Работая над статьёй о единицах давления, я задумался, что было бы здорово для наглядности сопоставить их с давлениями из реального мира. Так появилась идея составить шкалу, на которой давления и единицы их измерения располагались бы в порядке возрастания.
Вот что из этого получилось:
≈1·10¯²² Па или 100 иПа (иоктопаскалей) – давление в холодных участках межгалактических пустот
≈1·10¯¹² Па или 1 пПа (пикопаскаль) – рекорд вакуума в лаборатории
≈3·10¯¹⁰ Па или 300 пПа – давление лунной атмосферы
≈1,45·10¯⁶ Па или 1,45 мкПа (микропаскалей) – давление на орбите МКС (≈400 км от Земли) [1]
≈9·10¯⁶ Па или 9 мкПа – давление солнечного света на зеркальную пластину, расположенную под прямым углом на орбите Земли
≈2·10¯⁵ Па или 20 мкПа – звуковое давление порога слышимости (0 дБ) при частоте 1 кГц
≈0,032 Па или 32 мПа (миллипаскаля) – давление на линии Кармана (условная граница космоса, ≈100 км от Земли) [1]
0,1 Па или 100 мПа – бария (единица давления СГС)
≈0,2 Па или 200 мПа – звуковое давление, соответствующее громкости 80 дБ (громкий будильник на расстоянии 1 м, крик, мотоцикл с глушителем, шум работающего двигателя грузового автомобиля)
≈0,8 Па или 800 мПа – давление листа офисной бумаги на стол
1 Па – паскаль (единица давления СИ)
9,80665 Па – миллиметр водяного столба (внесистемная единица давления)
133,322 Па – миллиметр ртутного столба (внесистемная единица давления)
≈600 Па – давление атмосферы на поверхности Марса
≈750 Па – давление под крылом самолёта АН-2 (вернее, усреднённая разница давлений на нижних и верхних поверхностях крыльев)
≈1·10³ Па или 1 кПа (килопаскаль) – давление в воздушной подушке СВП
≈2·10³ Па или 2 кПа – давление лыжника на снег
≈6,3·10³ Па или 6,3 кПа – давление под крылом самолёта SSJ-100 (вернее, усреднённая разница давлений на нижних и верхних поверхностях крыльев)
6,89475729 кПа – фунт-сила на квадратный дюйм (американская единица давления)
≈1·10⁴ Па или 10 кПа – давление, которое могут развить лёгкие среднестатистического человека
≈16/10 кПа – нормальное кровяное давление (120/80 мм. рт. столба)
≈20 кПа – разряжение, создаваемое бытовым пылесосом (относительно атмосферного давления)
≈30 кПа – давление в шинах лёгкого колёсного вездехода (караката)
≈31,5 кПа – давление на Эвересте (8849 м) [1]
≈35 кПа – давление на опорную поверхность, создаваемое человеком при ходьбе (при массе 80 кг и площади стопы 224 см²)
≈41,5 кПа – давление, оказываемое на грунт гусеничным трактором ДТ-75
98,0665 кПа – техническая атмосфера (единица давления МКГСС)
100 кПа – бар (внесистемная единица давления)
101,325 кПа – стандартная атмосфера (внесистемная единица давления, равная давлению среднему атмосферному давлению на уровне моря)
≈220 кПа – давление (избыточное относительно атмосферного) в шинах легкового автомобиля (Лада Веста)
≈650 кПа – максимальное давление воды в водопроводе
≈900 кПа – давление в шинах грузовика (передняя ось КАМАЗ 54901)
≈1,6·10³ Па или 1,6 МПа – давление газа в баллоне
≈10 МПа – максимальное давление сгорания топлива в цилиндре дизельного двигателя
≈16 МПа – давления пара в первом контуре ядерного реактора ВВЭР-1000
≈21 МПа – давление в гидросистеме SSJ-100
≈35 МПа – давление в гидросистеме Airbus A380
≈110 МПа – давление на дне марианской впадины
≈300 МПа – давление впрыска топлива системы common rail
≈600 МПа – давление гидроабразивной резки
≈700-900 МПа – давление железнодорожного колеса на рельс
≈1,1·10⁶ или 1,1 ГПа – предел прочности стали 40Х
≈6 ГПа – давление, создаваемое в установке для производства алмазов
≈11-63 ГПа – предел прочности углеродной нанотрубки
≈24-136 ГПа – давление в мантии Земли
≈375 ГПа – давление в центре Земли
≈920 ГПа – рекордное статическое давление, созданное в лаборатории на двухступенчатой алмазной наковальне
≈1·10¹³ или 10 ТПа (терапаскалей) – рекордное динамическое (кратковременное) давление, достигнутое в лаборатории с использованием комбинированного метода лазерного и ударно-волнового сжатия
≈3,4·10¹⁶ или 34 ППа (петапаскаля) – давление в центре Солнца
≈10000·10³⁰ или 10000 КвПа (кветтапаскалей) – давление в центре нейтронной звезды
Ссылки: