Найти в Дзене
Vadim Akimov

Не на страх, а на совесть

Статьс из еженедельника "МН коллекция" - приложения к газете "Московские новости", 1996 № 12 с добавлением иллюстраций, не вошедших в текст. История российского страхования начинается в конце ХVIII века. До этого времени в России экономические потребности в страховании удовлетворялись иностранными обществами, и страховые платежи (премии) уходили за границу. Первой попыткой ввести государственную монополию на страхование явился манифест Екатерины II от 28 июня 1786 года, согласно которому запрещалось «всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем вывозить деньги во вред или убыток государственный». Сразу после оглашения манифеста в том же 1786 г. при Государственном Заемном банке создается первое в России страховое учреждение - Страховая Экспедиция. В то время объектов страхования было немного: каменные дома и фабрики, заложенные в банке. Их страхование снижало возможный риск финансовых потерь для банка в случае уничтожения огнем заложенной в нем недвижимо

Статьс из еженедельника "МН коллекция" - приложения к газете "Московские новости", 1996 № 12 с добавлением иллюстраций, не вошедших в текст.

Авторы
Авторы
Еженедельник
Еженедельник
Статья
Статья

История российского страхования начинается в конце ХVIII века. До этого времени в России экономические потребности в страховании удовлетворялись иностранными обществами, и страховые платежи (премии) уходили за границу. Первой попыткой ввести государственную монополию на страхование явился манифест Екатерины II от 28 июня 1786 года, согласно которому запрещалось «всякому в чужие государства дома или фабрики здешние отдавать на страх и тем вывозить деньги во вред или убыток государственный». Сразу после оглашения манифеста в том же 1786 г. при Государственном Заемном банке создается первое в России страховое учреждение - Страховая Экспедиция.

В то время объектов страхования было немного: каменные дома и фабрики, заложенные в банке. Их страхование снижало возможный риск финансовых потерь для банка в случае уничтожения огнем заложенной в нем недвижимости. Страховая Экспедиция, дабы не вводить владельцев недвижимости в соблазн поджога (это было актуально и в ХVIII веке), страховала строения от огня на сумму, не превышающую 75 процентов их стоимости. Ежегодные платежи владельцев заложенного имущества составляли 1,5 процента от страховой суммы.

Однако первый опыт организации страхового дела в России оказался малоуспешным, сразу же испытав на себе все прелести бюрократического и сугубо фискального характера деятельности финансовых учреждений екатерининской эпохи. Страховая функция рассматривалась лишь как простое продолжение кредитной. Ежегодный сбор премий не превышал 70 тыс. рублей. В 1822 г. (год закрытия Экспедиции) на страховании состояло всего 95 строений на общую страховую сумму в 1,6 млн. рублей. В начале ХГХ столетия министры финансов Д. А. Гурьев и затем Е Ф. Канкрин внесли на рассмотрение Государственного совета проект учреждения государственной страховой конторы, который был отклонен под предлогом «неудобства» для государства брать на себя заботы по организации непривычного для России дела. Правда, через некоторое время господствовавшая в эпоху Екатерины II установка жесткой государственной опеки над экономикой сменилась идеей предоставления большей свободы частно-хозяйственной жизни.

Знаменательной вехой в истории российского страхования стало 27 июля (8 августа н. ст.) 1827 года. В этот день император Николай I подписал именной указ Правительствующему Сенату об учреждении первого акционерного страхового общества в России. «Обращая внимание на успешное распространение полезных предприятий, промыслов и торговли, - писал российский самодержец, «мы признали соответствующим цели сей дозволить образовать в России частное Общество для страхования имущества от огня».

Далее отмечалось, что «учреждением сим частные капиталы получат новое средство в обращении их между тем, как и переводы сумм в иные государства уменьшатся».

Общество получило официальное название «Первое Российское страховое от огня общество». Основную роль в его создании сыграли Н.С. Мордвинов и барон Л. И. Штиглиц.

Н. С. Мордвинов
Н. С. Мордвинов

Ряд экономических трудов Мордвинова за полвека до реформ Александра II фактически предвосхитил и отмену крепостного права, и идею частных кредитных и страховых учреждений. Будучи председателем Департамента государственной экономии Государственного совета, Н. С. Мордвинов взял на себя значительную часть хлопот по созданию страховой компании и явился одним из учредителей Первого страхового общества, председателем его правления, а также сыграл основную роль в разработке его устава, ставшего на долгие годы образцом для аналогичных нормативных актов последующих страховых компаний.

