Банник
Баня была отдельным строением, где не только мылись и парились, но и занимались лечением болезней, а также принимали роды. Это было единственное здание на территории усадьбы, которое не было освящено. Всё это повлияло на образ банника.
Банник мог предстать перед людьми в разных обличьях. Иногда он был маленьким старичком с длинной бородой, а иногда — огромным босым мужчиной с железными руками и горящими глазами, с длинными волосами. Также он мог оборачиваться кошкой, собакой или даже конской головой.
Банник был очень злобным существом. Чтобы его задобрить, люди приносили ему хлеб с солью, воду с мылом, закалывали чёрную курицу и закапывали её под баней. Также они старались соблюдать правила поведения в бане, чтобы не разозлить банника. Иначе он мог запарить человека до смерти, расплющить его, содрать с него кожу или раздавить. Даже когда банник был доволен, он всё равно мог напугать людей, бросая в них камни и мусор, долго не впускать или не выпускать их.
Детей, которые не были крещены, в бане оставляли без присмотра, потому что банник часто их крал.
Поскольку баню не освящали, в ней проводили различные ритуалы и игры, которые не одобрялись церковью. Среди них были и те, что связаны с вызовом злых духов и посвящением в колдуны. Баня была местом, где часто гадали.
Например, во время гадания на жениха девушки поднимали юбки и поворачивались к двери бани. Считалось, что если лохматая рука банника коснётся девушки, то у неё будет богатый муж, если лысая — то бедный, а мокрая лапа предвещала мужа-пьяницу.
По некоторым поверьям, у банника была жена — банница или обдериха. На Севере она выступала и как отдельный персонаж. Она могла выглядеть как кошка или страшная голая старуха с большими зубами. Также она любила сдирать с людей кожу.
Кикиморы и другие ...
К XVII веку сформировался образ кикиморы, которую звали ещё кикимрой, кукиморой, кикой, кыкой, марой, морой, марухой, чучуморой, шишиморой, суседкой, пряхой, самопряхой — и кучей других имён. И это очень расплывчатый образ: то её селили в болото или реку, то выдавали замуж за лешего, банника или домового — но всё-таки куда чаще кикимора изображалась домашним духом. Причём ряд черт указывает на то, что это персонаж, отличный от домовика, с другими корнями.
По одной версии, кикимора раньше была духом, вызывающим кликушество — припадки, которые объявляли одержимостью демоном. По ещё одному источнику, кикимор насылали строители на нерадивых заказчиков. Некоторые вовсе видят в кикиморе отголоски культа богини ткачества Мокоши.
В кикимор превращались убитые и практически всякие умершие некрещённые дети, кроме того кикимора появлялась после смерти уродца без конечностей и в домах, построенных на могилах удавленников и неотпетых мертвецов. По историям XVIII века, в кикимор обращались дети, украденные нечистой силой. В XIX веке появилось мнение о том, будто кикиморы рождались от связи женщин с огненным змеем.
В некоторых источниках её описывают как девушку с длинными косами, одетую в сарафан, а иногда и вовсе без одежды. В других источниках она предстаёт в виде маленькой девочки, которая не взрослеет.
Однако чаще всего кикимору описывают как маленькую старушку, которая выглядит безобразно и скрюченно. Она одета в лохмотья и настолько сухая, что её может унести даже слабый порыв ветра. Обычно она невидима и может превращаться в различных животных: свинью, собаку, зайца, утку или хомяка.
В некоторых регионах Восточной Сибири кикимору представляли в виде священника или высокого крестьянина.
Если в доме поселилась кикимора, жди беды. Она мешала спать, пугала всех своими протяжными стонами и диким воем, душила детей, бросалась разными предметами, била посуду, открывала двери, путала вещи, переворачивала мебель, гоняла скот, стригла овец, ощипывала куриц и вырывала волосы у людей, пожирала куриц заживо и вообще не давала спокойно жить.
В некоторых рассказах проделки кикимор описывались настолько забавно, что вся округа собиралась посмеяться над ними.
Задобрить кикимору почти невозможно. Если она появилась в доме, то её можно изгнать, только если найти и уничтожить предмет, который её вызвал. По одной из легенд, кикимор сильно пугал медведь, и они убегали от него. Верблюжью шерсть клали под шесток и читали заговоры. Люди ругались на кикимору и молились богу, делали оберег из куриного бога, клали под ясли палку для забоя свиней, опоясывались можжевельником.
Однако иногда кикиморы занимались и полезными делами: убаюкивали детей, мыли посуду, ухаживали за животными, помогали печь хлеб. Ещё они любили прясть и шить, но делали это ужасно.
