Введение
Когда кто-то хочет узнать больше о маркетинге, освоить профессию маркетолога или комплексно подойти к маркетинговой деятельности в компании, то первое, что он должен сделать - детально изучить "маркетинг-микс" (комплекс маркетинга) - подход, который описывает и позволяет проработать все важные для маркетинга элементы, влияющие на успех компании на рынке.
Есть несколько моделей, описывающих элементы маркетинг-микса, но классической является "концепция 4P". Её разработал в 1960 году известный американский экономист Эдмунд Джером Маккарти.
Концепция, техника или модель 4P - это основополагающее понятие в маркетинге, в профессии маркетолога, в маркетинговой деятельности любой компании.
В настоящей статье я расскажу о маркетинговой модели 4P, а именно: о понятии и назначении, элементах и инструментах.
Другие мои статьи о маркетинге можно прочитать здесь.
Понятие и назначение 4P
Приведу четыре определения понятия 4P или концепции 4P.
Итак, 4P в маркетинге - это:
📌 известная техника, которая является основой маркетинг-микса;
📌 маркетинговая теория, основанная на четырёх основных "точках" маркетингового планирования;
📌 классическая концепция, которая включает в себя основные элементы бизнеса;
📌маркетинговая модель, позволяющая структурировать маркетинговую стратегию, фокусируясь на её ключевых аспектах.
Назначение модели 4P заключается в том, чтобы помочь компании разработать эффективную маркетинговую стратегию, которая будет учитывать все ключевые аспекты продукта: его характеристики, стоимость, доступность для потребителей и методы продвижения на рынке.
Техника 4P подходит для компаний любого масштаба.
Элементы 4P
Маркетинговая модель 4P включает в себя четыре ключевых составляющих:
🔗 Продукт (Product) - все усилия компании, связанные с разработкой и производством предлагаемого товара или услуги, включая качество, дизайн, упаковку, брендинг и уникальные характеристики.
🔗 Цена (Price) - ценообразование продукции (стоимость продукта + скидки и акционные предложения), оно должно быть конкурентоспособным и при этом рентабельным.
🔗 Место (Place) - различные каналы поставок и точки продаж, где находится целевая аудитория товаров и где она может их приобрести.
🔗 Продвижение (Promotion) - всевозможные способы и инструменты продвижения, информирования покупателей о товаре (реклама, PR, акции и мероприятия по стимулирование спроса, маркетинг в социальных сетях).
Инструменты управления 4P
Чтобы модель 4P работала эффективно и приносила компании пользу (положительные результаты), необходимо регулярно и внимательно работать над каждым из элементов 4P, в частности определить и использовать все её инструменты управления.
Рассмотрим какие инструменты управления важно использовать для каждого элемента концепции 4P.
⚙️ К инструментам управления продуктом относятся:
🩸разработка - для кого этот продукт (целевая аудитория), какие функции у продукта, чем он полезен покупателям, будет ли он востребован рынке;
🩸дизайн - соответствует ли он наименованию и назначению продукта, бренду, потребительским вкусам, трендам;
🩸качество - соответствует ли оно ожиданиям потребителей и/или заявленным характеристикам; какие его стандарты разрабатываются и используются при производстве;
🩸ассортимент - какие ассортиментные позиции у бренда, учитывают ли они потребности и ожидания целевой аудитории, есть ли на рынке востребованные позиции, которые компания ещё не предлагает;
🩸брендинг - сформировался ли бренд у компании, как к нему относятся потребители и с чем он у них ассоциируется, какая у него репутация на рынке;
🩸позиционирование и УТП - чем отличается предложение от конкурентов, какие у него преимущества, в чем уникальность предложения;
🩸упаковка - является ли упаковка продукта привлекательной и удобной, экологичной, современной.
⚙️ Инструментами управления ценой являются:
🩸ценообразование - какова структура себестоимости, рентабельны ли цены, каким ценовым сегментам потребителей предлагается продукт, является ли цена конкурентной на рынке, какая стратегия ценообразования у компании (бренда);
🩸скидки, акции, бонусные программы, дополнительная выгода - есть ли сезонные скидки или распродажи, используются ли специальные предложения и бонусные системы для покупателей, предлагаются ли клиентам рассрочка, разные интересные или выгодные подписки.
⚙️ Инструменты управления продажами:
🩸каналы продаж - каким образом и где целевая аудитория совершает покупки, где и каким образом осуществляются продажи (напрямую, через дистрибьюторов или дилеров, в розничных магазинах, в онлайн-магазинах или маркетплейсах);
🩸логистика - как и насколько быстро доставляется продукция конечным потребителям, все ли удобные способы оплаты предлагаются клиентам, где и как хранится товар, как осуществляется управление запасами;
🩸география присутствия - в каких регионах (городах, районах) представлена продукция, каким образом организованы продажи и где находятся точки продаж, какая представленность у конкурентов.
⚙️ К инструментам продвижения относятся:
🩸 реклама - какие виды рекламы и где размещаются (контекстная - Интернет, медийная - ТВ и радио, наружная - рекламные щиты и фасады зданий);
🩸PR - в каких СМИ размещается информация о продукции, какие преимущества (УТП) предлагаются людям, какое отношение формируется у потребителей при упоминании бренда или продукта, как создаётся бренд и его история;
🩸маркетинг в социальных сетях - какая выбрана стратегия продвижения, на каких площадках и как компания (бренд) взаимодействует с потенциальными клиентами, проводится ли работа с блогерами и лидерами мнений;
🩸акции и промо-мероприятия - какую дополнительные возможности и выгоду предлагает компания (бренд) своим покупателям (подарки, розыгрыши призов, скидки и бонусы).
Заключение
В настоящей статье мы рассмотрели понятие и назначение, элементы и инструменты маркетинговой модели 4P.
4P - это классическая модель маркетинг-микса, которая основывается на глубоком изучении и детальной проработке основных элементов маркетинга или бизнеса.
Назначение концепции 4P - разработать эффективную маракетинговую стратегию компании.
Ключевые элементы техники 4P - это продукт, цена, место и продвижение. Каждый из них имеет свои инструменты управления, которые необходимо использовать для успешного продвижения и эффективной реализации товара или услуги компании.
Подписывайтесь на мой канал
и читайте статьи:
С уважением и благодарностью к своим читателям,
Азат Хабибуллин
#управление#компания#маркетинг
#marketing#комплекс#4P
#концепция#модель#техника
#product#price#place#promotion
#маркетингмикс#marketingmix
#продукт#продукция#товар#услуга
#бренд#брендинг#торговаямарка
#brand#branding#trademark#TM
#цена#скидка#распродажа#промо
#продвижение#реклама#акция
#потребитель#покупатель#клиент
#продажа#покупка#торговля
#рынок#конкуренты#конкуренция
#преимущество#УТП#уникальность
#классикауправления
#classic_management
#classicmanagement
#азатхабибуллин
#azatkhabibullin#8