Найти в Дзене
Книга ботаника

Вёх ядовитый. Химический состав и случаи отравления. Часть 2.

Так ли ядовит вёх, как все про него думают? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно покопаться в химическом составе растения и порыться в его биологически активных веществах. Во вёхе содержатся терпеноиды: в корнях и корневище — фелландрен, а в плодах — α-пинен, β-пинен, γ-терпинен, n-цимол, мирцен и куминовый альдегид. Фенолкарбоновые кислоты в корнях и корневище представлены хлорогеновой и кофейной кислотами. В корнях и корневище содержится кумарин бергаптен, а в плодах — кумарины умбеллиферон и скополетин. Флавоноиды в надземной части, соцветиях и плодах представлены кверцетином и изорамнетином; в надземной части и плодах — кемпферолом и рутином. Полиацетиленовые соединения представлены виролами А, В, С, а в корнях, корневище и надземной части содержатся цикутотоксин, изоцикутотоксин, цикутол, изоцикутол, цикудиол, фалькаринол и фалькариндиол. В плодах присутствуют жирные кислоты: капроновая, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, петрозелиновая, линолевая, линоленовая.

Так ли ядовит вёх, как все про него думают? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала нужно покопаться в химическом составе растения и порыться в его биологически активных веществах.

Во вёхе содержатся терпеноиды: в корнях и корневище — фелландрен, а в плодах — α-пинен, β-пинен, γ-терпинен, n-цимол, мирцен и куминовый альдегид. Фенолкарбоновые кислоты в корнях и корневище представлены хлорогеновой и кофейной кислотами. В корнях и корневище содержится кумарин бергаптен, а в плодах — кумарины умбеллиферон и скополетин. Флавоноиды в надземной части, соцветиях и плодах представлены кверцетином и изорамнетином; в надземной части и плодах — кемпферолом и рутином.

Полиацетиленовые соединения представлены виролами А, В, С, а в корнях, корневище и надземной части содержатся цикутотоксин, изоцикутотоксин, цикутол, изоцикутол, цикудиол, фалькаринол и фалькариндиол.

В плодах присутствуют жирные кислоты: капроновая, пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, петрозелиновая, линолевая, линоленовая.

В эксперименте кумарины корней проявили противоопухолевую активность в отношении клеток асцитного рака Эрлиха.

Вирол А, цикутотоксин и его производные оказали нейротоксическое действие. Отдельно цикутотоксин и его производные проявили судорожное действие.

В целом, по вышеприведенной биологической активности основной компонент ядовитого вёха, способный доставить смертельные проблемы, отчетливо виден — и это цикутотоксин.

Соединение представляет собой безазотистое, смолистое вещество, растворимое в эфире, алкоголе, хлороформе, а также в значительном количестве — в кипящей воде.

Цикутоксин не разрушается ни под воздействием высокой температуры, ни при длительном хранении.

-2

Вещество откладывается преимущественно в корневище растения: в свежем — до 0,2%, в высушенном — от 1,5 до 3,5%.

По своему действию на организм цикутотоксин принадлежит к числу спазмолитических ядов, которые действуют на центры продолговатого мозга: сначала возбуждая их, а затем угнетая.

Первые сведения о токсичности цикуты были опубликованы J.J. Wepfer в книге «Cicutae Aquaticae Historia Et Noxae Commentario Illustrata» (1679 г.).

Наиболее обстоятельное исследование ядовитых свойств вёха было произведено в 70-х годах XIX века Р. Бёмом, который в 1876 г. и предложил название «цикутотоксин» для ядовитого начала вёха.

Первоначально токсичность цикутотоксина Бём установил в отношении лабораторных животных (кошек): смертельная доза для которых определилась в 7 мг внутривенно и в 50 мг перорально на 1 кг веса животного.

В 1953 г. было установлено, что цикутотоксин является алифатическим насыщенным спиртом с двумя тройными связями, конъюгированными с тремя двойными связями и двумя гидроксильными группами.

Н.Г. Кожемякин (1954) установил, что смертельная доза высушенного корневища для разных видов животных колеблется от 0,1 до 0,83 г на 1 кг живой массы. По современным данным, DL50 цикутотоксина для мышей при внутрибрюшинном введении составляет от 2,8 до 9 мг/кг.

