Что-то пошло не так - кажется, под этим девизом и прошёл весь вечер в Юрмале, где на сцене якобы происходило культурное событие. Но вместо ожидаемого эстрадного изыска публика получила целую симфонию конфуза, оркестрованную Максимом Галкиным* (признан иноагентом), при участии Лаймы Вайкуле и ехидно смеющейся Аллы Пугачёвой.
Запинающийся Галкин*
Ему предложили всего-навсего - пару вопросов на украинском. Галкину* этого хватило, чтобы впасть в лингвистическую панику. Взгляд заметался, лоб вспотел, а руки потянулись к плечам, будто он ожидал атаки словарного штурма. Мучительно извлекая звуки из себя, он произносил фразы, больше похожие на шарады, чем на речь: «Обовязково прииду в Кыев». И потом так жалостливо и на русском - «Если разрешат».
Примадонна, не привыкшая к подобным театральным провалам, едва не рухнула на пол от хохота. «Учил, учил и все забыл!» - прорезалось сквозь её судорожные смешки, когда она пыталась спастись от приступа веселья. Съёмки этого эпизода уже облетели интернет, вызвав волну комментариев, в которых доминировали сожаление, насмешка и испанский стыд.
Языковое фиаско и культурная амнезия
Максим, видимо, хотел создать иллюзию многоязычия и причастности к новой реальности. Однако всё выглядело скорее как репетиция перед школьной стенгазетой. Зрители недоумевали: если уж берёшься демонстрировать владение языком - делай это уверенно. А не так, словно тебя застали врасплох у холодильника в три часа ночи. Комментарии не заставили себя ждать:
- «Это было мучительно. Как для него, так и для нас».
- «Ни иврит не освоил, ни украинский. Может, стоит подучить?»
- «Зачем лезть, если не умеешь?»
Вайкуле: танец отчаяния и ностальгии
И вот - на сцене сама хозяйка мероприятия. Лайма Вайкуле появилась, будто сбежала с витрины магазина новогодних костюмов: всё блестит, всё переливается, но при этом не спасает от звучащей фальши. Песня с фальшивыми нотами, странные движения , да и настроение песни шло куда-то явно в противоположную сторону.
Многие в зале начали подозревать, что певица до выхода на сцену прикоснулась к рюмочке. Её голос вибрировал на грани тонального срыва, а танец напоминал борьбу с воображаемыми комарами. «Лайма, ты ли это? Где твоя сцена, где твоя энергетика?» - шептались в первом ряду, не в силах скрыть разочарования.
Кстати, даже Андрей Данилко - тот самый Верка Сердючка - проигнорировал фестиваль. Это, похоже, стало точкой в попытке сделать "Рандеву" хоть сколько-нибудь актуальным. Без ярких участников всё действо напоминало провинциальный утренник с завышенными амбициями. А ведь этот фестиваль, по задумке Вайкуле и латвийских властей, должен был стать полноценной заменой "Новой волны" Игоря Крутого. Смешно - не тот размах!
Рандеву или рейв под занавес?
Продюсер Леонид Дзюник оказался одним из немногих, кто решил называть вещи своими именами:
«Этот фестиваль - скорее сбор одноклассников из прошлого века. Лайма зовёт тех, кого в нормальных странах уже давно не зовут. Даже в Риге про это мероприятие никто толком не знает. А когда у неё в зале сидела Пугачёва - У Лаймы не хватило денег ей на гонорар. Пришлось Галкину* выходить, что-то петь на корявом латышском».
И ведь правда. Атмосфера напоминала не звёздный фестиваль, а экстренное собрание артистов, у которых сгорели билеты домой.
Кто, кто - Пугачёва в пальто
Алла Борисовна, словно вынырнувшая из прошлого, появилась в белом пальто и жемчужных украшениях. Она не выступала, не пела, не вела - она просто наблюдала. И, судя по выражению лица, наблюдала с таким видом, будто смотрела сериал, где все роли исполняют её бывшие кавалеры.
Внимательные зрители отметили: походка уже не та, движение тяжёлое. Но язвительность - по-прежнему отточена, как скальпель хирурга. Особенно в момент, когда Галкин* пытался на украинском выразить тоску по сцене.
«Золотые браслеты, а голоса нет - как Яшка-цыган на гастролях», - подметили в кулуарах.
Провал с отголосками неловкого смеха
Что получилось в итоге? Громкий фестиваль оказался бледной пародией. Ни огонька, ни страсти - лишь неловкие попытки воспроизвести успех прежних лет. Всё было на месте - костюмы, свет, звуки - а вот душа мероприятия, похоже, осталась где-то между 1998 и 2005 годом.
Максим Галкин*, с его лингвистическим выступлением и паническими жестами, стал невольным символом этого краха. Лайма, увы, утратила былую грацию. А Примадонна - единственная, кто, по сути, сыграла по-настоящему убедительно, даже не выходя на сцену.
И что же дальше? Очередной фестиваль? Очередной конфуз? Или всё-таки пора уходить достойно, пока хоть кто-то помнит времена, когда эти звёзды действительно светили?
Пишите, что думаете. Подписывайтесь на канал - дальше будет жарче. Ведь шоу-бизнес умеет удивлять. Иногда - даже неумело.
*признан иноагентом