Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Неизвестные мгновения весны. 50 лет фильму. Попурри на тему. Штирлиц, назад в будущее. У каждого мгновения свой резон.

Оглавление

Юрий Гладышев

Предыдущая часть:

Штирлиц сидел у себя  в кабинете,  и смотрел в окно.  На улице шел дождь.
«Течет с небес вода обыкновенная»,  -  подумал Штирлиц и задремал.
Ему снился грибной дождь,  маленький сад с созревшими вишнями,  а сам,  Штирлиц,  превратившись в облако,   в сизое облако,   полетел к родному дому,   отсюда к родному дому. 
 И вот уже вдалеке показался берег ласковый,  краешком,  тонкой линией…

 Но в это время в кабинет зашел Мюллер, и память накрылась большими, большими снегами.
- Штирлиц,   вы что,  спите?
- Нет,  я просто задумался.
- Интересно,  о чем можно думать,  сидя на стремянке?   О секундах свысока?
  Мюллер уселся в кресло.
- Коньяку хотите? –   спросил Штирлиц.
- Да, пожалуй.   Но вы не ответили на мой вопрос,  о чём вы думали?
- Наступит время,  -  Штирлиц вынул бутылку из бара,  и с размаху ударил ей Мюллера по голове, - сам поймёшь,  наверное.
Грузное тело Мюллера свалилось на пол.
- Готов,  - подумал Штирлиц, -  вот так,  кому позор,  кому бесславие…
- А кому бессмерт-и-е! –  загробным голосом произнес Мюллер,  и стал медленно подниматься.   Изо рта у него торчали два огромных клыка,  -  Ха-ха-ха! Ну вот ты и дождался, пришло оно, твоё мгновение, последнее.

-2

Штирлиц, назад в будущее

Центр-Юстасу. Центр считает наиболее приемлемым тот вариант развития событий с беженцами, при котором все беженцы из Ближнего Востока останутся в Германии.
На этот случай Вам высылается новая характеристика следующего содержания:

Штирлиц Макс ибн Отто. Правоверный мусульманин. Беспощаден к неверным собакам. В поедании свинины замечен не был...
Алекс.

Некоторое время спустя.


Штирлиц вошел в кабинет шефа. Шелленберг возлежал на подушках и потягивал кальян.
- Ты звал меня,  эфенди?-  Штирлиц приложив руку к груди, поклонился.
- А, Штирлиц, дорогой, проходи, садись, -  Шелленберг поправил чалму, и сделал приглашающий жест рукой.
Штирлиц, скрестив ноги,  опустился на пол напротив бригаденфюрера. Кабинет шефа с недавних пор изменился до неузнаваемости. Никаких стульев, никаких столов, вообще никакой мебели, только ковры и подушки. Ковры на стенах, ковёр на полу и подушки,  подушки. Сам же Шелленберг был как всегда элегантен.
Белоснежная чалма, зелёный халат с золотым шитьём, на ногах красные туфли с загнутыми носами.

- Как жена? Как дети? Как сам? – поинтересовался Шелленберг.
- Всё слава Аллаху, господин. Вот только нет у меня ни жены, ни детей.  Ты же знаешь.
Шелленберг зацокал языком, - Ая-яй, совсем плохо, дорогой. Знаю, конечно, знаю, но спросить был обязан. Слушай,  почему не женишься? У меня гарем, у этого старого ишака Мюллера тоже гарем. А у тебя ни одной жены. Плохо, да.  Если  денег на калым  нет, скажи, дам.
- Благодарю тебя, о щедрейший.
-  Не стоит благодарить, дорогой. Мы же друзья.

Что этот сладкоголосый задумал на этот раз? -  думал Штирлиц наблюдая как шеф разливает зелёный чай по пиалам. Штирлиц уже вторую неделю готовил почву для переброски Шлага в Брюсселебад, столицу европейского Эмирата. В разговорах с Шелленбергом он несколько раз ненавязчиво намекал, Шлаг, и только Шлаг по своим каналам может узнать о планах Эмира в отношении европейских нацменьшинств, немцев, французов, норвежцев, поляков и др.
Осталось только дождаться, когда Шеленберг, как всегда, представит чужую идею как свою, и отдаст команду.

