Найти в Дзене
Sport Hub

Он был легендой СССР, пил с женой Высоцкого и зарабатывал миллионы: истории о Леониде Буряке

Он был юн, быстр, техничен — и опасен. Опасен настолько, что его хотели арестовать. Нет, это не начало шпионского триллера, а реальная история советского футбола. Главный герой — Леонид Буряк, один из самых ярких полузащитников в истории киевского «Динамо», человек с ударом, который поразил самого Лобановского. Но до славы, титулов и тостов с Высоцким — была охота. Самая настоящая. За талантливым юношей из «Черноморца» охотились лучшие клубы страны. А ЦСКА дошло до предела. До угроз. До ночных визитов. До милиции под дверью. И шкафа, в котором Буряк прятался от принудительного «призыва» в армию. Пять чемпионств СССР. Три Кубка. Победа в Кубке Кубков. Триумф в Суперкубке УЕФА. Восемь раз в списке 33 лучших. Олимпийская бронза Монреаля-76. Член клубов Федотова и Блохина. Но дело даже не в регалиях. Буряк был тем, кого хочется смотреть. Его игра — оркестр, в котором он сам и дирижёр, и первый скрипач. В 1970-е он стал символом не только стиля «Динамо», но и нового, быстрого и умного футбо
Оглавление

Он был юн, быстр, техничен — и опасен. Опасен настолько, что его хотели арестовать. Нет, это не начало шпионского триллера, а реальная история советского футбола. Главный герой — Леонид Буряк, один из самых ярких полузащитников в истории киевского «Динамо», человек с ударом, который поразил самого Лобановского.

Но до славы, титулов и тостов с Высоцким — была охота. Самая настоящая. За талантливым юношей из «Черноморца» охотились лучшие клубы страны. А ЦСКА дошло до предела. До угроз. До ночных визитов. До милиции под дверью. И шкафа, в котором Буряк прятался от принудительного «призыва» в армию.

Кто такой Буряк? Легенда. И не только футбольная

Пять чемпионств СССР. Три Кубка. Победа в Кубке Кубков. Триумф в Суперкубке УЕФА. Восемь раз в списке 33 лучших. Олимпийская бронза Монреаля-76. Член клубов Федотова и Блохина.

Но дело даже не в регалиях. Буряк был тем, кого хочется смотреть. Его игра — оркестр, в котором он сам и дирижёр, и первый скрипач. В 1970-е он стал символом не только стиля «Динамо», но и нового, быстрого и умного футбола.

И всё это — после невероятного побега из родной Одессы, организованного чуть ли не с помощью МВД.

-2

«Солдаты под дверью. Я в шкафу. Мама в слезах…»

В начале 1970-х юный полузащитник уже блистал в «Черноморце» — попадал в списки лучших игроков Украины, признавался надеждой советского футбола. Естественно, на него положили глаз — все. Но сильнее всех хотел ЦСКА.

— Прилетали часто... Армия, машины, спецнаряд… Хотели арестовать меня. Начальник ЦСКА в Одессе сказал: «Ты не шути — все плохо кончится». Как-то ночью пришёл домой, разделся — в комнату. Стук в дверь. Мама шепчет: «Солдаты и милиция стоят». Я залез в шкаф, сбросил вещи на себя… — вспоминал позже Буряк.

Вот так просто: если не идешь в ЦСКА — получаешь статью. И не игровую.

Спасение пришло из Киева. По легенде, за переход Буряка вступился замминистра МВД. Через Николаев игрока переправили в «Динамо». Операция — почти подпольная. Но стоила того.

-3

«Ты где взял эти деньги, сын?!»

Киев стал для Буряка всем. Тут он раскрылся. Тут стал звездой. Тут по-настоящему покорил Лобановского.

— У него был лучший удар из тех, с кем я работал, — признавался мэтр.

А еще в Киеве началась совсем другая жизнь — с зарплатами в 300 рублей, с премиями по 200, со стипендиями от Федерации. Средняя зарплата по СССР — 120 рублей. У Буряка — в разы больше. Слово самому Леониду:

«Я не знал, что такое сберкасса. Получал деньги — кидал в тумбочку. Приезжаю — мама сидит, плачет. Деньги на полу. “Где взял?!” — “Мама, я зарабатываю”. — “Не рассказывай сказки!” Считаем — 12 тысяч рублей».

Для сравнения: за такие деньги в СССР можно было купить две «Жигули».

-4

Концерт Высоцкого — по просьбе Буряка и Блохина

С Олегом Блохиным они были неразлучны — друзья, партнёры, почти братья. И однажды… оказались на квартирнике у самого Владимира Высоцкого. Всё случилось после Олимпиады в Монреале. Встреча в магазине переросла в вечер с гитарой, песнями и водкой у канадской подруги Марины Влади.

«По дороге купили две бутылки водки. Уже через час Марина накрывала на стол. Высоцкий — на гитаре, Марина — хозяйка, мы — слушатели. Он даже записал нам кассету», — вспоминал Буряк.

А потом была Москва. «Лужники». Матч сборной. И — неожиданное появление Высоцкого в раздевалке.

«Зашёл в кожаном плаще. “Почему не звоните?!” — говорит. С такой душевностью… Будто мы старые друзья. После пообщались. К сожалению, больше мы не встречались».

Но были еще воспоминания. В Париже, уже в конце 70-х, они снова увиделись. Тогда Марина Влади поразила всех своей… стойкостью.

«Она увидела, что Володя налил себе. Убрала рюмку — и говорит: “Я русская женщина. Что ты мне наливаешь?” Взяла фужер — и плеснула туда грамм 150 водки».

Дальше был «Металлист». Кубок. Финляндия. Но сердце осталось в Киеве

В 1984-м Буряк покинул «Динамо». Было «Торпедо», потом — «Металлист», с которым он выиграл Кубок СССР. А потом — Финляндия, где он доигрывал за клубы с труднопроизносимыми названиями.

Но настоящая легенда Буряка — это, конечно, Киев. «Динамо». Удар, который шокировал Лобановского. Победы, которые радовали миллионы. И шкаф, который однажды спас ему карьеру.