Текст: Андрей МУСАЛОВ
В 1940-е годы рыбаки Каспия обеспечивали от 30 до 50 процентов всего всесоюзного улова. После того, как в ходе войны Балтийский и Азово-Черноморский бассейны были заняты врагом, а Баренцево море стало ареной сражения, рыбакам региона предстояло покрыть недостаток морепродуктов, для чего трудовые коллективы работали в несколько смен.
Трудовой фронт
Помимо снабжения фронта рыбой предприятия Каспийского региона осваивали новые виды продукции: рыбной муки, пресервов из соленой сельди, концентратов, консервов с томатным соусом и маслом. А на одном из старейших в Астраханской области Оранжерейном рыбокомбинате в 1942 году наладили выпуск сухарей из щуки, сазана и судака. Кроме продовольствия фронту требовалась сопутствующая виды продукции, например — рыбный клей. Он широко применялся в советской авиационной промышленности — для проклейки фанерных и деревянных деталей самолетов.
Для выполнения задачи по снабжению фронта, рыбаки не жалели себя — уже по итогам 1941 года производительность труда превысила довоенную на 57%. К 1943 году производительность рыбоперерабатывающей промышленности только астраханского региона возросла в 1,5 раза и составила 3, 3 млн. центнеров. Всего же за годы Великой Отечественной рыбные промпредприятия Астраханской области отправили на фронт 1270 железнодорожных составов продукции.
Не отставали и рыбаки Казахской ССР. В системе рыбной промышленности Гурьевской области работали рыбоконсервный комбинат имени Ленина, Баутинский рыбокомбинат, Чертомбайский рыбозавод, База государственного лова имени С. Кирова, два завода по обработке рыбы Урало-Каспийского треста, Каспзверрыбтрест на Мангышлаке, восемь плавучих рыбозаводов, моторно-рыболовецкая станция, 63 рыболовецких колхоза. В них трудилось около 20 000 рабочих, колхозников и служащих.
Всего за период войны рыбаки Урало-Каспийского бассейна дали Родине около 3 000 000 центнеров копченой, сушеной, вяленой и замороженной рыбы, тюленьего жира, рыбных сухарей, круп, консервов из рыбной печени и т.д.
Поскольку после начала войны большинство мужчин было мобилизовано на фронт, большую часть коллективов составляли женщины, старики и подростки. В 1941 году по инициативе женщин Камызякского района в Астраханской области стали формироваться женские рыболовецкие бригады. В 1941 году в колхозах АРКСа (Астррыбакколхозсоюза) на рыбодобыче трудились 5199 женщин, в том числе 2210 человек — в море. Таким образом на женские плечи легла не только рыбопереработка, но и добыча водных биоресурсов.
В соседней Казахской СССР к концу 1942 года в колхозах на рыбных промыслах самоотверженно трудились почти 16000 рыбачек. А на рыбоконсервном комбинате, Чертомбайском и Баутинском рыбозаводах — 1326 женщин.
Многие из тружениц активно осваивали профессии, прежде считавшиеся мужскими. По архивным данным к осенней путине 1942 года 77 колхозниц Астраханской области освоили специальность «моторист рыболовецкого сейнера». Многие становились капитанами сейнеров и мотоботов. Всего же во время войны в регионе рыбодобыче было задействовано 11 000 женщин и 3000 подростков.
Угроза с воздуха
Гитлеровцы прекрасно осознавали важность Каспийского бассейна как источника продовольствия и потому их авиация непрестанно бомбила и обстреливала рыболовецкие суда. Самым напряженным для каспийских рыбаков стал 1942 год, когда гитлеровцы дошли до Сталинграда и Кавказа. В результате рыбные промыслы в устье Волги и на Северном Каспии оказались в сфере досягаемости вражеской авиации. Тихоходные и безоружные плавучие базы, сейнеры и мотоботы были легкой мишенью для немецких летчиков.
Для обороны от вражеских самолетов 50 сейнеров оснастили пушками и пулеметами, однако каждый выход в море сопровождался угрозой с воздуха. Авиацией противника было уничтожено более десятка рыбацких плавбаз и большое количество сейнеров и лодок. Несмотря на постоянную угрозу с воздуха средний улов на рыбных промыслах Каспия и дельты Волги не снижался — рыбаки самоотверженно шли на промысел, несмотря на опасность.
Даже после того, как враг был отброшен на запад, люфтваффе не прекращали наносить удары по судам в Каспийском бассейне. Например, в ночь на 18 июня 1943 года пять немецких бомбардировщиков Hе-111 нанесли удар по судам на Астраханском рейде и Волго-Каспийском канале. От попадания авиабомб загорелись плаврыбзавод № 8 и нефтеналивная баржа с мазутом «Бинагады». В районе острова Лагань германские самолеты сбросили по рыболовецким судам до 15 бомб, обстреляли из пулеметов сторожевой корабль «Атарбеков» и другие суда.
В книге адмирала Ю.А. Пантелеева «Полвека на фронте» этот эпизод описывается так: «19 июня мы узнали от наших соседей - моряков Каспийской флотилии, что фашисты бомбили Астрахань, подожгли нефтебаржу и плавучий рыбозавод. Канлодка «Ленин», отражая налет, подбила фашистский бомбардировщик. Экипаж совершил посадку на воду и пытался скрыться на надувной лодке. Проходивший мимо рыбачий мотобот взял немцев в плен.
Среди них оказался майор Клаас командир миноносной эскадры, действовавшей на Волге. Это был матерый фашист, его грудь украшали четыре Железных креста. Вел он себя буйно, рыбакам пришлось с ним повозиться. В схватке Клаас был убит. При нем оказалась карта со всеми маршрутами полетов на Волгу. Это был для нас важный документ. Мы поздравили соседей с удачей».
Фото из сети интернет