-3

Распределение цикутоксина в растении во время вегетации, а также зависимость его содержания в корневище от почвенных и других условий в настоящее время более или менее выяснена.

На территории нашей страны вёх ядовитый однозначно заберет первенство самого известного ядовитого растения.

Возможно, ядовитая популярность вёха началась с предположений о включении растения в состав Сократова кубка (смесь ядов, которой в 399 г. до н.э. был отравлен Сократ); а возможно, крестьяне, хватающиеся за голову от вала скота, наевшегося вёха, передавая из уст в уста весь наблюдаемый ими ужас смерти от растения, вырастили из вёха главного зеленого жнеца средней полосы.

Так или иначе, вёх действительно смертельно ядовит — на его долю приходится около 6–10% отравлений от всех случаев отравлений людей ядовитыми растениями.

Авторы токсикологической литературы не скупятся на публикации конкретных случаев отравления вёхом, и некоторые из них я приведу ниже, чтобы сформировать у читателя масштаб опасности, исходящей от растения.

Отравления сельскохозяйственного скота наблюдаются главным образом ранней весной, когда из-за отсутствия другой зеленой растительности животные съедают побеги вёха и вместе с ними легко захватывают корневища.

В начале восьмидесятых годов XIX века в специальной работе (Постик Б., 1883) указывалось на молодые растения вёха как на причину массовых заболеваний крупного рогатого скота с признаками острого гастроэнтерита в Калужской губернии.

В августе и сентябре 1930 года вблизи г. Молотова (ныне Пермь) Пермской области от отравления цикутой на пастбищах погибло свыше 400 голов скота.

В Волгоградской области (с. Мало-Матышево) в ноябре 1937 года отравилось 43 головы крупного рогатого скота при пастьбе на высыхающем болоте.

1 октября 1939 года в Белоярском районе Свердловской области в колхозе «Красный сеятель» во время пастьбы скота на сенокосном лугу по берегу реки Пышмы отравилось цикутой и пало несколько голов крупного рогатого скота.

В 1944 году от поедания цикуты отравилось стадо коров в 30 голов на пастбище около деревни Потапка, Верхнетавдинского района Свердловской области.

В 1945 году в деревне Большое Городище, Верхнетавдинского района Свердловской области, на сыром лугу у мельницы отравилось много овец и несколько коров.

-4

В 1952 г. в Кировоградской области возникло отравление свиней после однодневного выпаса по болотистому берегу реки.

В 1952–53 гг. в с. Б. Марха (б. Якутский район) вёхом отравилось 19 коров, из числа которых 5 пало и 3 было вынужденно забито.

Осенью 1952 г. на участке Кумах (совхоз «Янский» Янского района) пало одновременно 123 головы крупного рогатого скота.

И если к сельскохозяйственному скоту вопроса, почему у тех во рту оказывается неизвестное растение, не возникает, то людям такой вопрос задать все-таки хочется.

Уже в 1911 г. были опубликованы данные о 27 случаях отравления людей цикутой, из которых 21 закончился летальным исходом.

Л. А. Беликов (1956) описал отравление цикутой группы рабочих, направленных в апреле на сельскохозяйственные работы.

Бундшу и Доминок (1962) описали 78 отравленных, из которых погибли 33 человека.

А. И. Скипетров (1967) сообщает об 11 случаях отравления цикутой, в четырех из которых пострадавшие скончались.

В 2000 г. в Псковской области произошла трагедия с участием ядовитого вёха. Школьники выезжали на природу, ели мясистые корневища растения, лежащие прямо на поверхности почвы. В результате одна школьница погибла на месте, 11 школьников срочно были госпитализированы с диагнозом «сильное отравление».

Интересный случай смертельного отравления вёхом описал фитотерапевт Корепанов, ссылаясь на Л.Г. Воронкову, заведующую судебно-медицинским отделением Алтайского бюро судебной медицины.

По данным Воронковой, 58-летняя жительница г. Барнаула для лечения больных ног накопала и настояла в горячей воде корневища ядовитого вёха. Делая горячие ванны для ног, женщина накрылась над емкостью с настоем одеялом. Через 30 минут ее обнаружили без признаков жизни. Случай необычен тем, что случаи смертельного отравления летучими ядовитыми веществами вёха еще не описаны.