Л. И. Штиглиц
Л. И. Штиглиц

„Первое Российское страховое от огня общество» получило при учреждении существенные льготы: монополию на проведение страхования от огня в С-Петербурге, Москве, Одессе столичных и прибалтийских губерниях (где строения в основном были каменными}, а также освобождение от всех налогов, кроме пошлины в казну по 25 копеек с 1000 рублей застрахованного капитала.

Дела Первого Российского общества сразу же пошли достаточно успешно. За первые 20 «монопольных» лет оно приняло на страх множество строений, оцененных в общей сложности в 57 млрд рублей, и выплатило своим акционерам около 6 млн. рублей дивидендов. Столь впечатляющий старт стал стимулом для создания в 1830 — 1840-е гг. ряда новых акционерных компаний в области огневого, личного и транспортного страхования: Второго Российского страхового от огня общества, Российского обществ застрахования капиталов и доходов («Жизнь») 1835г, «Саламандры» (1846) и «Надежды» (1847).

Дом общества
Дом общества
Гравюра, украшавшая полисы общества.
Гравюра, украшавшая полисы общества.

Более 90 лет Первое Российское страховое общество занимало лидирующие позиции на отечественном страховом рынке. Его 400-рублевые акции были весьма привлекательным объектом вложения капитала, так как котировались на биржах весьма устойчиво, не опускаясь ниже номинала даже в кризисные и революционные периоды. Особенно впечатляющими были успехи общества в конце ХIХ - начале ХХ вв. когда биржевая цена акций доходила до четырех номиналов, а дивиденд достигал 100 рублей на акцию. В 1901 году, после пожара в московском торговом доме «Мюр и Мерилиз», общество провело одну из крупнейших страховых выплат в России на сумму 1,7 млн. рублей.

Полис Первого Российского страхового от огня общества.
Полис Первого Российского страхового от огня общества.

Первое Российское общество неизменно пользовалось безупречной репутацией солидного и надежного партнера. В отличие от других российских страховых компаний, оно избегало скандалов, публичного выяснения отношений с конкурентами, шумных судебных тяжб с клиентами. Дела велись основательно, без громкой рекламы и участия в рискованных проектах. В канун Первой мировой войны общество расширило круг своих операций, и из его официального названия исчезают слова «от огня». Предметом страхования стало недвижимое имущество всякого рода, движимое имущество, товары и машины, а также капиталы и ренты. Весьма актуальным новшеством стало и впервые предложенное коллективное страхование рабочих и служащих на фабриках, заводах, горных промыслах, в сельских и лесных хозяйствах, при всяких строительных работах, а также судовых команд. Услугами его пользовались и лица, желавшие застраховаться от несчастных случаев на железных дорогах и пароходах.

Успеху общества в немалой степени способствовали устойчивые связи с кредитными учреждениями. Свободные капиталы инвестировались им в ценные бумаги (40 проц.), недвижимость (ок. 34 проц.) и банковские депозиты (20 проц.), что приносило гарантированно высокие доходы.

В 1902 г. общество торжественно отметило свое 75-летие. На праздновании юбилея присутствовало около 300 человек — практически вся деловая элита России того времени. Общество поздравили: министр финансов С Ю. Витте, председатели С-Петербургского и Московского биржевых комитетов А. Я. Прозоров и Н. А. Найденов, руководители ведущих банков и страховых компаний. К юбилею была издана книга о его истории и памятный значок.

Вплоть до революции Первое Российское 06щество прочно занимало место в пятерке ведущих страховых компаний. Даже в 1916 г., когда большинство фирм несло крупные убытки, Общество выплатило своим акционерам дивиденды в 25 проц. от номинала акции.

Коллапс, постигший всю частнопредпринимательскую сферу страны в ходе революционных экспериментов над собственностью, не обошел стороной и первенца отечественного огневого страхования. После принятия в ноябре декрета СНК о национализации страхового дела в России, Первое Российское страховое о6щество, учрежденное в 1827 году, постигла общая печальная судьба предприятий и фирм подобного рода.

Но, к счастью, историческая память - материя более устойчивая, нежели недвижимость, финансы и социально-экономические институты. Сохранившиеся в архивах материалы об успешном выполнении Первым обществом своих экономических и социальных функций отнюдь не утратили своей актуальности. И сегодня, в период возрождения интереса к традициям прошлых лет, богатейший опыт предшественников начинает востребоваться.