Создатель классической "высокой комедии", актёр и директор труппы Мольера, французский драматург XVII века.
В своём творчестве великий французский писатель-комедиограф обращался к современности. Он видел губительную силу французской церкви и социальные пороки своего времени. В сатирических образах описал типы своих современников - тщеславных мещан, лицемерных святош, скупых аристократов.
Создатель "высокой комедии". Это жизнерадостная, полная народного юмора комедия и в тоже время серьёзная и философская.
Начало жизненного пути. Обучение. Выбор профессии актёра.
Жан-Батист Поклен (1622-1673), Мольер - актёрский псевдоним, был взят, чтобы не позорить фамилию отца, происходил из семьи ремесленников. Его отец был придворным почтенным обойщиком-драпировщиком. Дед поэта, Старый Крессе, брал внука с собой на шумные ярмарки, где комедианты разыгрывали импровизации. В те далёкие дни у Мольера зародился интерес к театру.
Юный Мольер учился в Клермонском колледже, где Жан-Батист основательно выучил латынь. Выдержал экзамен на лиценциата права при Орлеанском университете. Мог стать адвокатом, но его не привлекала ни юридическая карьера, ни дело отца. Выбор пал на театр - трудную и презираемую в те времена греховную профессию актёра. Мольер уходит из дома и присоединяется к бродячей труппе комедиантов. Тринадцать лет скитался по дорогам Франции. Именно в это время Мольер начинает писать свои первые пьесы, приобретает сценический опыт и знакомится с жизнью простого народа.
Первый спектакль "Влюблённый доктор" в Париже. Театры Пти-Бурбон, Пале-Рояль.
В 1658 году, прибывшая в Париж труппа Мольера, показывает впервые перед королём фарс "Влюблённый доктор" в одном из залов Лувра. Спектакль понравилось Людовику XIV и Мольеру предоставили помещение придворного театра Пти-Бурбон.
Шесть лет отношения драматурга с королём складывались хорошо. Король видел Мольера как весельчака и мастера на забавные увеселения, но не грозного сатирика. Недоброжелатели Мольера под предлогом расширения дворца разрушат театр Пти-Бурбон. Но писатель пишет комедии "Смешные жеманницы"(1659), "Школа мужей"(1661), "Школа жён"(1662), получает второе помещение - здание театра Пале-Рояль, пользуется у публики огромным успехом и собирает от спектаклей тройные сборы.
Комедия-балет "Брак поневоле".
Комедия "Тартюф, или Обманщик". Комедия "Дон Жуан, или Каменный гость". Комедия "Мизантроп".
В 1663 году Людовик XIV назначил Мольеру пенсию в 1000 ливров как «превосходному комическому поэту» и заказывает пьесу. Мольер сочинил комедию-балет «Брак поневоле», где будет танцевать сам король. Под руководством Мольера работали хореограф Пьер Бошан (1631-1705) и Жан-Батист Люлли (1632-1687). С этого времени началось многолетнее сотрудничество и дружба Люлли и Мольера.
В 1664 году труппа сыграла перед королём новую великую комедию Мольера - "Тартюф, или Обманщик" , которая наносит удар католической церкви. Пьеса вызвала резкое возмущение королевы-матери. На комедию был наложен заперт. Лишь в 1669 году запрет на постановку комедии был снят польщённым Людовиком XIV - новая развязка пьесы, в которой Тартюфа разоблачает сам король.
Мольер написал и поставил ещё две великих комедии. "Дон Жуан, или Каменный гость"(1665) про повесу-аристократа, получившего справедливое возмездие. В этой комедии сатира задевала феодальное дворянство. Мольер наделил Дон Жуана отрицательными чертами французского аристократа XVII века.
"Мизантроп" (1666) - комедия с трагическими мотивами. Образец "высокой комедии" с углублённым психологическим анализом чувств и переживаний главного героя, ищущего правды и не находящего её. В этой комедии Мольер впервые наделяет своего главного героя как положительными чертами, так и отрицательными. Зрители встретили комедию холодно, так как искали в театре прежде всего развлечение.
Умер Мольер на сцене. Его хоронили друзья на кладбище Св.Иосифа в Париже в заброшенной части кладбища, за церковной оградой. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил хоронить нераскаявшегося актёра-грешника. Много позже Франция отдала своему гению почести, которых Мольер так и не удостоился при жизни.
Факты:
- В Клермонском колледже перевёл с латыни на французский язык философскую поэму древнеримского поэта Лукреция (ок. 99 г. до н.э.- сер. 50-х гг. до н.э.) «О природе вещей».
- Был под влиянием философа Пьера Гассенди (1592-1655) - слушал его лекции.
- В честь Мольера назван кратер на Меркурии.
Спасибо, что прочитали до конца😊 . Комментируйте 📝, ставьте 👍
👀Читайте также:
Жак Расин - французский драматург XVII века.
Пьер Корнель - французский драматург эпохи классицизма.
Французская литература и театр XVII века.