Найти в Дзене

Княгиня Ольга. Гл.2. Дипломатическая поездка княгини Ольги в Царьград.

Подготовка к запланированному плаванию летом 957 года начиналась ещё зимой, а с приходом весны, когда лёд на Днепре и его притоках таял, ладьи спускали на воду и отправляли в Киев и Вышгород. Там их оснащали всем необходимым для предстоящего длительного путешествия.
Ладьи длиной около 25 метров и шириной около 4 метров, без палубы, но с кожаным тентом для защиты груза и экипажа. Строительство ладьи было таким: корпус был долбленым из цельного дуба, борта наращивались внахлест для увеличения вместимости и обшивались досками внахлест со скреплением деревянными или металлическими гвоздями. Ладья оснащалась съемной мачтой для плавания по рекам и имела низкий нос. На каждом весле работали по два гребца, всего от 36 до 44 человек в зависимости от размеров судна. Ладья могла перевозить до 15 тонн груза и вмещала от 40 до 60 человек. Ладья была устойчивая, вместительная и способна плавать как по рекам, так и по морям. На некоторых ладьях на деревянном
Княгиня Ольга
(Крещение),
– Худ. С. А. Кириллов, 1993 г.
Княгиня Ольга (Крещение), – Худ. С. А. Кириллов, 1993 г.

Подготовка к запланированному плаванию летом 957 года начиналась ещё зимой, а с приходом весны, когда лёд на Днепре и его притоках таял, ладьи спускали на воду и отправляли в Киев и Вышгород. Там их оснащали всем необходимым для предстоящего длительного путешествия.
Ладьи длиной около 25 метров и шириной около 4 метров, без палубы, но с кожаным тентом для защиты груза и экипажа. Строительство ладьи было таким: корпус был долбленым из цельного дуба, борта наращивались внахлест для увеличения вместимости и обшивались досками внахлест со скреплением деревянными или металлическими гвоздями. Ладья оснащалась съемной мачтой для плавания по рекам и имела низкий нос. На каждом весле работали по два гребца, всего от 36 до 44 человек в зависимости от размеров судна. Ладья могла перевозить до 15 тонн груза и вмещала от 40 до 60 человек. Ладья была устойчивая, вместительная и способна плавать как по рекам, так и по морям. На некоторых ладьях на деревянном предпечье устанавливали небольшую кирпичную печь которая топилась по-черному.
В носовой части ладьи, принадлежащей княгине Ольге, был оборудован специальный помост, покрытый мехом, на котором можно было сидеть и лежать. Дощатые перегородки служили защитой от ветра и волн, а сверху устанавливался водонепроницаемый кожаный тент, эффективно защищавший от дождя и неблагоприятных погодных условий. Перед отплытием на ладьи загружали воду в бочках, мясо вяленое и сушеное, копченую и сушеную рыбу, сушеные лепешки, сухие овощи, зерно, мед в бочках, сушеные фрукты, медовуху и пиво.
В середине июня 957 году княгиня Ольга отправилась с дипломатической миссией водным путем в Царьград, столицу Византийской империи. Княгиня Ольга осторожно спустилась по мосткам в ладью и, опираясь на плечи дружинников, прошла на корму, где для нее был приготовлен уголок. Он ей понравился. Тронула рукой занавесу, которой можно было закрыться от тех, кто сидел в ладье, сдвинула ее и раздвинула. Она остановилась и внимательно осмотрела его, и он ей понравился.
— Что же, как-нибудь доплывем до Царьграда, — сказала княгиня.
В составе её свиты, насчитывавшей около тысячи человек, из них было в составе посольства около ста человек, она направилась в Византию, неся с собой богатые дары для императора. Путь, пролегавший вниз по Днепру к Черному морю. Охрана располагалась на ладьях, а у всех днепровских порогов всех людей высаживали из ладей на берег и выводили лошадей так же на берег, их было не менее 20. Стража охраняла суда от нападения печенегов, которые могли находиться в засаде. Княгиня Ольга и обслуга ехали верхом на конях, пока не пройдут пороги, а ладьи длиной тащили волоком у кромки берега. Пороги заканчивались у современного города Запорожье и далее плыли в устье Днепра, оснастив ладьи парусами с княжеским гербом или орнаментом, днепровский лиман, через днестровский лиман - в Днестр, затем к притоку Дуная - Селине, и везде по берегу Селины печенеги бегут за ладьями русов. Затем - в устье Дуная, по рекам Варне, Дичине (это уже безопасная болгарская земля); наконец, земля ромеев - область Месемврия (современный Несебр, Болгария) и вдоль побережья Черного моря до Царьграда. Путь по водным артериям, занял примерно сорок дней до входа каравана русских ладей (не менее 30) в бухту Золотой Рог. В пути княгиня Ольга подолгу говорила со священником Григорием болгарского происхождения о Христе и христианской вере. Княгиня считала, что именно христианство даёт силу могучей империи Царьграда. Она сказала, что без просвещения нет высокой любви между людьми. Необходимо посылать юношей в науку в Болгарию, а также развивать образование в Киеве и других городах. Киеву и другим городам требуются русские писари и учителя; также необходимо больше строить храмов не только в Киеве, но и в других городах.
- Хочу увидеть всё своими глазами, - сказала княгиня священнику Григорию. 9 сентября состоялось официальная аудиенция, на которой княгиня была принята императором Константином VII Багрянородным в Золотой палате Большого дворца. Церемония, характеризующаяся присущей византийскому протоколу пышностью, прошла с соблюдением всех необходимых формальностей. Император восседал на троне, когда Ольга в сопровождении своих близких родственниц, послов и купцов вошла в зал и поклонилась императору, она преподнесла щедрые дары. Император Константин, следуя этикету, не произнес ни слова, а его речь представляла собой тщательно подготовленное выступление придворного, призванное подчеркнуть значимость визита и задавшего княгине несколько предписанных этикетом вопросов - о ее здоровье, ее вельмож и благоденствии ее страны. На этом аудиенция завершилась. В тот же день княгиня была удостоена чести встречи с супругой императора, императрицей Еленой на своей половине дворца, куда явился также император Константин VII с детьми, сыном Романом (19 лет) и дочерьми. После обмена подарками Ольгу и её спутниц провели в покои для отдыха. Впоследствии состоялась более детальная беседа с императором Константином, в ходе которой обсуждались вопросы двусторонних отношений и подтверждения мирного договора. В знак уважения к гостье императрица Елена устроила торжественный обед, по завершении которого гостям были вручены дополнительные дары. Ключевым событием визита княгини Ольги в Константинополь стало её крещение в главном храме Византийской империи - соборе Святой Софии. Таинство крещения совершил Константинопольский патриарх Полиевкт. В знак своей приверженности новой вере княгиня преподнесла храму золотое богослужебное блюдо, что стало символом её духовного преображения и укрепления связей с Византией. Вернувшись из Константинополя, княгиня Ольга способствовала распространению христианства на Руси. Ее внук, князь Владимир, воплотил ее мечту, проведя крещение всей Руси в 988 году. В России 28 июля ежегодно отмечают день памяти крестителя Руси.