Найти в Дзене

06.19. Эпизод подкаста с участием Билла Бернетта и Дэйва Эванса

Продолжение следует...
Оглавление

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В основе анализируемого материала лежит концепция «дизайна жизни», которая объединяет принципы позитивной психологии с методологией дизайна. Основной тезис заключается в том, что жизнь следует рассматривать не как инженерную задачу с одним правильным решением, а как творческий проект, требующий постоянного поиска и импровизации.
  2. Проводится фундаментальное различие между инженерией и дизайном. Инженерия решает «ручные» (сложные, но определённые) проблемы, для которых существуют известные решения. Дизайн, напротив, работает с «коварными» (комплексными) проблемами, такими как построение будущего, где решение неизвестно заранее. Жизнь относится к категории «коварных» проблем.
  3. Предлагается практический метод, состоящий из четырёх шагов: проявлять любопытство, говорить с людьми, пробовать новое (создавать прототипы) и рассказывать свою историю. Этот метод преподносится как способ нахождения своего пути, особенно для людей, чувствующих себя «в тупике».
  4. Материал подчёркивает, что данный подход универсален и применим в любом возрасте, а не только для молодёжи. Процесс «перепроектирования» своей жизни рассматривается как здоровое и необходимое занятие на протяжении всего жизненного пути.
  5. Концепция опирается на идеи о «дисфункциональных убеждениях», которые мешают человеку двигаться вперёд. Предлагается начинать с развития эмпатии к себе через ведение «дневника приятных моментов», чтобы выявить источники вовлечённости и положительной энергии.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Акцент на деятельной стороне субъекта. Концепция призывает не к пассивному созерцанию жизни, а к её активному «созданию», «построению» и «проектированию». Это интуитивно приближается к диалектическому пониманию практики как чувственно-предметной деятельности, преобразующей действительность. Идеализм развивал деятельную сторону, но лишь абстрактно, в отрыве от реальной, чувственной деятельности, в то время как данный материал, пусть и в искажённой форме, призывает к конкретным пробам и действиям.
  2. Признание практики как критерия. Идея «пробовать новое» и получать «ответный сигнал от мира» является примитивной формой принципа практики как критерия истины. Предполагается, что идеи и гипотезы о собственной жизни («прототипы») должны проверяться в действии, что позволяет отделить работающие варианты от неработающих.
  3. Интуитивное понимание движения через противоречия. Состояние «тупика» или несчастья можно рассматривать как явление противоречия между сознанием индивида и его бытием. Предлагаемый процесс итераций («попробовал — научился — изменил направление») представляет собой упрощённую модель развития через разрешение противоречий. Различение «ручных» и «коварных» проблем является смутным осознанием того, что не все явления можно понять вне их развития и сложных взаимосвязей.
  4. Признание всеобщей связи. Призыв «говорить с людьми» и вступать в «радикальное сотрудничество» — это слабое отражение принципа всеобщей связи и взаимозависимости. Авторы интуитивно понимают, что человек не может проектировать свою жизнь в отрыве от общества, что его развитие опосредовано взаимодействием с другими людьми.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм: Главный недостаток материала — отрыв сознания от бытия. Проблемы индивида (несчастье, чувство «тупика») объясняются его «дисфункциональными убеждениями», то есть состоянием его сознания, а не объективными условиями его общественного бытия. Решение предлагается также в сфере сознания — через изменение вопросов к себе, развитие любопытства и пересказ своей истории. Это классическая идеалистическая установка, согласно которой сознание определяет бытие, в то время как диалектический материализм утверждает обратное: диалектика вещей создаёт диалектику идей, а не наоборот.
  2. Метафизика: Явления рассматриваются вне их подлинного развития и противоречивой сущности. Разделение проблем на «ручные» и «коварные» является метафизическим, так как оно фиксирует их как застывшие, неизменные категории, не видя их взаимопереходов и единства. Предлагаемый метод «прокладывания пути вперёд» носит линейный, а не диалектический характер. Он игнорирует скачки, качественные преобразования и отрицание отрицания, которые характеризуют всякое подлинное развитие.
  3. Индивидуализм: Подход полностью игнорирует классовую структуру общества и социальную природу человека. Все проблемы и решения замыкаются на индивиде («ваша жизнь», «ваша история»). «Сотрудничество» с другими людьми носит утилитарный характер — получить информацию для собственного проекта. Общество рассматривается не как система производственных отношений, а как совокупность индивидов, из которой можно черпать ресурсы. Такой подход полностью игнорирует тот факт, что общество — это не простая сумма индивидов, а система отношений, имеющая свои объективные законы развития.