Ячичну и пустодомку можно назвать кикиморами пустых домов. Они пряли нити, что влияли на судьбу людей.
Игоши иногда назывались детьми кикиморы — хотя чаще говорилось, что они появлялись из некрещённых детей. На вид игоши — маленькие дети без рук и ног. Проказничают они почти так же, как кикиморы.
На кикимор несколько походили злыдни. Их изображали то ли похожими на облезлых животных, то ли горбатыми кошками и собаками, то ли женщинами без языка, глаз и ушей. Злыдни поселяются в домах тех, кто хочет разбогатеть, и насылают на них болезни и неурожай. Чтобы избавиться от них, нужно заманить их в мешок — а затем выкинуть куда подальше.
Русалки
В мифологии восточных славян было множество духов, связанных с природой. Они олицетворяли собой стихии, которые могли быть как могущественными, так и непредсказуемыми.
Одним из наиболее известных персонажей славянской мифологии были русалки. Однако образ русалок, которые представлялись в виде девушек с рыбьими хвостами, появился в России только в XIX веке под влиянием западных произведений искусства.
С XVI века восточные славяне изображали фараонок — египтянок, которые утонули в Чёрном море во время погони фараона за пророком Моисеем. Эти существа превратились в полулюдей-полурыб и ждали конца света, чтобы вернуться к своему человеческому облику. Они топили корабли тех, кто утверждал, что апокалипсис ещё не скоро.
Однако и образ русалок как водных нимф — это скорее отголосок романтической традиции XVIII–XIX веков.
В северных регионах русалок редко называли русалками. Их именовали водяницами, купалками, чертовками, шутовками. На Украине их чаще называли мавками. В некоторых южных областях их называли лобастами, используя тюркское слово.
В некоторых историях русалку трудно отличить от жён водяных, леших и других духов.
У славян русалки — это, прежде всего, души умерших. В них превращались незамужние девушки, погибшие насильственной смертью, и некрещёные дети. В некоторых поверьях считалось, что в русалок превращаются все, кто погиб в Русалью неделю, которая предшествует Троицкой неделе. Хотя иногда русалками называли всех, кто утонул или умер до брака.
Как и многие другие мифические существа, русалки могли превращаться в животных и неодушевлённые предметы. Они предпочитали селиться на высоких дубах или липах. В Полесье верили, что русалки обитают на кладбищах.
Чаще всего их можно было встретить в полях и на берегах рек. Ходили слухи, что русалки в облике молодых девушек заманивали путников в реки и топили их. Они просили путников развязать им ноги, которые были связаны во время похорон. Нередко они приходили к родственникам, выпрашивая поминальную еду, и крали одежду, нитки, холсты и полотна. Иногда они выбирали себе любовников. В некоторых легендах русалки выходили из воды по ночам и расчёсывали волосы гребнями из рыбьих костей.
Русалки обычно появлялись только на Русальей неделе. Иногда они встречались и в течение всего лета. Зимой же они либо возвращались в свои могилы, либо уходили под воду.
Русалки контролировали поступки людей и частенько наказывали за неправильное исполнение обычаев. Это вообще чуть ли не единственные персонажи славянского фольклора, которые напрямую говорили нравоучительные реплики.
Обычно русалок показывали скорее безвредными. И парадоксальным образом в одних историях они способствовали росту злаковых, доделывали ткацкие работы, берегли людей в Русальную неделю, спасали детей, в других — губили урожаи, портили пряжу, нападали на людей в Русальную неделю, крали детей.
Во многих быличках русалок показывали злобными созданиями. Они кидали камни в людей, щекотали их до смерти и топили. Хотя достаточно было нательного креста или булавки, чтобы отогнать от себя нечисть.
В белорусском фольклоре существует поверье о русалках, которые появляются из поленьев или кукол, сделанных из дерева. Этих существ называли пущевиками, они заменяли украденных детей. Со временем пущевики сами превращались в русалок.
В большинстве случаев русалок описывали как девушек или детей в мокрых рубашках и рваных сарафанах. Говорили, что у них нет спины, и если посмотреть на них сзади, то можно увидеть все их внутренние органы.
Однако в северных и некоторых южных регионах образ русалки был более жестоким. Их изображали как уродливых старух с горбами, когтями и огромными железными грудями. Эти металлические конечности символизировали их хтоническую силу. Они могли забить человека до смерти. В некоторых районах Брянской области их даже называли «бабами с железной грудью».
В западной части Полесья рассказывали истории о цыцохах — существах, которые были похожи на полуженщин-полужаб с железными грудями. Они ловили детей и заставляли их сосать свои железные груди. Непослушных детей они душили этими же грудями.
Продолжение следует....