- Слушай, Штирлиц-джан, я тут много думал, и решил, а не послать ли нам твоего этого, как его, муллу, бывшего пастора…
- Шлага, наимудрейший.
- Да, Шлага,  в Брюссель. У Эмира, да продлит Всевышний его годы, есть кое-какие планы насчёт наших неразумных соотечественников, не пожелавших принять ислам. И эти планы мы должны узнать, и сработать на опережение. Мы должны опередить Мюллера с его шакалами. Из непроверенных источников известно два варианта. Первый, переселение в Африку с использованием на работах по мелиорации Сахары. Второй, принудительное поголовное обрезание. Когда ты сможешь отправить Шлага в столицу эмирата?
- Как только получу твою санкцию, эфенди.
-Считай, дорогой, что ты её уже получил. Я тебя больше не задерживаю.

Ноги затекли. Штирлиц с трудом поднялся с пола, не привык он ещё к таким посиделкам. Не смея показать спину своему господину,  он попятился к двери.
- Аллах акбар.
- Да, да. Я помню, - задумчиво произнёс Шелленберг, и  провёл рукой по жиденькой бородёнке.

В тот же день пастор Шлаг, он же мулла Хафизула выехал в Брюсселебад.
Он ехал выполнять задание Штирлица, Максима Максимовича Исаева. Какое именно было задание, достоверно не известно. Об этом знали только в Центре.

-3

У каждого мгновения свой резон

Штирлиц включил телевизор. Би-Би-Си показывала   инаугурацию  Президента России. 
  Штирлиц вспомнил 1986 год. Тогда, в Дрездене, он встретился с присланным из Центра  новым резидентом.
  - Володя,- представился разведчик. " У этого парня большое будущее, он далеко пойдёт"- подумал тогда Штирлиц, и не ошибся. Штирлиц вообще редко ошибался.
                ***

   Штирлиц и Мюллер пошли в баню. Мюллер налил в тазик воды и стал мыть ноги.
-  Извините, группенфюрер, но нормальные люди начинают с  головы.
-  Мне лучше знать  с чего начинать, - сказал раздраженно Мюллер.
-  Конечно, конечно, группенфюрер, я тоже иногда начинаю с конца.
                ***

 - Aх, du Steppe breit, Steppe раздо-о-ольна-а-я, ach du Wolga-матушка, Wolga вольна-а-я...
Штирлиц забыл русский язык.
                ***

 "Плывут пароходы - привет Штирлицу! Пробегут паровозы - привет Штирлицу! А пройдут пионеры - салют Штирлицу!" - Мюллер положил на стол газету "Правда", - Штирлиц потрудитесь объяснить, что это такое?
Штирлиц был на гране провала.
- Позвольте узнать, группенфюрер, кто автор этой статьи?
- Автор,- Мюллер нацепил на нос очки и взял в руки газету, - автор некто Гайдар.
- Аркадий?
- Нет, Егор Тимурович.
Штирлиц облегченно вздохнул, - Господин Мюллер, позвольте совет, не верьте
мальчишам-плохишам.

-4

Ирония судьбы, или неизвестные страницы 17-ти мгновения

В феврале-апреле 1945 года  шеф СС Гиммлер, через своих представителей вел секретные переговоры с союзниками за спиной Гитлера, с целью заключения сепаратного мира.

 Есть предположения, что  Коко Шанель (Габриэль Шанель), французский модельер, и основательница дома мод «Шанель»  была подружкой  Вальтера Шелленберга,  руководителя СД (политическая разведка). Якобы, именно Коко Шелленберг  посылал, по одной версии в Лондон, по другой в Мадрид чтобы  договориться с Черчиллем о сепаратном мире. Операция получила название «Модельхут» (Модная шляпка). Однако встреча по неизвестным причинам не состоялась.

Версия о близких отношениях Шелленберга  и Коко весьма сомнительна ввиду большой разницы в возрасте. Скорее всего, отношения были чисто деловыми, если не сказать служебными. И Коко Шанель была всего лишь агентом СД.

 Шелленберг  стоял навытяжку перед рейхсфюрером.  Обычно спокойный, уравновешенный Гиммлер на этот раз не скрывал своих эмоций. Шеф буквально кипел от гнева, стекла его пенсне поблескивали, казалось, что рейхсфюрер извергает молнии.
- Скажите, Вальтер, что ваш Штирлиц  делал во Франции? Как вообще он там оказался? Вы мне докладывали, что он едет в Швейцарию, по делам пастора.
- Так и было, рейхсфюрер,  я санкционировал  выезд Штирлица в Берн для того чтобы он проконтролировал пастора Шлага.  Извините, рейхсфюрер,  но вы сами одобрили план операции прикрытия  с привлечением этого попа.

