Найти в Дзене

Алексей Ципордей: «Туризм ждут непростые времена»

Своим мнением с «Деловым кварталом» поделился генеральный директор компании «Вита Трэвел» Алексей Ципордей.

Алексей, в последние пять лет на туристическую отрасль выпали серьезные испытания: пандемия, изменение курса валют, инфляция и прочее. Как, на ваш взгляд, чувствует себя бизнес в сфере организации путешествий?

— Ситуация стала более предсказуемой, но проблемы есть. Прежде всего, это тотальный кадровый голод, периодическое повышение цен и инфляция. Основным вызовом на перспективу для внутреннего туризма является возможность открытия новых направлений за рубеж. В связи с этим возникнут сложности касательно авиапарка. Так как много самолетов находится под санкциями, их не хватает. Также усугубляются проблемы с запчастями, которые завозят обходными путями. Некоторые суда становятся, по сути, донорами. Положение дел может стать критическим уже года через три, когда рынок будет ощущать нехватку перевозки. В результате может сократиться количество направлений и произойти существенный рост цен на перелеты. Простого решения не видится: чтобы начать строить по-настоящему собственные самолеты, нужно лет 10, а пока мы остаемся заложниками геополитической обстановки.

Вообще, в туризме обычно года три бывает всё хорошо, потом происходит кризис, проходит лет пять-шесть, и снова что-то случается. В основном бизнес адаптировался к этому.

Туристические компании, агентства и операторы сейчас уверенно работают на челябинском рынке?

— Вполне! Массовые закрытия и тем более банкротства не ожидаются. Те, кто адаптировался после пандемии и дожил до 2023 г., собирают плоды и получают долю тех, кто освободил рынок. Сложнее всего тем, кто развивает только одно направление, например, автобусные или заграничные туры: рано или поздно они столкнутся с тем, что эта сфера может переполниться. Также нужно чтобы демпинг со стороны новичков не подкосил весь бизнес.

С 2024 г. предприниматели поняли, что рынок оживился и на туризме снова можно зарабатывать, поэтому стали появляться новые игроки. При этом рост турпотока не снижается, хотя он уже не такой активный, как в первый постковидный период.

В ближайшее время мы увидим, как в целом экономика замедляется. Из-за высоких кредитных ставок промышленники, айтишники, строители говорят о том, что заказов и продаж становится меньше. Это всё огромный пласт экономики. Соответственно, это приведет к цепочке снижения доходов населения, сокращению рабочих мест. Значит, наши клиенты начнут меньше тратить. Думаю, туризм начнет это ощущать уже в первой половине следующего года. Охладить экономику совсем безболезненно невозможно, надеюсь, федеральным властям удастся это сделать с минимальными проблемами.

Как челябинские компании включены в российский и международный туризм? Это дает им какие-то возможности или больше доставляет проблем?

— Коллеги из структур, отвечающих за развитие туризма в Челябинской области, часто приглашают нас, представителей турбизнеса, на различные встречи и конференции по ВКС, например, с белорусами, с другими регионами, такими как Тюмень, Пермь и др. Однако каждый туроператор, хоть и говорит на встречах о сотрудничестве, всё же больше нацелен на прием гостей. В итоге ожидаемого результата нет. На мой взгляд, в вопросах такого взаимодействия нужны централизованные решения и вовлечение большего количества туроператоров. Хорошо бы взять два-три региона и проработать с ними взаимные маршруты и варианты логистики, состыковать их с расписанием транспорта.

Туроператору нужен регулярный и понятный турпоток. Одним только подписанием соглашений с другим регионом этого не добиться. Усилиями двух компаний такие проекты реализовать невозможно. Локомотивом могут выступать региональные власти, а для этого нужны долгосрочная стратегия и выстраивание «рельсов», по которым будет двигаться частный бизнес, причем не хаотично, а по понятным правилам и с минимизацией тех рисков, на которые бизнес без представителей региона сам влиять не сможет.

Какие направления для путешественников уровня успешных бизнесменов и топ-менеджеров сегодня являются наиболее востребованными?

