Так повелось, что в самых популярных игровых видах спорта в разных командах присутствуют иностранные спортсмены, которых у нас принято называть "легионерами". Вообще, подобное явление характерно для многих стран.
В настоящее время в отечественном хоккее присутствуют как зарубежные игроки, так и тренеры. И это вполне нормально. Кстати, еще знаменитый Кен Драйден в конце 70-х изъявил фантастическое желание сыграть во всесоюзном первенстве: "Моя семья была готова к переезду в Москву. Но, к сожалению, советская сторона не позволила осуществить свою мечту. Они не были уверены в том, что смогу сыграть сезон в чемпионате СССР до конца".
В позднюю советскую эпоху за киевский "Сокол" выступал некий Тод Хатжи (в оригинале его фамилия пишется Hartje). Он входил в систему клуба НХЛ "Виннипег Джетс", генеральный менеджер которого, лояльно настроенный к нашей стране, посоветовал ему набраться опыта в советском клубе.
Об этом канадский нападающий поведал следующее: "...мне повезло - удалось подписать контракт с клубом НХЛ «Виннипег Джетс». По условиям контракта был должен постажироваться один сезон в киевском «Соколе»".
Таким образом, этот игрок и считается первым легионером в нашем хоккее.
Но чем-то особенным, кроме того, что он прибыл из-за океана, Тод Хатжи так и не запомнился. По словам тренера Анатолия Богданова: "Поселили Тода на базе, положили оклад 120 рублей, как всем, кормили там. Парень он хороший, разумный. Хотя, как игрок, грубо говоря, никакой. Слабый. Но, раз уж мы с ними дружим, то пытались ставить его в состав, когда можно было".
В итоге он вернулся в Канаду, что называется "не со́лоно хлебавши". Пробиться в основу "Виннипега" при этом он не сумел, проведя практически всю свою карьеру в АХЛ. А ещё Хатжи написал книгу о своем пребывании в Советском Союзе. Но писатель из него видимо был такой же, как и хоккеист.
Всё-таки отдадим должное этому парню, в своём литературном творении про нашу страну в негативном ключе он не высказывался, в отличие от некоторых других.
Интересно, а если бы, к примеру, вышеуказанный Хатжи родился на много позже, то смог бы он закрепиться в клубе КХЛ нынешней эпохи? Вполне возможно. Уровень нашего хоккея значительно упал по сравнению с советским периодом. И если в "Соколе" он потерялся на фоне других игроков, то сейчас вполне мог считаться добротным легионером. Хотя всё лишь предположения.
В начале 90-х вместе в столичном "Динамо" появился североамериканский защитник Майк Мюллер. На официальном уровне за динамовцев он провел 11 матчей и даже забросил одну шайбу. Но то́лком о нём ничего не известно.
Если взять иностранных тренеров, то в сезоне 1967/1968 года с рижским "Динамо" работал чех Станислав Мотл. Говорят, что он был неважным мотиватором, и игроки его откровенно игнорировали. Как раз именно Станислава Мотла и сменил на посту Виктор Тихонов, который сразу взялся за дело "засучив рукава", чем разительно отличался от своего мягкого по характеру коллеги из Чехословакии.
Далее о постсоветской эпохе. Многие из вас помнят российское первенство 2004/2005 года, когда знаменитостями из НХЛ (у них тогда был локаут) мощно усилился "Ак Барс". В рядах казанцев были задействованы: Винсент Лекавалье, Брэд Ричардс, Дэни Хитли, Микаэль Нюландер.
Плюс - немало россиян из числа энхаэловцев, таких как Илья Ковальчук, Николай Хабибулин, Дарюс Каспарайтис, Алексей Морозов, Алексей Ковалев. Естественно, что легионерами они не считались.