  4. Психологизация: Происходит подмена объективных социальных противоречий субъективными психологическими проблемами. Отчуждение труда в условиях капитализма превращается в личное «чувство тупика». Неудовлетворённость жизнью, порождённая эксплуатацией и отсутствием творческой самореализации, сводится к неправильному «дизайну жизни». Решением становится не коллективная борьба за изменение общественных отношений, а индивидуальная психологическая работа. С точки зрения принципа партийности, такая концепция объективно служит интересам господствующего класса, так как она деполитизирует социальное недовольство и направляет энергию людей на индивидуальное самосовершенствование в рамках существующей системы, оставляя саму систему неизменной.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Необходимо перевести рациональные идеи материала в русло научной, материалистической психологии. Акцент на деятельной практике («пробовать новое») должен быть «снят», то есть поднят с уровня индивидуальных жизненных экспериментов до уровня сознательной, целенаправленной общественно-исторической практики. Активность субъекта должна пониматься не как конструирование своей жизни из готовых элементов, а как преобразование объективной действительности в соответствии с познанными законами.
  2. Психика индивида должна анализироваться не как изолированная «комплексная система», а как отражение и продукт конкретных историко-социальных условий. Чувство «тупика» у юриста следует рассматривать через призму противоречий его общественного бытия: противоречия между творческим потенциалом человека и узкими рамками буржуазного права, между трудом и капиталом, между личными интересами и классовыми интересами, которым он служит.
  3. Целью должна стать не разработка «хороших версий себя» в рамках отчуждённого общества, а содействие осознанию индивидом своего реального положения, пониманию объективных социальных противоречий и необходимости их революционного разрешения. Вместо «дизайна своей жизни» в антагонистическом обществе на первый план выходит участие в сознательном коллективном проектировании нового, бесклассового общества.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма: Идеи материала могут быть использованы как начальный этап для пробуждения сознания. Например, человек, ведущий «дневник приятных моментов», может обнаружить, что истинную вовлечённость и энергию он испытывает не в процессе отчуждённого труда, а в моменты коллективной солидарности, творчества, общественной деятельности. «Разговор с людьми» из простого сбора информации превращается в обмен опытом эксплуатации, что ведёт к формированию классового сознания. «Прототипирование» становится пробой сил в малых коллективных действиях — участии в работе профсоюза, кружка, в забастовке. «Рассказ своей истории» преобразуется в осознание своей личной биографии как части истории борьбы своего класса.
  2. В коммунистическом обществе: После снятия антагонистических классовых противоречий основной «коварной проблемой» становится всестороннее и гармоничное развитие каждого члена общества. Неантагонистические противоречия (например, между старыми привычками и новыми общественными потребностями, между различными путями технического развития, между обществом и природой) решаются коллективно. Метод «дизайна», очищенный от индивидуализма, становится методом сознательного и планомерного общественного творчества. Общество коллективно «проектирует» и «прототипирует» новые формы образования, организации быта, досуга. «Радикальное сотрудничество» становится не просто лозунгом, а основой общественных отношений. Целью становится не поиск «хорошей версии себя», а создание условий для полного раскрытия потенциала всех и каждого.
  3. Конкретный пример: Буржуазный подход предлагает «несчастному юристу» сменить карьеру, например, стать плотником, чтобы найти «вовлечённость». Он меняет одну форму отчуждённого труда на другую, оставаясь наёмным рабочим. Диалектический подход показывает юристу, что его неудовлетворённость — это проявление общего закона отчуждения труда при капитализме. Он помогает ему увидеть, что и рабочий-плотник, и фермер, и он сам страдают от одного и того же системного противоречия. Путь к подлинному удовлетворению лежит не в смене профессии, а в присоединении к общей борьбе за уничтожение системы наёмного труда как таковой.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал из области позитивной психологии содержит в себе рациональное зерно, интуитивно нащупывая такие диалектические принципы, как деятельная роль субъекта и практика как критерий познания. Однако эти моменты представлены в искажённой, примитивной форме.
  2. В своей основе концепция является идеалистической, метафизической и индивидуалистической. Она подменяет анализ объективных социальных противоречий психологическими техниками, тем самым выполняя идеологическую функцию — маскируя коренные проблемы капиталистического общества и направляя энергию недовольства в безопасное для системы русло индивидуального самосовершенствования.
  3. Диалектическое «снятие» данной концепции предполагает переосмысление её активных, практических элементов на материалистической основе, переход от задачи индивидуального «дизайна жизни» в рамках капитализма к задаче коллективного революционного преобразования общества с целью создания условий для всестороннего развития каждой личности.

Продолжение следует...

Эпизод подкаста с участием Билла Бернетта и Дэйва Эванса
Эпизод подкаста с участием Билла Бернетта и Дэйва Эванса