— Что-то необычное, граничащее с хайпом. Все страны и острова уже известны. Если есть время и деньги, получить визу и долететь можно куда угодно. Для массового путешественника, если появились чартеры и что-то стало дешевле, это становится популярно. Не могу сказать, что появилось какое-то новое направление для ВИП-клиентов: люди продолжают ездить по тем местам, где они не были, чтобы поставить галочки на карте мира. Разбавляют свои туристические программы экстримом: рафтинг, сплавы, горы и т. п. Те, кто любит более спокойный отдых, стараются побывать в нескольких странах за одно путешествие, которое может существенно превышать привычные две недели. Преобладает индивидуальная работа.

Ранее в ООН заявили, что рынок международного туризма на 99% вернулся к допандемийному 2019-му…

— Внутренний туризм, я бы сказал, вздохнул полной грудью еще раньше, потому что были закрыты границы. Развитие получили Дагестан, Калининград, Камчатка, Алтай и др. Москва не останавливается в развитии в плане туризма. Если говорить о выезде россиян за границу, то тут ситуация пока иная: он не восстановится до тех пор, пока не будут сняты ограничения для наших авиакомпаний, в том числе на обслуживание самолетов. Думаю, даже Азия еще лет 5–7 не компенсирует трафик, который был в Европу.

Вывоз туристов за пределы России таит немало рисков: ковид, СВО, военные действия между различными странами… К чему нужно быть готовыми туркомпаниям, туроператорам, которые отправляют туристов за границу? И какие используются механизмы защиты или страховки?

— В условиях СВО одна из новых тактик противника — это перегрузка аэропортов, срыв перевозок. Это нанесение экономического ущерба, прежде всего авиакомпаниям. Если это продолжится, то станет сильным ударом по туротрасли, потому что перевозчики будут закладывать свои убытки в стоимость билетов.

К тому же мы получаем много сломанных программ отдыха: клиенты не заселяются вовремя, а гостиницы не могут заранее продать места на это время и пустуют плюс выплачивают возмещение. Страховые тоже понимают растущие риски и будут повышать стоимость договоров. В целом для отрасли это окажется серьезным вызовом при продолжении подобного уровня задержек, а для авиаотрасли может быть критическим при его усилении.

Как, на ваш взгляд, на отрасль туризма повлияет переориентирование застройщиков на возведение апартаментов, особенно в туристических локациях? Сейчас этот тренд набирает обороты.

— Это может поменять ситуацию в сфере коллективных средств размещения, но нескоро. Посуточная аренда, в том числе через специальные онлайн-сервисы, — это тренд, который начал развиваться в середине 2010-х и будет развиваться еще несколько лет, потому что у нас есть дефицит гостиниц, номеров. Туристы ищут варианты, где можно пожить на время отдыха. Даже при условии, что часть этого рынка работает по серым схемам и бюджет недополучает налоги, он пока остается востребованным.

Апартаменты — это и некое спасение от резкого скачка цен на размещение. Наличие выбора для туриста — это плюс. Проблемой это станет только тогда, когда будет, если можно так сказать, общий существенный переизбыток койко-мест на курорте по сравнению с турпотоком.

Какие можно назвать точки роста для туристического бизнеса в Челябинской области?

— Первое — это средства размещения практически на любой сегмент: бюджетный, средний и ВИП. Да, пока их не хватает, но есть возможности для инвестиций, и этот сегмент будет расти.

Всё, что касается приема туристов, основные регионы-гости — это Башкортостан, Свердловская область, Тюмень и те, с кем есть прямое сообщение: Москва, Санкт-Петербург, Казань. Московский турист достаточно голодный на разные регионы, и Челябинская область может заинтересовать его прежде всего горнолыжными курортами, экотуризмом, посещением озер. Нам московские гости предпочтительны: они платежеспособные и проявляют интерес, когда узнают про наши каменные реки, красивые горы и т. п., нет проблем с перелетами. Привлечение туристов из других регионов — очень многофакторная проблема, требующая координации всех участников турсферы в регионе и планирования минимум года на три-четыре вперед.

Читайте также на CHEL.DK.RU: Алексей Ципордей назвал правила организации качественного отдыха в 2025 г.

Подписывайтесь на нас в Telegram.