Звездный десант не помог "Ак Барсу" стать чемпионом. Казанцы вылетели из борьбы ещё в начальном раунде плей-офф. Из воспоминаний Ильи Ковальчука: "Получилось, как с «Рейнджерс». Я точно знаю, что все ребята хотели победить. А если кто-то говорит, что мы приехали просто чтобы поиграть и уехать домой, заработав денег, это чепуха. Мы играли, как могли, делали всё возможное, но это был не наш сезон".
Можно себе представить, сколько денежных средств было потрачено на заокеанских товарищей. Но в итоге цель не была достигнута.
После всего случившегося зарубежные хоккеисты НХЛ в большинстве своём покинули "Ак Барс", за исключением вратаря Фрэда Бретуэйта. Он остался играть в Казани до 2006 года, став настоящим любимцем местных зрителей.
А из наших хоккеистов решил не возвращаться в Северную Америку и продолжить свои выступления за "барсов" Алексей Морозов, ставший главным лидером казанского клуба.
Помимо всего прочего, о приключения заокеанских гостей в России стали гулять байки. Не секрет, что околохоккейная инфраструктура у нас тогда была не очень развита со всеми вытекающими последствиями.
В частности, определенную настороженность вызывали перелёты, а также бытовые условия в гостиницах. В частности, Лекавалье был озадачен отсутствием в номере туалетной бумаги.
Но Алексей Ковалев был иного мнения: "...если разобраться, все необходимое присутствует. Питание в столовой хорошее, на автобусе на тренировку подвозят. Есть кровать, телевизор, тепло в номере, душ. Что еще надо? Если кто-то желает, чтобы ему клубнику в шоколаде приносили и шампанское со льдом — то, пожалуйста, жалуйтесь. А мне и без этого хорошо".
Как отметил Виталий Прошкин, уже после визита энхаэловцев произошли некоторые улучшения: "Стал появляться обслуживающий персонал, оказывалась поддержка хоккеистам. Поэтому они помогли нам развить хоккей не только тот, который на льду, но и тот, который его окружает".
С образованием КХЛ клубы продолжили активно приглашать зарубежных игроков. Но далеко не все они оправдали возложенные надежды на льду, а кто-то умудрялся вляпаться в неприглядную историю. Например, вратарь "Авангарда" Джон Грэм в декабре 2008 года, которого уволили с формулировкой "за неоднократное нарушение трудовой дисциплины".
Неугомонный Грэм подавал апелляцию в КХЛ, а также в районный и областной суд Омска. Но в каждом случае решение оставалось прежним, то есть в пользу клуба, рассторгнувшего контракт. Типичный пример, когда от легионера только вред.
Тем не менее, были и настоящие мастера своего дела, которые не отбывали номер, а старались выкладываться на все сто.
Среди них можно выделить Майка Гарнетта, Павла Патеру, Криса Ли, Патрика Торесена, Брендона Боченски, Найджела Доуса, Линуса Умарка и, в особенной степени, Яромира Ягра.
Сейчас в КХЛ введен лимит на легионеров, количество которых не должно превышать пяти человек. Конечно же, конкуренцию никто не отменял, но и российской молодежи также необходимо давать шанс и на высшем уровне.
Как отметил тренер Федор Канарейкин, приведший в 2007 году магнитогорцев к званию чемпионов: "На мой взгляд, лимит в пять легионеров - оптимальный вариант, который поддерживал общий уровень чемпионата. Наши клубы могут находить качественных игроков из-за рубежа, которые становятся лидерами в своих командах".
Кого из нынешних зарубежных игроков в КХЛ следует выделить. Скорее всего, это будут Джош Ливо, Рид Буше, Стефан да Коста, Байрон Фрез, Максим Комтуа, Адам Ружичка и Зак Фукале.
Не исключено, что мы услышим и новые имена. Но всё-таки хочется, чтобы на ведущие роли в некоторых командах вышли не иностранцы, а непосредственно наши молодые хоккеисты.
А по легионерам вывод простой: нам нужны только те, кто действительно приехал играть, а не "шабашить".
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание и до новых встреч.