Гиммлер поднялся из-за стола и подошел к Шелленбергу.  В какой-то момент Шелленбергу показалось,  что всемогущий шеф СС его ударит. Но этого не произошло, резко развернувшись, Гиммлер прошел к окну.

- Шелленберг,  всем известно о вашей изворотливости,  о вашем умении перекладывать вину на других.  Но поверьте, на этот раз у вас не получится, не тот случай.  Слишком серьёзную игру мы с вами затеяли. Вы понимаете, что на кону стоит судьба Рейха? Наши с вами жизни, в конце концов. Вы это понимаете?
-Так точно, рейхсфюрер,  я понимаю. Именно поэтому, я приставил к Штирлицу своих агентов, которые ни на секунду не упускали его из виду. Судя по докладу моих людей, и по рапорту самого Штирлица, всё произошло совершенно случайно.

- Совершенно случайно? Вальтер, вы верите в случайности? После стольких лет работы в разведке, вы верите в случайности? А может мы ошиблись, назначив вас руководителем  СД? Тщательно разработанный нами план был совершенно случайно сорван. И не кем-нибудь, а сотрудником вашего управления…..

Шелленберг,  виновато  потупив  взгляд,  слушал Гиммлера, и вспоминал разговор со Штирлицем:

- Понимаете, бригаденфюрер, я зашел в какой-то ресторанчик на Крамгассе  выпить чего-нибудь  прохладительного,  очень хотелось пить.  Смотрю в меню, написано “Gwass».  Ну квас, так квас, помню я ещё удивился, Швейцария и квас. Ну и заказал пару литров.  Поверьте,  бригаденфюрер,  у меня и в мыслях не было, что это вино. Пропустил стаканчик, второй, хорошо стало.  А тут ещё какие-то ребята подсели. Кажется, они были из Аргентины, или из Финляндии. Ну и мы наквасились.  Пьяный воздух свободы сыграл со мной злую шутку. Что было дальше,  я плохо помню. Вокзал, поезд, такси, мадам, постель.  О, как она пахла! И постель и женщина пахли «Шанелью №5».  Время пролетело незаметно. В постели мы провели две недели…

-… Шелленберг,  я жду объяснений. Какого черта, а главное, с какой целью Штирлиц оказался в Париже? Тем более, что там уже давно  англо-американские войска.
- Рейхсфюрер,  я беседовал со Штирлицем сразу после его возвращения, и сделал ему серьёзное внушение в связи с его опозданием из командировки. Конечно, как человек я могу понять Штирлица. Последнее время он  много работал, как, впрочем, и все мы.
 Запутанное дело Рунге, русская радистка, постоянные бомбежки, недосыпание, это всё чертовски  выматывает.  Да ещё Мюллер со своими дурацкими подозрениями. Штирлица можно понять, оказавшись в мирной стране,  где нет бомбёжек,  где на горных вершинах сияет голубой снег,  где прекрасные катания на лыжах, загорелые лыжницы… Штирлиц расслабился, и здорово надрался с какими-то горячими финскими парнями, как говориться, до зелёных соплей. Ну а поскольку по легенде Штирлиц представлялся как французский коммерсант, эти финны, проявив заботу о перепившем собутыльнике,  погрузили его в поезд, следующий до Парижа.
 В Париже, не совсем протрезвевший Штирлиц сел в такси и назвал адрес отеля,  в котором он остановился в Берне  «Strasse der Bauardeiter-25».  К нашему несчастью таксист немного знал немецкий и отвез Штирлица на улицу с аналогичным французским названием «des constructeurs- maison 25»,   то есть на улицу Строителей дом 25.  Именно по этому адресу, как назло, проживала мадам Шанель.
Что и как там у них произошло, агенты доложить не смогли. Но из квартиры и Штирлиц, и Коко не выходили две недели. Таким образом, встреча мадам Шанель и Черчилля была сорвана. Прикажите арестовать Штирлица?

