавление

Накипело.

Проект сдан, всё передано, финальная папка закрыта, ты уже давно мыслями в других проектах — но клиент всё ещё пишет. Знакомо? Полезно?
Тогда жми "лайк" и подписывайся.

В этой статье — мой опыт, наблюдения и конкретные шаги,
как не становиться бесплатной техподдержкой на месяцы вперёд.

💡 Подсказка: формулировки про границы и сопровождение лучше произносить ещё ДО сдачи проекта. Чтобы не быть «злой дизайнеркой, которая вдруг перестала отвечать», а профессионал, у которого есть структура и формат.

Можно даже включить шаблонную фразу для финального письма:

«Поздравляю со сдачей проекта! Всё, что входит в договор — передано. Если в дальнейшем появятся вопросы по реализации — я на связи в формате консультации/сопровождения. Прайс прилагаю.»
Но у меня это не всегда срабатывает, увы...

Итак, когда проект сдан, но клиент продолжает писать...

Ты завершил(-а) проект. Всё передано: планы, визуализации, ведомости.

Без авторского надзора. Без комплектации. Без какой-то минимальной оффлайн поддержки в чате.

Чертежи - в архив,

фокус - на новые задачи.

Казалось бы — точка!? Но нет, клиент продолжает писать:

«Доброе утро! На визуализациях полочка над нишей, а в чертежах — под ней. Объясни как так, пожалуйста».

Один вопрос — потом другой, и ты снова в проекте, к которому формально уже не имеешь отношения. Где-то 5 мин, где-то 15-30 мин, чтобы поднять документацию, вспомнить. А где-то может и больше.

Знакомо?

Почему так происходит?

В целом: это вопрос границ и роли дизайнера.

Разберем вначале роль: проект сделан без авторского надзора, это значит:

ты передаёшь готовый результат, и дальше не несёшь ответственность за реализацию.

Однако многие клиенты (особенно без опыта стройки и ремонта и, особенно, которые обратись к дизайнеру впервые) не отличают дизайн от "всегда быть на связи и всё объяснять до конца ремонта".

Они воспринимают тебя как
пожизненный справочник по проекту, потому что у них нет других ориентиров (ну, а ты еще и автор).

Такая вот ирония: некоторые клиенты, кажется, мысленно подписывают с дизайнером контракт:

«До окончания ремонта и ещё 40 дней после — будь на связи и объясняй, почему на картинке вазочка стоит не слева, а справа».

Конечно, ты об этом не знал(-а).

Что можно сделать:

1. Понять, что, да, так бывает и в 90% случаев для России - норма. Но изменить ситуацию можно, начав с себя. Давайте вспомним, когда у нас появились "дизайнеры интерьеров" и понятие "дизайн-проекта", ну совсем недавно, верно? Даже пол века нет.

Значит, мы все еще в процессе "оттачивания" навыков в этом взаимодействии. Я вижу в чатах дизайнеров жалобы на клиентов, а клиенты бывает обращаются к моему другу-юристу...война, из-за недопонимания и не уважения друг друга.

Надо помнить, что так будет всегда, если у:

  • клиента нет технадзора или грамотного прораба;
  • нет в окружении друзей, которые бы помогли тем же самым "советом";
  • не проговорены границы: «где заканчивается моя работа».

Клиент не «плохо ведёт себя» — он просто не понимает, как устроена работа дизайнера. И сколько времени скрыто за каждым решением, вариантом.

Им страшно.
Когда дело доходит до реализации, у клиента включается тревога: «А вдруг что-то пойдёт не так?»

И интуитивно он тянется к тебе, как к якорю. Ты ведь всё знаешь, ты же это придумала, а значит просчитала на несколько шагов вперед - "в будущее".

Но важно различать — где страх, а где уже привычка пользоваться твоими ресурсами.

2. Найти баланс между доброжелательностью и границами.

Можно ответить 1–2 раза, но если это переходит в регулярные сообщения — стоит ввести правило:

💬 Пример:

«Рада, что вы так внимательно смотрите проект. Отвечу на этот вопрос, но хочу напомнить, что дизайн-проект был заключён без авторского надзора и без сопровождения. Если в процессе реализации появляются сложности, я могу подключиться в формате консультации (разовая или сопровождение).»

  • И это нормально установить границы даже постфактум.

Как манипулируют клиенты?

Они запускают игру в вину и долги. Знаете, я это видела даже в больших дизайн-бюро с масштабными проектами, и это меня потрясло до глубины души:

  • Сначала ставят под сомнение твою работу: «А почему на визуализациях одно, а на чертежах другое?»
  • Потом намекают на якобы ошибки: «Нам теперь переделывать! Это же косяк!»
  • Или начинают играть в игру "нравится - не нравится" и перекидывать мяч туда-сюда: "этот цвет не такой розовый как нам бы хотелось видеть в проекте(!)".
  • И заканчивают просьбой «помочь» или «объяснить»: «Объясни идею, почему так, а не вот так. Нам важно понимать...»

🧠 Скрытый посыл:

«Ты накосячил (-а) или накосячили, теперь разруливай (-те). Бесплатно.»

Типичные фразы, которые еще могут встречаться (а вы пишите свои в комментариях):

  • «А почему на визуализации так, как будто больше метров, а у строителей получается иначе?»
  • «Мы тут подумали, может, перепланировку чуть-чуть поменять?»
  • «Не могу найти на чертеже вот это — подскажешь?»
  • «Мы хотим переделать барную стойку, вы ее рисовали — подскажите, как лучше?»
  • И так далее.

В чём риск для тебя?

  • Ты начинаешь оправдываться.
  • Ты втягиваешься обратно в работу — за свой счёт и без благодарности.
  • Ты теряешь уважение к себе и мотивацию к дизайну.
Обрати внимание: после твоего ответа может даже не быть простого человеческого "спасибо". Это тревожный сигнал.

Как на это реагировать:

1. Спокойно, без эмоций.

Принять: клиент может манипулировать, но ты — не обязан (-а) включаться.

2. Отделять факты от эмоций.

Если действительно была неточность — признать. Но
если клиент просто интерпретирует — это его страхи, не твоя вина.

3. Чётко формулировать границы.


«Проект был завершён в рамках договора. Объяснения и правки вне него — на платной основе. Могу подключиться в формате консультации, если нужно.»

.....................................................................

✍️ Мне важно говорить об этом — чтобы у дизайнеров было больше уважения к своему труду.

Чтобы мы не прятались за вежливость и чувство вины, а чётко говорили: где работа закончена, и где начинается новая.

Потому что «просто объясни» — это не просто вопрос. Это тест на твою профессиональную самооценку.

И впредь — проверь и прописывай в своем договоре, что:
ты оказываешь проектирование
без последующего сопровождения,
все консультации после сдачи —
оплачиваются отдельно (по тарифам и понятным объемам твоего времени).

.....................................................................

Как можно зарабатывать на таких пост-подключениях:

если коротко,

Нужно не просто отмахиваться, а вести клиента в удобный для себя формат:

  • Разовая консультация (30 мин / час по зуму, телемосту и проч): собираем все текущие вопросы и разово решаем.
  • Поддержка дистанционно в Telegram, WhatsApp на 1 неделю, на 1 месяц или на весь срок отделочно-строительных работ.
  • Разовый выезд на стройку.
  • Авторский надзор по подписке (можно в чате с прорабом).

Пример фразы:

«Если вам нужна помощь по проекту на этапе стройки — давайте договоримся на формат. Я могу подключаться в виде разовых консультаций или сопровождать стройку за отдельную плату.»

Или нужна обширная статья? Пишите в комментариях.