Гиммлер в раздумье ходил по кабинету. Кажется, он успокоился, подумал Шелленберг.  А если успокоился, значит, не будет пороть горячку. Да,  план провалился, по нелепой случайности, которую нельзя просчитать заранее. Но главное,  не произошло утечки информации. Штирлиц не был посвящен в планы операции, следовательно, он виноват лишь косвенно. А если Штирлиц не виноват, не виноват и он, Шелленберг.

Гиммлер  вернулся к столу, сел, снял пенсне, устало потер переносицу.
- Не надо арестовывать Штирлица. Пусть работает. Я думаю, что за ним следили не только ваши люди. Наверняка там были агенты Мюллера, тем более, что Штирлиц у него под колпаком. Если мы арестуем  Штирлица, это вызовет подозрение. Информация через Мюллера уйдёт к Борману, а от него к фюреру. Начнут копать, а копать они умеют. Будем искать другие пути.

Алекс - Юстасу.
 Центр поздравляет Вас с успешным выполнением задания по срыву сепаратных переговоров между отдельными представителями правящей верхушки фашисткой Германии и союзниками.
Р. S. Отдельное спасибо от моей супруги за посылку. Духи и шляпка понравились.

-5

Штирлица попросили остаться

Штирлиц сидел в своём кабинете, и лениво плевал в потолок. Сегодня  он попал в лампочку  только с третьего раза.   
- Старею,- подумал Штирлиц,- теряю квалификацию. И Центр как назло молчит, уже больше двадцати лет молчит. Штирлиц был далек от мысли, что что-то могло случится с Алексом. Последнее время он вообще был далек от какой-либо мысли, сказывалось отсутствие информации для размышления.

 Он, ещё по привычке, выработанной годами, водил старину Мюллера за нос, и  вербовал попов.
 Он по привычке заходил в музей природоведения и разглядывал осточертевшие чучела гамадрилов.
 Он по привычке торчал в кабачке «Элифант».
Зачем он это делал? На что он надеялся? На встречу со связником? На свидание с женой?

 Штирлиц спросил себя,  а осталась ли у него надежда? Нет, Надежда у него не осталась, она ушла после первой же ночи.  С тех пор у него никого не было, фрау Заурих не в счёт.
 Штирлиц всё чаще стал задумываться о конце. Пора кончать, подумал он. Немного спустя, он поправил себя, пора заканчивать,  заканчивать карьеру, пора на пенсию. Доживать свои годы на маленькой ферме с голубым бассейном.

 Ход мыслей прервал дряхлый голос Копеляна:
- Мюллер идёт по коридору.
- По какому коридору?
- Мюллер идет по нашему коридору.
 Штирлиц нехотя снял ноги со стола, и сделал умный вид.

 Дверь открылась и в кабинет вошел Мюллер. Тягучий сгусток слюны оторвался от потолка и смачно шлепнулся на лысину группенфюрера.
- Штирлиц, у вас весь потолок заплёван. Что за наплевательское отношение к работе?
- Бросьте, группенфюрер, - Штирлиц протянул Мюллеру носовой платок, - какая у нас с вами работа. Третий рейх, а вместе с ним и национал-социализм почили в бозе семьдесят лет назад.

 Мюллер вытер лысину и хитро улыбнулся.
- Вы уверены? Помните наш разговор в марте сорок пятого? Я вам говорил, что пройдет время, сменятся поколения, и  мы восстанем из пепла, мы начнем наше великое возрождение.
- Что-то такое припоминаю.
- Вот и отлично. Как видите,  старина Мюллер никогда не ошибается.  Собирайтесь,  вы едите в командировку в Украину.
- Вы хотели сказать на Украину?
- Нет, именно в Украину.
- Но согласно правилам русского языка…
- Штирлиц, мой вам совет, на время забудьте русский язык. Так будет лучше для вас, и для вашего здоровья. Если не знаете украинского, говорите на немецком, на английском, на грузинском, в конце концов. На каком угодно,  только не на русском и не на иврите.  Инструкции получите через час.  Да, и можете не переодеваться, езжайте в форме.
- А пароль?
- Пароль один, на все случаи "Слава Украине", отзыв "Героям слава".

 Через час Штирлиц получил инструкции из Госдепартамента. А ещё через пять минут пришло задание из Центра.
  Пенсия, маленькая ферма с голубым бассейном, всё это отодвинулось на неопределенный срок.
 Штирлиц ехал в Киев, Штирлиц ехал работать.

Штирлица попросили остаться (Юрий Гладышев) / Проза.ру

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Юрий Гладышев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен